Бориса Немцова убили по заказу Госдепа. Для того чтобы «омрачить годовщину де-факто воссоединения русского Крыма с Родиной». Сперва убили, чтобы омрачить первую годовщину. А теперь «те, кто из-за рубежа дергал за нитки» посылают «глумливые намеки из-за океана». Омрачая вторую годовщину. Мол, как же так, почему не ловите заказчиков и организаторов преступления? Однако есть и «высший суд», наперсники разврата, суд истории, он ждет и «по историческим меркам очень быстро расставит все на свои места».
Знаю, Маркина комментировать бессмысленно и глупо, но тут удержаться трудно. Такое даже от него, официального представителя СКР, слышишь не каждый день. Человек старается, покоряя все новые вершины, и вот договорился до омрачения годовщины воссоединения как мотива убийства. Нельзя не отметить. Кроме того, интересно проследить методику, чтобы не сказать методичку, которую использует официальный представитель в диалоге с различными своими оппонентами. То есть методика вроде однообразна, по принципу «сам дурак». Однако и такая, как выражаются в Чечне, риторика порой оказывает умопомрачительное воздействие на читателей. Маркин заставляет говорить о себе, достигая вершин, которые хочется назвать сияющими.
Взять, к примеру, знаменитую его речь о несогласных, которые распространяли свои видеоролики о деятельности местных избиркомов «с одного сервера, который расположен на территории США, в штате Калифорния». Речь эта прозвучала в феврале 2012-го, и до сих пор неизвестно, удалось ли в ходе следственных мероприятий установить, что на территории США, в штате Калифорния, находится штаб-квартира YouTube. Тем не менее успех это выступление Маркина имело ошеломительный. Сразу стало ясно, где шакалят российские сторонники так называемых честных выборов. Во всяком случае, несогласные в дискуссию со Следственным комитетом не вступали. Несогласные умирали от смеха.
Можно вспомнить и дело о «геноциде русскоязычных» на Украине, о котором пресс-секретарь СКР рассказывал в сентябре 2014 года. Ровно за день до заседания в Брюсселе, где обсуждался вопрос об антироссийских санкциях. Бастрыкину с Маркиным тогда поручили пошантажировать Европу каким-нибудь страшным словом из международного юридического лексикона, и они с задачей не то чтобы справились, но шум произвели. Правда, на санкции это не повлияло.
А еще такой был случай — с Ходорковским. Летом прошлого года СКР возбудился против бывшего политзэка в связи с убийством мэра Петухова по «вновь открывшимся обстоятельствам». О чем Маркин сразу сообщил в пресс-релизе, и тут у них с Михаилом Борисовичем началась полемика. Подозреваемый все интересовался, за что ему такая честь: за «исполнение Гааги» или же за «серию статей о будущем России после Путина»? На что официальный представитель твердо отвечал, что «Следственный комитет политикой не интересуется», и это была, конечно, фраза месяца. Поскольку за то мы ценили и ценим Владимира Маркина, что он чуть не ежедневно выступает с политическими, не побоюсь этого слова, декларациями. Собственно, оттого они и производят столь сильное впечатление, что о судьбах мира печется простой генерал-майор. Говорящая голова карательного ведомства.
Вот и вчера он, вступая в спор с Госдепом, яркими словами описывал происходящее в своей голове. Он видел город Вашингтон, где замышляют кровавое злодеяние, мучительно гадая о том, как бы им омрачить русским первую годовщину аншлюса. Потом руками своей агентуры, внедренной в ряды простодушных и богобоязненных пехотинцев батальона «Север», совершают убийство. Теперь же, когда подошла вторая годовщина, глумятся из-за бугра, призывая российские власти привлечь убийц к ответственности, и жутко даже помыслить о том, что случится через год. К счастью, Маркину есть что ответить заокеанским извергам, и он высказывается про высший суд, близко к тексту цитируя классика из школьной программы.
Такие в России нынче стандарты профпригодности у спикеров — и в Кремле, где поражает слушателей своей вечной неосведомленностью Дмитрий Песков, и в МИДе, где ищет и находит контакт с оторопевшими зрителями Мария Захарова, и в «Инстаграме», который безымянные цицероны помогают вести Рамзану Кадырову, и в СКР. Причем Владимир Иванович никак не теряется на фоне прочих. Наоборот. Он умеет по-настоящему заинтриговать читателей. Мы гадаем, отчего наши слабосильные силовики даже какого-то шофера поймать не могут, не говоря о том, чтобы Рамзана Ахматовича допросить. А Маркин нам убедительно разъясняет: не там ищете, надо в Америке, под фонарем. Мы стремимся постичь, отчего Бастрыкин отказывается подписывать ордер на арест Геремеева, и Маркин нам убедительно возражает: а зачем? Вынесет свой вердикт суд истории, и все поймут, что заказчиком был Обама. Имеется еще не вполне лишенная смысла версия, что чеченцев спровоцировали спецслужбы, чтобы убрать ненавидимого Кадырова, но и тут Маркин вносит ясность. Соображайте, говорит, «кому выгодно» политическое убийство в Москве, и тогда вас тоже осенит, что главными бенефициарами стали американцы. Такую логику еще принято называть железной.
Да, но все-таки однообразие приема слегка смущает в данных словесных конструкциях. «Сами вы дураки, национал-предатели и убийцы», — это мощный контрдовод, но от многократного повторения формулировка утрачивает первозданную неопровержимость. И вот еще про суд истории думать как-то зябко. Ибо история — материя таинственная, что же касается суда, то поэт называл его «Б-жьим» и «грозным». И про злословье, то есть про гнусную сплетню и пустую болтовню, высказывался весьма нелицеприятно по отношению к тогдашним спикерам. Оно, говорил, вам не поможет вновь.
А ну как выяснится, что и вправду не поможет? Эта мысль внушает трепет при самом беглом чтении современных пресс-релизов. Включая бессмысленные и глупые типа маркинских. Ведь старался человек, сочинял, вкладывал и продавал душу, однако просчитался и продешевил. При жизни был посмешищем, а как дойдет до высшего суда, так станет совсем не до смеха. Имею в виду как минимум суд потомков, который действительно разберется и с теми, кто убил Бориса Немцова, и с теми, кто покрывал убийц, притворяясь идиотами. Или не притворяясь, но тогда вердикт будет смягчен, и это отчасти радует. Радует по-человечески, как ни странно звучит это слово применительно к официальному представителю СКР.
Илья МИЛЬШТЕЙН
http://grani.ru