Известно, чем более серьёзен материал — тем больше нужно юмора, чтобы его воспринять. Мой друг и коллега Боря Гулько намедни написал статью на тему до противности актуальную: как «больная совесть» евреев, отошедших от Торы, не даёт им по-настоящему бороться с терроризмом. И, добавлю, с очернением и (в недавнем прошлом) угнетением своего народа.
Так вот, гроссмейстер всю статью начинил подколочками и хихоньками. И правильно — иначе никто ничего не поймёт.
Я обычно следую сему проверенному рецепту, начинаю с трёпа и, лишь разогревшись, приступаю к главной тематике. Но сегодня отчего-то захотелось разнообразить: давайте поэкспериментируем, начну я веско и внушительно, а хихоньками закончу. Идёт?
Есть в Израиле, на севере Негева, такой город: Иерухам. Назван он в честь великого раввина Йерухама Лейвовича, машгиаха (духовного руководителя) иешивы «Мир» между двумя мировыми войнами. Вот как человек, ставший заглавием города, ответил в книге «Даат Тора» на многочисленные сегодняшние вопросы: за что евреев не любят, почему отношение к Государству Израиль столь несправедливо и пристрастно?
«И толкались сыновья в её (Ривки) чреве», — начинает Тора историю жизни Яакова и Эсава. Поясняет Раши: спорили уже во чреве матери о двух мирах — мире земном и мире вечном. На чьей стороне истина, право и власть? Говорит рав Йерухам, что это состояние спора и толкотни вовсе не направлено к какому-либо решению, окончательному ответу или «контрольному эксперименту». Оно — естественно и нормально. Народы мира, «первым», верховным и направляющим из которых назван в Торе потомок Эсава Амалек, и должны оспаривать у Израиля право на роль «избранного народа». Поэтому, добавлю от себя, не имеет никакого значения тот факт, что Арбитром матча постановление вынесено, закреплено в Святом Писании, стоит на нём печать истории.
Неизменно появляющиеся у народов претенденты на роль «носителя окончательной истины» и «избранного сообщества» — христианство, мусульманство, бахаизм, национализм, коммунизм, расовая теория, новый либерализм, халифат и т. д. — оспаривают в первую очередь право носителей Закона Торы на истину. Оттого — на вечный мир. Который — весь только по правде и по делам.
Прочая же (в идеологическом смысле) мелочевка, пошлая и скандальная, типа «кровавого навета», «всемирного сионистского заговора» и им однояйцевых славных борцов с жидомасонской нечистью, заняты «выталкиванием» потомков Яакова из этого мира, мира земного. Но — поскольку всем понятно, что за кем идейное превосходство, к тому рано или поздно придёт земная сила — герои нуждаются друг в друге.
Оттого наиболее организованные социальные системы — диктаторские режимы так трепетно относятся к «идеологической работе». Особенно — к воспитанию подрастающих поколений. Если есть вопросы, посмотрите возрастную статистику бойцов «Исламского халифата» или нынешней волны террора в Израиле.
Естественно, всемирная организация народов, ООН, и должна заниматься главным своим делом. Кого волнуют миллионы погибших в Руанде, Кампучии, Судане, Сомали, Сирии?.. Они не претендуют на роль «светоча народов», «носителя Б-жественной истины»; с ними не поратуешь за власть в этом мире, духовную и земную. Так пусть себе кушают друг друга, скармливают крокодилам или запихивают в гулаги… К возвышенной работе «толкания и пихания» с братом Яшенькой это не имеет никакого касательства.
Итак, согласно интерпретации мудреца, отношение мирового сообщества и отдельных его частей к еврейскому народу и его откуда ни возьмись возникшему государству подчинено могучему гегелевскому принципу: «Цель — ничто, движение — всё».
Кому присудит высший Рефери медаль за победу по очкам — это отчасти предрешено и когда ещё будет; а пока надо делать своё дело. Например, тоннами отправлять деньги в «ооновские школы» сектора Газы, радуясь в душе верно расставленным акцентам тамошних учебников.
Разумеется, есть в этом толкании и пихании свои отливы и приливы, всё-таки жизнь на Земле — бушующий океан. Могут объявить сионизм «расизмом» — а могут вдруг воспретить бойкотировать злостных иудеев, «захватчиков Иудеи». Могут клеймить «сивонизм» и его носителей — «актуальных и потенциальных», по остроумному выражению советского антисемита Емельянова (читай: «евреев») — как иностранных агентов и нацистов. А могут вдруг «в приличном обществе» перестать подавать юдофобам руку.
Когда только что ушедший от нас великий знаток Торы и праведник рав Исраэль Бельский умерял пыл разгневанных очередным хамством иудеев: «Успокойтесь, все антисемиты», — он отнюдь не имел в виду граждан планеты персонально. Разумеется, есть приличные и даже очень достойные люди; одной Ирены Сендлер достаточно, чтобы оправдать в глазах Небес жизнь целого народа. А ведь были ещё Ян Карский, Рауль Валленберг, Оскар Шиндлер, Тиуне Сугихара, Андрей Сахаров, Владимир Короленко (…); из нынешних — ну хоть Рудольф Джулиани или Стивен Харпер.
Нет, рав говорил только, что «пиханий и толканий» не избежать. Эсавчик может на время успокоиться, даже расчувствоваться, пролить слёзы над его, милого единоутробного, бедствиями. Мэр Лондона Борис Джонсон, которого некогда упрекали в неполиткорректностях по еврейской тематике, вдруг сделается воинствующим противником бойкотов.
Но это пройдёт. Даром ли Яаков, возвращаясь из далёкого Харана, встречает братишку со словами: «Ты ведь знаешь всё (неприятное), что случилось со мной». Через своего ангела — в то время нормальные люди бывали с незалежными ангелочками вась-вась. Рав Исраэль только напоминал: делайте, что можете, но не надо слишком хорохориться. Закон природы. По Рамбаму, только этот «закон природы» и изменится с приходом Машиаха.
Однако: «пришли евреи — и опять о своём»! (А. Солженицын, Л. Гумилёв). Мать Тереза «национальным вопросом» не сильно озабочивалась — в отличие от «истинных гуманистов» Ленина и Сталина; просто помогала, кому могла. В Калькутте меня водили в институт Рамакришна-мишн, где слепых брошенных индийцев опекают, обучают профессии, помогают устроиться в жизни. Надо побывать в той стране, что ощутить контраст — в городе миллионы никому не нужных нищих, ютящихся на улицах или в трущобах, рядом с которыми мексиканские лачуги у помоек покажутся дворцами; а уж слепые — это парии среди парий!
Есть на планете добро и зло и вне измерения углов горбатости носа и процента искренности в возмущениях «зверствами империосионистов». Но корни их — так утверждает Тора, а она, согласитесь, не хухры-мухры, а прямой текст Владыки мира, — в отношениях Яакова и Эсава. Они же — Эвель и Каин. Они же — с точностью до одеяний — дорога жизни и дорога смерти.
Те же добро и зло, коли к слову пришлось — в отношениях евреев Торы и евреев против Торы. «Выручи меня из руки брата моего (еврея) и (затем) от руки Эсава». Не осмелюсь предполагать, что к чему относится: «толкание» к спору в мире правды, а «пихание» — к земной юдоли или наоборот — но оба этих аспекта неизбежны в отношениях Закона Б-га с любой его противоположностью. Светским ли иудейством, свежим ли западным либерализмом, мусульманским ли фанатизмом, христианским медово-пряничным миссионерством…
Обратите внимание, обвинения светской израильской печати в сторону «пейсатых захребетников» подчинены тому же милейшему дуализму.
С одной стороны, все, кто пытаются жить по Закону Торы, есть публика зашоренная, дикая и средневековая. Обстоятельства давным-давно изменились, надобно не сидеть над бесполезными фолиантами, измеряя с помощью селорфона точный объём мацы — а постичь премудрости физики, химии, социологии и «продажной девки» кибернетики — и стройными рядами к истине, свободе и свету!
Зря ли отступники от Закона в XIX веке присвоили себе звание «маскилим» (просвещенцы) — «люди разумные»? Да и «светские» — это «носители света». В отличие от тёмских и бестолковых.
С другой стороны, правда правдой, а нет ли чего попрактичнее? Известно, что «пейсатые» — они на деле лентяи и обманщики, развратники, воры и дебоширы; работать не хотят из лени, воевать из трусости; соки сосут из трудового народа, грабят пенсионеров и деточек; в гетто их, к ногтю, в лагеря перевоспитания! В общем, лицемеры они, о вере и добре толкуют, вона вырядились!.. Это как бы зловредный «малый народ», сосущий соки из «большого народа» — по безупречным выкладкам гениального алгебраиста академика Игоря Шафаревича. А теперь давайте применим метод математической аналогии — вдруг подобие и проклюнется. Построим формулу и проверим, совпадут ли наши выкладки с дихотомией рава Йерухама.
Античные греки и римляне обвиняли иудеев в узости и зашоренности: у всех приличных народов по цельному пантеону и ещё один бог, частно-собственный, покровитель, а эти талдычат про какого-то то ли их собственного, то ли общенародного, не разберёшь. Он-де невидимый, непостижимый, ни потрогать, ни понюхать, ни помыслить… Дикари-с! Глупые, примитивные, на Олимпиадах голыми бегать стесняются, законов царя слушаются, только если им в масть; да и настолько ленивы, что быкам и рабам раз в неделю дают тунеядствовать, подрывая этим экономику!
Христиане спервоначалу больше упирали на духовную иудейскую неправильность и неправедность. Евангелический Иисус скромненько поучал: «законы их слушайте, но поступкам их не следуйте». Лицемеры они и, что самое вредное, «фарисеи». Словечко сиё некогда означало всего-навсего «прушим», им величали особо старательно соблюдавших законы Торы и в первую очередь — законы ритуальной чистоты. Но мы-то с вами знаем, почём фунт лиха, да и поэт свидетельствует: «всё тонет в фарисействе»! Постепенно выяснилось, что евреи не только Мессию не приняли и бога распяли, но существа они для общего дела совершенно ненужные и беспочвенные. Изоляционисты, обманщики и бездельники. Тем более что Община Христианнейшая давным-давно Новым Израилем именуется и избранным сообществом заделалась, и нету с той поры в этих «исторических окаменелостях» ни малейшей надобности. Только и мечтают оне — коли не высосать кровушку и отравить колодцы, так хоть отвлечь доброго христианина от праведных трудов его в кабак. Российские императоры чередой-рядочком всё как один упорно пытались злостных этих кабатчиков и ростовщиков к полезному делу приставить. Покуда из них Вер Фигнер с Троцкими не воспитали и свою империю необъятную жидобольшевикам не профукали.
Мусульмане тоже себе ни в чём подобном не отказывали. Уж коли жестоковыйные курайшиты в истинную веру обращаться не сподобились — надобно их, с одной стороны, научно определить: дал им некогда истинный Б-г правильный, истинный закон, а они, дурни и жулики, жить по нему не потянули. Посему не вредно с ними договорчик нарушить, мечом-топориком сзади нежданно поорудовать — чего с «бывшими избранниками» церемониться? Чай, вот новые появились. Не сразу, правда, мусульмане сообразили, что иудеи — лентяи и захребетники; долго им спуску не давали и в единых порывах «как нам обустроить» Испанию, Марокко и Египет с Турцией примеривались. Хотя, конечно, занимать недочеловекам руководящие должности законом решительно возбранялось. И чередком-рядком, султан за султаном, обнаружив, что убогие зимми оказались незаменимыми и ни с того ни с сего правоверными командуют, выгоняли пройдох с захваченных кресел. Да и по мере ослабления империй еврейское захребетное тунеядство вкупе с кровожадностью мусульманам раскрывалось. Нынче же и вовсе — пьют они кровь трудовых феллахов, угнетают и обижают, на украденных землях жируют, закон истый шариатский упорно от поганых своих гляделок отталкивая. Одним словом, оккупанты, потомки свиней и обезьян. Впрочем, есть и от них некая польза: вместо каждого согрешившего правоверного в ад должен отправиться еврей или на худой конец христианин. Выкуп называется.
С точки зрения прогрессивного либерализма, претензия замшелых иудеев на владение какой-то специфической и превосходящей прочие истиной совершенно курьёзна. Известно, что все звери, люди, народы и религии равны; отличие мужчины от женщины и шамана от попа имеет чисто случайный и несущественный характер. Абсолютных истин нет — кроме, конечно, истин самого либерализма, несколько туманных и абстрактных, но зато столь удобно провозглашаемых: «кока-кола, свобода, равенство, братство»! Уж раз все всегда и во всём равны и даже немножечко равнее, пусть себе долдонят древние бу-бу-бу в мечетях-церквях с синагогами. Но, честно говоря, вся эта «религиозная практика» от фанатизма и лентяйства исходит и занимает слишком много времени (особенно у евреев). И только мешает она созданию истинного, возвышенного, прогрессивного, высокоразвитого сообщества. Когда всё человечество в едином порыве станет Единым Избранным Народом. Которого либералы — первые провозвестники. Ура, товарищи!
Про общеизвестные зверства сионистов-нацистов мы сейчас не станем распространяться. Мы же интеллигентные люди. Просто поможем бедным малюткам в оккупированной Палестине.
Люди добрые, научите, будьте ласковы, чем, кроме стилистических тонкостей, все эти «пихания и толкания» различаются между собой? Или я, по иудейскому обычаю, опять чего-нибудь приврал-перепутал? И всё это и иже с ним в формулу рава Йерухама никаким боком не втискивается?
Простите-пардоньте, а чему тут веселиться-радоваться? Почто у статьи заголовок оптимистический?
Неужели не видите? Слово в слово, как под копирочку, сбываются предсказания Торы. И проясняются разъяснения её мудрецов. Машинка крутится, колёсики звякают, порой слишком спелые искорки летят от них во все стороны. Но ведь нам обещано, что «никогда не забудется Тора в народе Израиля»! Как ни старайтесь! Тем более в стараниях этих мало творческого, «нет нового под солнцем»; отличаются «пихания и толкания» лишь размером дубины и цветом рукоятки.
Тора предупреждает нас, что Машиах придёт. И прямо на глазах людей, ещё в этой земной реальности, будут наказаны грешные, будут вознаграждены праведные. Единый Творец раскроется людям. И народы станут единой семьёй в служении Создателю. Во взаимной любви, снисходительности и поддержке. И счастьем наполнятся все сердца, ведь счастье — это другое название прикосновения к свету, текущему из Источника жизни. Разве нет у нас повода радоваться?!
Совсем недавно я вернулся из Израиля. Все обо всём знают, пистолетов и газовых баллончиков изрядно распихано по пазухам и сумочкам. Видел столбы, вкопанные в центре Иерусалима у автобусных остановок — на случай машинного теракта.
Но дух среди людей Торы (на которых чаще нападают придурки, тут еврея не перепутаешь) — был духом возвышенного покоя и радости. В секторе же «светском», с коим соприкасался меньше, но не раз приходилось — при всей закалке и знаменитом «пофигизме» израильтян, витал в воздухе привкус истерики. Словно 2 мира. И ясно мне, какой из них выберет по мере ослабления идеологических пут и промывания мозгов большинство человеков моего народа. А значит — скоро на Земле станет ХО-РО-ШО!