В культовом романе последней трети ХХ века «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса один из его героев Аурелиано Буэндиа, возмущённый коррупцией политиков, возглавляет против них революционную войну. Свергнув их, он вскоре убеждается, что место свергнутых заняли другие коррумпированные политики.
Я припомнил этот сюжет, прочтя призывы двоих из самых знаменитых граждан современной России Гарри Каспарова и Михаила Ходорковского к новой революции. Гарри заявил в своём интервью в начале 2016 года: «Вопрос только в том, какая это будет революция, и понятно, что она уже не может быть абсолютно мирной». Ходорковский говорил о «мирной революции», но кто может гарантировать, что мирная революция не перетечёт в немирную?
Среди несчастий, способных обрушиться на народ, — землетрясений, извержений, засух, наводнений, эпидемий, войн — революция, наверное, худшее. Она чревата самым страшным видом войны — гражданской. После Великой французской революции и революционных войн средний рост французов, считают, снизился на несколько сантиметров. Лучшие мужчины погибли, унеся в могилы свои гены. Не восстановился с тех пор гордый галльский дух. В последнюю мировую войну Франция продержалась против примерно такой же по населению и потенциалу Германии жалкие несколько недель. Не оказывает она заметного сопротивления и захватывающим её ныне мусульманам.
После краха коммунистического строя и распада СССР патриоты заговорили о «России, которую они потеряли» в революцию 1917 года. Это интересная тема. Царь Соломон учил в Книге Экклезиаста: «Что было, то и будет» (1:9), и в еврейской традиции принято считать, что деяния праотцев определяют судьбы детей. Семья Якова, прельстившись высоким положением Иосифа при дворе фараона, перебралась из охваченной засухой Земли Израиля в благополучный Египет. После 210 тяжёлых лет евреям удалось волею Всевышнего вырваться из египетской неволи. Много столетий после этого они отвоёвывали свою страну.
И ныне, поскитавшись по миру, евреи сумели вернуться в Землю Израиля и, как в старину, вновь отвоёвывают её у враждебных племён. Что было, то и будет.
Россия также повторяет вновь и вновь свою историю. Так, Сталин хорошо понимал, что идёт по стопам Ивана Грозного. Он создал опричнину, взял реванш за поражение Ивана в войнах против Литвы, отомстил крымским татарам за унижение Грозного.
Мне издалека самой тяжёлой проблемой современной России представляется коррупция. По исследованию 2015 года, Россия по уровню коррупции расположилась на позорном 152-м месте в мире. Можно покончить с неграмотностью, осушить болота, оросить пустыню, но что поделать с коррупцией, когда граждане привыкли не доверять властям и друг другу, или, как писал Михаил Зощенко 90 лет назад, «шага нельзя ступить чтобы не дать или не взять взятку»? Если хотите понять, решаема ли проблема — нужно определить, когда она возникла.
Обозрев в своей поэме «историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева (это современный автору министр внутренних дел)», А. К. Толстой избрал для неё эпиграф из летописи Нестора: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». Да и в поэме рефреном звучит: «Земля была обильна — порядка ж нет как нет».
Выдающийся историк Н. М. Карамзин в начале XIX века, во время путешествия по Франции, лаконично ответил на вопрос о том, что происходит в России: «Воруют». Он описывал коррупцию современной ему власти: «…Но сколько изобретено новых мест, сколько чиновников ненужных! Здесь три генерала стерегут туфли Петра Великого; там один человек берёт из пяти мест жалованье… дают взаймы без отдачи и кому? Богатейшим людям! Обманывают государя проектами, заведениями на бумаге, чтобы грабить казну… все требуют от императора домов — и покупают оные двойною ценой из сумм государственных, будто бы для общей, а в самом деле для частной выгоды и прочее, и прочее… надобно бояться всяких новых штатов, уменьшить число тунеядцев на жалованье…»
Успешно боролся в России с воровством и коррупцией лишь Сталин, издавший 7 августа 1932 года знаменитый закон о колосках, когда малейшая кража колхозного или государственного имущества каралась расстрелом или заключением не менее чем на 10 лет. Но, когда хватка режима после смерти строгого вождя несколько ослабла, воровство и коррупция вернулись. Затейливой смесью пессимизма и оптимизма звучал рецепт премьера застойных лет Косыгина: «То, что украдено — не пропало». Произведённое колхозами сгнивало при хранении государством в таких масштабах, что воровство превратилось в важнейший ресурс обеспечения населения продовольствием.
Изменит ли вековую традицию российской коррупции и воровства предлагаемая Каспаровым революция с последующей люстрацией — исключением из общественной жизни граждан, связанных с нынешним режимом? Для проведения такой люстрации неизбежно придётся создавать новую опричнину. После чего, как в романе Гарсиа Маркеса, вместо одних коррупционеров придут другие…
Средство против нечестности одно — воспитание. С 1 сентября 2015 года в 14 регионах России в школьные программы ввели основы православия. Можно возразить, что величайшие преступления против человечности происходили с 1917 года в поголовно православной России. Но другого, кроме Библии, источника для человеческой морали не существует. Может не помочь, но попробовать стоит.
На персональном уровне распрощаться с социальными болезнями российского общества нынче просто: нужно сменить страну. Россияне всегда завидовали цивилизованной добропорядочной европейской жизни. Кто мог — Гоголь, Чайковский, Горький, — подолгу живали в Италии; Тургенев — во Франции. Возвращаться на родину властителям российских дум всегда было муторно. Так, Н. А. Некрасов, создавший традицию оплакивать свой народ («А по бокам-то всё косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?» — вздыхал он о строителях Николаевской железной дороги), перед пересечением границы из Германии зарифмовал:
Наконец из Кенигсберга
Я приблизился к стране,
Где не любят
Гуттенберга
И находят вкус в говне.
Выпил русского настою,
Услыхал «еб..ну мать»,
И пошли передо мною
Рожи русские плясать.
А А. И. Куприн несколько позже описал своё возвращение, уже из Финляндии, в прозе:
«Около одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа, и мы вышли закусить. Длинный стол был уставлен горячими кушаньями и холодными закусками. Тут была свежая лососина, жареная форель, холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому подобное. Все это было необычайно чисто, аппетитно и нарядно. И тут же по краям стола возвышались горками маленькие тарелки, лежали грудами ножи и вилки и стояли корзиночки с хлебом.
Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось, затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну марку (тридцать семь копеек). Никакого надзора, никакого недоверия. Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были совершенно подавлены этой широкой взаимной верой. Но когда мы возвратились в вагон, то нас ждала прелестная картина в истинно русском жанре. Дело в том, что с нами ехали два подрядчика по каменным работам. <…> Надо было послушать, как они издевались над бедными финнами.
– Вот дурачье так дурачье. Ведь этакие болваны, черт их знает! Да ведь я, ежели подсчитать, на три рубля на семь гривен съел у них, у подлецов… Эх, сволочь! Мало их бьют, сукиных сынов! Одно слово — чухонцы.
А другой подхватил, давясь от смеха:
– А я… нарочно стакан кокнул, а потом взял в рыбину и плюнул.
– Так их и надо, сволочей! Распустили анафем! Их надо во как держать!»
Но сейчас это культурное превосходство Европы над Россией уходит в прошлое. Не то чтобы уроки православия в российских школах уже дают всходы. Заканчивается история цивилизованной Европы.
В прозе и в хрониках об этом сказано и показано немало. А в стихах ёмко выразил недавно Сергей Плотов:
Нам в брюсселях опостылело уже.
Призрак бродит по Европе
в парандже,
Портит девок да взрывает
парижан.
Ну их на фиг! Мы хотим
в Биробиджан!
Один из важных показателей состояния общества — положение в нём евреев и отношение к нам властей. А. Ф. Керенский определил одну из основных причин краха Российской империи: «Из всех грехов последних двух царей их самым большим грехом перед Россией был фанатичный, зачастую маниакальный антисемитизм».
Ныне Европейский союз — организация определённо антисемитская. От него исходят постоянные угрозы санкций против Израиля, решение метить произведённое в Иудее и Самарии, возвращающее мир к временам господства национал-социализма в Европе с обязательными жёлтыми звёздами на одежде евреев. Духовный климат на континенте определяют ныне переселенцы-мусульмане. Они атакуют синагоги и отдельных евреев. А гордая Англия, некогда родоначальница идей политической и личной свободы, изъяла в угоду антисемитам-мусульманам упоминание Холокоста из своих школьных программ.
Владимир Путин в характерном для его юмора стиле предложил европейским евреям, преследуемым в их странах, перебираться в Россию. А что — в Москве построены новые синагоги, возникли кошерные рестораны, еврейские школы, я слышал от знакомого раввина об активной еврейской жизни там. Недавно мне прислали ролик об открытии еврейского религиозного и культурного центра на Рублёвском шоссе, наверное, самого большого и роскошного в мире. Грандиозность этого открытия своей помпезностью — со скачущими трубачами, танцовщицами с факелами, с фейерверком — граничила с безвкусием. Всё-таки открывалась синагога…
Демонстрация в течение восьми вечеров по Первому каналу российского телевидения восторженного фильма Познера об Израиле, координация действий российской армии в её операциях на Ближнем Востоке с Израилем и официальное заявление российских властей о том, что они не поставляют оружия «Хизбалле», показывают, что Россия в сегодняшнем мире по меньшей мере более дружественна еврейскому государству и евреям, чем Европа.
Так стоит ли менять, как мечтают Каспаров и Ходорковский, одних российских коррупционеров на других? Я позаимствовал название для своего эссе у сборника Аркадия Аверченко, вышедшего в 1920 году и посвящённого ужасу хаоса и разрушения, которые принесла революция 1917 года. «Ах, если бы наша жизнь была похожа на послушную кинематографическую ленту!.. Повернул ручку назад — и пошло-поехало…» — мечтал Аверченко.
К тому же революции — это почему-то всегда еврейские погромы. Может быть, вместо революции стоит попробовать учить детей в школах основам морали? По крайней мере, это ничего не испортит.
Борис ГУЛЬКО
Новая книга Бориса Гулько:
Мир еврея. Часть 2.
111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах.
547 страниц.
26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Мир еврея. Часть 1.
57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах.
269 страниц.
15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний.
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Уважаемый автор! Не надо уподобляться бастрыкинам. Вам не понравилось( как и им, естественно) слово «революция»? Так замените. Это не взятие Зимнего, то бишь, Кремля. Просто найдите способ сменить эту воровскую власть. НАЙДИТЕ СПОСОБ. Они же власть сами не отдадут. Сделайте так, чтобы президентом был избран, например, Навальный. Он же не олигарх. Не понравится — выберите другого. Но никто не позволит провести нормальные выборы. Здесь нужна РЕВОЛЮЦИЯ. Не надо стрелять. НАЙДИТЕ СПОСОБ. Вот что говорил Ходорковский. А вы хотите преподавать мораль в школе. Хорошее дело и преподаватели есть: Жириновский — мораль, Чайка — право, Проханов — патриотизм. Успехов.
Гулько в конце статьи пишиет «Демонстрация в течение восьми вечеров по Первому каналу российского телевидения восторженного фильма Познера об Израиле, координация действий российской армии в её операциях на Ближнем Востоке с Израилем и официальное заявление российских властей о том, что они не поставляют оружия «Хизбалле», показывают, что Россия в сегодняшнем мире по меньшей мере более дружественна еврейскому государству и евреям, чем Европа. Так стоит ли менять, как мечтают Каспаров и Ходорковский, одних российских коррупционеров на других? «. Это словоблудие Гулько — пример того, что хороший в прошлом шахматист, ныне пишет глупости. Со стороны морали и политики Гулько выглядит пропутинским пацаном. Яков Ратманский абсолютно прав, говоря, что Гулько не понял о чём пишут и говорят Каспаров и Ходорковский. Другими словами, у Гулько порог компетентности гораздо ниже, чем у Каспарова и Ходорковского. Интересно Гулько пишет, разъясняя первоклассникам Тору. Вот о Торе бы и писал, было бы больше пользы.
Якову Ратманскому: чтобы избрали Навального нужно, чтобы были выполнены три условия. 1)Чтобы его включили в число кандидатов; 2)Чтобы выборы были честными; 3)Чтобы за него проголосовало большинство. Вы, надеюсь, понимаете, что каждое из этих трёх условий неосуществимо. Остаётся путь, предлагаемый Каспаровым — «не совсем мирный». Он, думаю, тоже нереален. Но если… удастся кого-то перестрелять, опричнина, люстрация и прочее. Установится честная власть? Почитайте историю, что я предлагаю в эссе. Такого никогда на Руси не было. А «что было, то и будет».
Вы просите «НАЙДИТЕ СПОСОБ». Я его нашёл: в 1979 году подал заявление на эмиграцию и в 1986 году покинул СССР. Или нужно ждать, когда в России подрастут честные люди. Это не исключено.
Борис Гулько в ответе Якову Ратманскому то ли не понял, о чем говорит Ратманский, то ли примитивно пытается представить Ратманского несмышленнышем. Каспаров и Ходорковский выбрали для себя путь борьбы с преступным путинским режимом, хотя позднее вынуждены бежать из России. Но и теперь продолжают добиваться свобод для россиян, хотя и на Западе их могут достать путинские убийцы. Я Каспарова и Ходорковского уважаю за их твердые убеждения и деятельную любовь к людям. Борис Гулько добился для себя и жены выезда из СССР, Это также было непросто, но диктовать другим свой путь, как единственный — это уж очень мелко. На мой взгляд, Каспаров и Ходорковский, как личности, несравненно крупнее, чем Гулько. Как говориться, каждому своё — одному борьба, другому семейный уют.
«Безумству храбрых» пел песни Горький.
«Подвижничество» Каспарова и Ходорковского также ничего не изменит в России, как не изменил гремящий колоколом Герцен.
Снитковский, активизируйте ячейку в Петрозаводске. Поменяйте явки и пароли. Я дам Вам Парабеллум. Вероятно, придётся отстреливаться.
И, чуть не забыл спросить: у вас продаётся славянский шкаф?
Я немного об этике.
Борис Гулько не может быть бывшим хорошим шахматистом. Он безусловно отличный шахматист и сегодня. Но неуважительный отзыв о Каспарове — некрасиво, гроссмейстер, не корректный ход. Каспаров -великий шахматист, один из лучших в истории человечества. Он выбрал для себя путь такой, какой подсказала ему его совесть. Этот путь намного сложнее и рискованнее, чем у Б. Гулько. Почет Каспарову и уважение. Если бы больше выдающихся людей были бы как Каспаров, путинцам было бы труднее врать. Легче быть в России Кобзоном, Михалковым, Познером.
Борис, всё, что не касается шахмат, у вас убогое. Даже пакостничество вашего текста в мой адрес — убожество.
Как это Вы определили, что «Каспаров и Ходорковский, как личности, несравненно крупнее, чем Гулько», господин Снитковский!? По каким критериям? По «крикливости»? По «известности»? Так это — медия! Или по финансовым успехам? А может по Вашей собственной идеологии? Никто не сомневается, что эти двое хотят добра русским и могут жeлать революции! Их право! Но революция — это обычно хаос, безвластие и вседозволенность! А значит погромы или их опасность! Для не защищенных и беспомощных евреев — просто кошмар! Не зря это сегодня понял Моше Кантор из Европейского конгресса. По интеллекту и интеллектуальному мышлению Борис Гулько намного превосходит Ваших «революционеров»!! И приносит большую пользу.
Уважаемый шахматист Борис Гулько! Не стыдно ли прикрывать своё невежество в мирском глупостями под кличкой «Itzhak»?
Не могу поверить в это, Виктор! Но, если Вы правы, и Борис Гулько и Ицхак одно лицо, это верх падения.
«верх падения» — эта мысль, а еще больше — ее «выплескивание» в печати. Выходит далеко — далеко за рамku приличия! Очевидно господин С-й. — человек с напрочь застывшей идеологией и чистo эмоциональным мышлением, к тому же четко — негативным! Результат — гадость, вместо ответа на вопросы!
В самом начале своей статьи Гулько «разоблачает» Каспарова и Ходорковского, которые, якобы, призывают российскую оппозицию к революции. То есть, Гулько стал в один ряд с пропутинской пропаганлой, которая кричит о том, что России не нужна ни «оранжевая» и никакая другая революция. Так что вопрос Гулько о том, что есть ли у меня «славянский шкаф» — это крик вора: «держи вора». Трудно поверить, что Путин не будет пытаться остатья у власти любой ценой. Поэтому мало шансов надеяться на абсолютно бескровный переход власти от Путина к политику-демократу западного образца, У многих наших эмигрантов сущетсвует мнение, как и Гулько: плевать мне на Россию, хватит о ней говорить и всем евреям пора оттуда уехать. Действительно, на мой взгляд, для евреев отъезд из России — надежный путь, по крайней мере, для успешной жизни детей. Тем не менее ни мои советы, ни советы Гулько в этом плане, никого из российских евреев не интересуют. Но Россия, которая поддерживает врагов Израиля, США и Запада, в целом, опасна для каждого из нас, как и для всего западного мира. Я не уверен, что при угрозе потерять власть и, значит, пойти на нары, подонок Путин остановится перед ядерной войной. Вот почему, во-первых, мне не безразлична судьба России. А кроме того, у меня в России осталось много друзей. Они не из списка пятисот подлецов, но некоторые из них не менее значимы в жизни России, чем верхушка «подлецов». Для меня стал трагедией побег из России Андрея Пионтковского, который весьма убедительно и страстно разоблачал путинский режим и с которым было так интересно беседовать после его выступлений в Гарварде. Я хорошо знал в советские времена Юру Щекатихина, был знаком с Аней Политковской и Борисом Немцовым, принимал у себя дома Юшенкова. Но теперь они все на кладбищах. Нападения на Касьянова и Кудрина — отнюдь не сторонников новой Октябрьской революции, это новые примеры бандитизма путинского режима и самого Пахана-всея-Руси. Нам всем понятно, что путинская мразь при первом же удобном случае убьёт и Каспарова, и Ходорковского. Вот почему, когда Гулько чванливо попрекает Каспарова и Ходарковского в призывах к революции, даже толком не понимая их реальных призывов, А ведь Яков Ратманский вроде бы объяснил Борису Гулько, что к чему, да сравнил гульковскую логику с бастрыкинской. Но до Гулько пост Ратманского не дошел. А жаль. У многих шахматистов характеры очень тяжелые: и у «железобетонного коммуниста» Ботвинника, и у бежавшего от советских «свинцовых мерзостей» Корчного, и многих других. Жаль, что талантливый шахматист в «мирских» делах оказался столь упрямым и пустым.