«Окно Овертона»: технология изменения общественного мнения

CaptureМария Гутман и Арье Зарицкий

Каким образом неприемлемую и экстремистскую идею превращают в политику правительства?

«Окно Овертона» — теоретическая модель, способная это объяснить. Проблема состоит в том, что эта модель со всей полнотой испытывается на нас, и поэтому нам необходимо поскорее выпрыгнуть из этого окна.

Социолог Джозеф Овертон (1960 – 2003) предложил модель способа, с помощью которого производят изменения общественного мнения. Эта модель названа его именем – «Окно политических возможностей Овертона», или кратко – «Окно Овертона». Согласно развитой им теории, доминантные взгляды общества могут быть изменены под влиянием новой идеи, которая внедряется в это окно и продвигается поэтапно: от совершенно неприемлемой в обществе идеи, к идее крайней в общественном мнении, далее приемлемой, логичной, популярной, пока не становится политикой правительства. Таким образом, спектр идей общества меняется от положения полной недопустимости, до вынужденного в силу обстоятельств. Этот переход может быть быстрым, однако это зависит от мощности, используемой для продвижения данной идеи, пропаганды.

Чтобы превратить неприемлемую, абсурдную идею в радикальную, для внедрения в рамки окна, необходимо изменить её название на вымышленное, элегантное – эвфемизм, что обеспечит в дальнейшем переход от отрицательного отношения к ней общества к отношению нейтральному и далее – к положительному. Так, к примеру, Ясер Арафат был назван «пАртнер ле шалом», и таким образом, стало возможным наградить его нобелевской премией.

Таким образом, с увеличением числа сторонников, бывшая запретной идея превратилась в легитимную и укоренилась в обществе. Происходящий процесс – общественная технология, отличная от промывания мозгов. Он продвигается мелкими шагами, которые трудно заметить во время, и проявляется к концу, когда внедрение идеи уже завершилось и трудно вернуться назад. При этом идея, которая была принятой в обществе, выдавливается из «Окна Овертона». Политики, как правило, поддержат ту идею, следование которой обеспечит их новое избрание. Перемещение рамок окна достигается интересантами путём использования ресурсов, направленных в русло формирования общественного мнения через журналистов и интеллектуалов. Быстрое внедрение чуждых идей происходит чаще в обществе, в котором отсутствуют идеалы, предвидение, табу и различие между добром и злом. Также и общество, провозглашающее вседозволенность легко попадает под влияние таких идей.

 

Использование модели

Эта технология эффективно используется для существенного изменения людских сообществ. Либеральная демократия и европейская терпимость привели к внедрению безосновательной идеи допустимости законов мусульманского шариата, которая приближает ликвидацию уроженцев страны и их культуры в ходе мусульманского переворота.

Дополнительный пример: для того, чтобы быть принятым в обществе, община гомосексуалистов и лесбиянок путём языковой манипуляции изменила своё название на ЛГБТ-сообщество и распространяет свои утверждения о том, что противники популяризации их идей – человеконенавистники и гомофобы. Тяжело выстоять перед таким «обвинением». Конечно, преследование гомосексуалистов – недостойно, однако не всякое противодействие им следует осуждать. Возражающие против пропаганды в школах подобной сексуальной ориентации стремятся сохранить семейные ценности и жизнеспособность общества. Выживаемость народа Израиля и его культуры обеспечивается благодаря хранению семейных традиций и высокой рождаемости.

Перемещение рамки «Окна Овертона» может привести и к положительным изменениям в обществе: движения феминисток улучшили положение женщин в западном мире. Однако, преувеличения, пренебрегающие естественным различием мужчин и женщин, могут нанести вред. К примеру, уравнивание условий военнослужащих женщин к условиям службы мужчин приводит к значительному ущербу. Преувеличения в этой области может закончиться телесными повреждениями женщин, с одной стороны и понижением боеготовности воинских подразделений – с другой, в связи с понижением уровня полевых учений и ослабления ЦАХАЛ. Это – опасно для существования Страны.

И был назван Израиль Палестиной

Римская оккупация уничтожила еврейскую независимость в стране Израиля. Многие жители были убиты, а оставшиеся в живых – изгнаны или проданы в рабство. Идея уничтожения Страны и даже памяти о ней вошла в «Окно Овертона» и удерживалась там в течение последующих двух тысяч лет с помощью изменения её названия. Израиль был назван Палестиной.

После окончания Первой мировой войны в апреле 1920 года Британии был предложен мандат на управление Палестиной с целью создания на всей этой территории «Еврейского национального дома». Показалось, что с помощью сионистского движения страны, Британия повернула вспять движение «Окна».

Однако христианский антисемитизм и интересы Британии привели к передаче 78% территории Палестины наследнику престола Саудовской Аравии, и созданию там новой арабо-мусульманской страны (Королевство Иордания). В 1922 году Лига наций утвердила мандат Британии на управление урезанной Палестиной, от которой в 1923 году была отделена и передана под управление французского мандата территория Голан, вошедшая позднее в состав Сирии. «Окно Овертона» остановилось в ожидании создания еврейского государства в Стране Израиля. Британия не способствовала этому, несмотря на обязательство. Она как бы приняла от римлян их злобную эстафету, и «Окно Овертона» двинулось назад к своей исходной цели – предотвратить государственную независимость евреев в их стране.

Возникшая после Второй мировой войны Организация Объединённых Наций в ноябре 1947 года снова разделила Палестину на два государства: еврейское и арабское. Таким образом, снова появился шанс на создание еврейского государства, хотя и на весьма урезанной территории. В мае 1948 года англичане покинули страну, и Бен-Гурион провозгласил «Основание Еврейского Государства в Стране Израиля. Это – Государство Израиль».

Это государство-зародыш сразу было атаковано арабскими странами, однако война за Независимость закончилась освобождением земель Страны Израиля. Части Родины – Иудея, Самария, Биньямина и Газа остались под арабской оккупацией, а линии, которые были установлены в результате договоров о прекращении огня с соседними странами, были названы «границами 1949 года». Эти границы были стёрты следующей войной на уничтожение Страны Израиля в июне 1967 года. Движение «Окна Овертона» остановилось, и идея уничтожения еврейской независимости в Стране Израиля провалилась снова, однако, не исчезла.

Чрезмерная уступка

Изменение названия линий прекращения огня 1949 года в «границы 1967 года» создало впечатление, что территории, освобождённые нами в двух войнах, охватывают всю Палестину. Это – ошибка. Израиль, расположенный к западу от реки Иордан, занимает лишь около 22% территории, предназначенной для создания независимой еврейской власти. Несмотря на это, писательница Сумая Фархат-Насер, профессор университета Бирзейт, написала в своей книге на немецком языке «Укоренившийся в стране олив»:

«Переговоры, которые в сентябре 1993 года вылились в соглашения «Осло», базировались на принципе «территории в обмен на мир». Палестинцы признавали государство Израиль в границах 1967 года, обладающее 78% территории первоначальной Палестины. В ответ, на основе этого исторического компромисса, палестинцы хотели достигнуть прекращения оккупации и основать независимое Палестинское государство на оставшихся 22% земли. Для нас, палестинцев, этот компромисс явился большой жертвой».

Это заявление было провозглашено ранее др. Роном Пундаком. Присвоение арабами, жителями Палестины названия «палестинцы» призвано создать в глазах мирового сообщества впечатление о том, что они являются коренными жителями Палестины, а евреи – захватчиками и оккупантами.

Силы, которым не удалось предотвратить создание Государства Израиль, которые не смогли победить его в войнах и потерпели неудачу, стремясь отменить еврейскую независимость в Стране Израиля, теперь стремятся уничтожить его без военных действий, с помощью процесса, который начался с безумной идеи. Благодаря прогрессивной журналистике и использования эвфемизмов, отвергаемая идея превратилась в общепринятую. Технология продвижения идей, заключённая в «Окне Овертона», направлена на уничтожение Страны и её «успех» (не дай Бог!) или провал (процветание Государства Израиль!) целиком зависят от нас. Удастся ли нам «выпрыгнуть из этого окна» и освободиться от удавки антисемитского мира?

Осло и Овертон

Договор Осло оказался точной реализацией внедрения чуждой идеи в «Окно Овертона».

Группа граждан вела тайные переговоры с террористами без всяких полномочий, нарушая закон, запрещающий контакты с террористическими организациями. Члены этой шайки, которые замыслили заговор с арабами и подставили Страну под опасность уничтожения, не были обвинены и наказаны, так как закон был отменён, а их договор с террористами был замаскирован названием «мирный процесс».

Выражения, подобные «территории в обмен на мир» и «мир заключают с врагами»использовались как аксиомы в дискуссиях с «врагами мира». Во имя Мира преступники стали неприкосновенными, подобно этрогу, а осуществление демократии было отодвинуто в сторону. Само слово – Мир – получило смысл «худны» в согласии с исламом.

Иудея, Самария и Биньямина – колыбель нашей культуры – были названы «Западным берегом», якобы, чтобы снять «эмоциональное бремя».

Динамика «мирного процесса» передвигает «Окно Овертона» в направлении, несущем нам вред и угрозу. Подписав «договор Осло», мы согласились с целью «Организации Освобождения Палестины»: уничтожение Государства Израиль как еврейской страны и превращения его жителей, неверных с точки зрения ислама, в граждан второго сорта, в лучшем случае. Мы передали в их руки территории нашей Родины в надежде получить Мир, в европейском смысле этого слова. В их культуре, однако, мир может существовать лишь между мусульманами, но и это – отлично от ожидаемого, как это видно в окружающих нас странах. Продвижение в «мирном процессе» в рамках «Окна Овертона» служит целям наших врагов. Мы пришли к тому, что израильский профессор на конференции в колледже «Сапир» заявил публично, что «еврейское государство – это трагедия также и для израильтян».

Введённая в «Окно Овертона» идея в течение двадцати лет переместилась от запрещённых законом переговоров с террористами до политики правительства, провозглашающей создание государства террора на территории Израиля. Окно продолжает своё движение в направлении отступления к границам 1949 года. Чтобы изменить направление этого фатального движения, необходимо вернуть словам их смысл и как можно скорее «выпрыгнуть из этого окна».

 

Перевод: Мария Гутман                                                                 Источник

 

Опубликовано в блоге «Трансляриум»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 4,33 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

3 комментариев к “«Окно Овертона»: технология изменения общественного мнения

  1. Непонятна цель, которую преследовал автор написанием этой статьи. Всевозможные технологии, используемые политиками посредством манипуляции общественного мнения, известны еще со времен как Древнего Рима, так и средних веков. Присвоение одной из моделей таких технологий названия «Окно Овертона» может быть и принесло автору модели несколько тысяч дополнительных баксов и имя в учебниках по политтехнологиям, но не сказало ничего радикально нового. Скорее, проиллюстрировало работу такой модели: как из ничего навязать публике понятие открытия какой-то новой модели. Зря м-р Овертон тужился, Экклесиаст за много лет до рождения г-на Овертона уже определил ее сущность: «Нет ничего нового под солнцем.» Так зачем авторам понадобилось перемалывать воду в ступе?

    1. Думаю, скорее просто для того, чтобы люди, не знающие историю создания Израиля, но кричащие об ущемлении прав палестинцев, задумались, откуда у них информация, что они об этом знают. А то это общее место какое-то, типа «всем известно».

  2. Сквозь «Окно Овертона» со всей ясностью видно, как Зомби-BDS (Boycott, Divestment and Sanctions) на их странице: (www.bdsmovement.net) мило утверждает о «…соблюдении международных законов и прав палестинского народа», на самом деле мило уворачивая в красивую конфентную упаковку давно известное: «Deutsche! Wehrt Euch! Kauft nicht bei Juden!» («Немцы! Защищайтесь! Не покупайте у Евреев!»). «Борцы за права человека» мило, с улыбкой, все туже затягивают удавку на шее Израиля и Евреев всего мира и утверждают при этом, что заботятся о благополучии Еврейского Народа.

Обсуждение закрыто.