Во времена почившего (к счастью) в бозе Советского Союза стучать было делом обыденным и весьма поощряемым обществом. Соседи докладывали «куда надо» на соседей за подслушанный политический анекдот. Рабочие на «великих стройках коммунизма» писали доносы на бригадиров за отсутствие «политической подкованности» последних. В партийные организации научно-исследовательских институтов приходили «разоблачительные» письма от поматрошенных и брошенных подруг. Из всего этого делались выводы.
Цвела и пахла страна стукачей. Миллионы людей были репрессированы и расстреляны ни за что, просто потому, что было так принято в той самой стране, о которой сейчас многие вспоминают с грустью: «Эх, какую страну развалили». Даже президент наследницы этой самой страны сказал, что ее развал стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века, и обвинил в этом… Ленина.
После бесславной кончины Союза Советских Социалистических Республик прошел не один десяток лет. Казалось бы, пора открыть все тайны того времени, поименно назвать виновных в геноциде собственного народа, имена тех, кто доносил-стучал-докладывал. Но не тут-то было.
Есть такая организация «Команда 29». Неформальное объединение юристов и журналистов. 29 — это номер статьи Конституции России, которая защищает право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Так вот, активистам этой организации отказали в рассекречивании архивов органов госбезопасности СССР. Некая специальная Комиссия по защите государственной тайны заявила, что сведения о работе чекистов с 1917 года «сохраняют актуальность», а их публикация может нанести ущерб национальной безопасности Российской Федерации и «требует продления сроков засекречивания». И это несмотря на то, что петиция за открытие архивов на сайте change.org собрала около 60 тысяч подписей.
Собственно, сама идея этой петиции возникла после того, как в марте 2014 года Межведомственная комиссия по защите государственной тайны решила продлить срок засекречивания еще на 30 лет — до 2044 года. Почему? Повторюсь, потому что «может нанести ущерб безопасности РФ, и требуют продления сроков засекречивания».
В «Команде 29» заявили: до 2044 года гриф «секретно» будет стоять на любых документах, содержащих информацию о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, о лицах, сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами госбезопасности, о сотрудниках органов госбезопасности, принимавших участие в спецоперациях.
Список категорий информации из 23 пунктов дает возможность продлить срок секретности практически любого документа, созданного между 1917 и 1991 годами. Под действие этого решения попадает и огромное число документов, касающихся «Большого террора» 1937–1938 годов.
Кому-то может показаться, что засекречивать «все и вся» — нормальная политика государства. Это не так. Все гораздо проще. У власти в России находятся соратники тех самых людей, о прошлой деятельности которых простым гражданам ничего знать не положено. Судите сами. Во власти (или около нее) в России находились и находятся сплошные выходцы из спецслужб. А бывших сотрудников КГБ, как любит напоминать президент России, не бывает.
Соратник Путина, руководитель администрации президента Сергей Иванов в разное время занимал должность министра обороны, зампреда правительства, заместителя директора ФСБ. Он окончил высшие курсы КГБ. Затем Краснознаменный университет имени Андропова. На службе в КГБ Иванов с 1975 года. В 1976–1977 работал в 1-м отделе Управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области. Там же, где верой и правдой служил Родине Владимир Владимирович Путин. Иванов работал и в Службе внешней разведки. Был вторым секретарем в советском посольстве в Лондоне, трудился в Финляндии и Кении. Высшим постом в разведке для него стала должность первого заместителя директора Европейского департамента СВР.
Бывший президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, по неофициальным данным, являлся офицером КГБ и проходил службу в научно-технической разведке в Первом главном управлении комитета. Он сам признавался, что в разведке трудился долгих 22 года.
Кстати, экс-глава РЖД раздает интервью направо и налево, всячески стараясь не выпасть из информационного поля. Вот недавно, можно сказать, открыл глаза руководству Российской Федерации. Якунин заявил, что России необходимо сконцентрироваться на диверсификации экономики и развитии отраслей, которые являются передовыми в развитых странах. Он подчеркнул, что если Россия не будет развивать собственную экономику и те отрасли, которые сейчас присущи развитым станам, то «никакая цена на нефть нам не поможет». Фантастическое во всех смыслах этого слова заявление!
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин в период с 1978 по 1982 год проходил подготовку в 101-й школе Первого главного управления КГБ, где и познакомился с… Владимиром Путиным. Работал в аппарате экономического советника посольства Советского Союза в Бельгии. Нарышкин остается одним из ближайших соратников Путина, регулярно клеймит позором западные страны.
В середине января Нарышкин сообщил, что российская делегация не едет на январскую сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы. Из-за аннексии Крыма Россию лишили в организации права голоса. Нарышкин добавил, что Москва решит вопрос о работе в ПАСЕ, когда возникнут условия для полноценного и равноправного диалога. В результате этого выкаблучивания (этим словом пополнил свой словарный запас бывший президент РФ Дмитрий Медведев, сказав «хватит Украине выкаблучиваться») Россию и вовсе выгнали из Парламентской ассамблеи до осени, то есть до выборов нового состава Госдумы.
Даже среди самых ярких (пусть и немногочисленных) российских оппозиционеров попадаются выходцы из Комитета госбезопасности СССР. Пример? Пожалуйста. Полковник запаса Геннадий Гудков. В КГБ с 1981 года. Учился в уже упомянутом Институте имени Андропова. Геннадий Владимирович служил в КГБ до 1992 года. Состоял в партии «Справедливая Россия». Трудился в российском парламенте. Пять лет назад присоединился к массовым протестным митингам против фальсификации результатов выборов в Госдуму. Через год был лишен депутатского мандата большинством голосов за «занятие коммерческой деятельностью». В январе 2013-го Гудков покинул партию «Справедливая Россия». У него и медали государственные имеются. В частности, «За безупречную службу Родине» III степени.
После этого стоит лишь напомнить: президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин после окончания юрфака ЛГУ прослужил в КГБ с 1977-го по август 1991-го. В 1985 году окончил Институт КГБ СССР имени Андропова (тот самый) по специальности «внешняя разведка». Будущего хозяина Кремля специально готовили к работе в Германии. С 1985 по 1990 год трудился в ГДР под прикрытием (был директором дрезденского Дома дружбы СССР — ГДР). Затем Путин отказался от перевода в Москву и вернулся в Ленинградское управление КГБ. 20 августа 1991 года, во время путча, Путин написал рапорт об увольнении из КГБ. В Федеральную службу безопасности ВВП вернулся в июле 1998-го и возглавлял ее в течение года. Что было дальше, известно всем. Сам Путин часто с ностальгией вспоминает работу в «совсем другой организации».
Известно, что в ГДР Путин активно сотрудничал со Штази — восточногерманской разведкой, которая прославилась невероятной жестокостью. Неизвестно, насколько сам ВВП практиковал, будучи сотрудником КГБ, хорошо известные хотя бы по художественным фильмам способы работы с подозреваемыми и будущими стукачами. Но нет-нет да и вырывается ностальгическая нотка.
Обрушился с критикой на Интернет, где «легко прятаться, хамить, обзываться и при этом заявлять свою позицию — какую-то крайнюю. И при этом неизвестно еще, кто это делает. И вдруг вспомнил Лаврентия Павловича Берию, того самого, который возглавлял НКВД с 1938-го по 1948-й, на руках которого кровь сотен тысяч людей.
Но Путин помнит не это: «Здесь только один проверяющий хорошо работал — Лаврентий Павлович Берия — с анонимками». Видимо, слава Берии не дает покоя главе Чечни Рамзану Кадырову. Слишком уж часто «верный пехотинец Путина» стал называть оппозиционеров и общественных деятелей врагами народа. И его поддерживают, причем публично. Акции в поддержку устраивают. И это уже диагноз.
Пока в России у власти находятся выходцы из КГБ, пока в их руках сосредоточена вся экономика России, власти Великобритании и США смогут сколько угодно возмущаться уровнем коррупции в России и, используя слово «вероятно», обличать руководителя страны в отравлении его правдолюбивого экс-коллеги по ФСБ Александра Литвиненко, ничего не изменится.
На Западе не могут просчитать шаги, которые завтра предпримет Путин. На Западе решили открыто бояться. С невероятным упорством натовцы завопили о необходимости «сдерживать российскую агрессию». Москве это… понравилось. Чтобы больше боялись, устроили на Кубани показательное шоу с участием ОТРК «Искандер-М». Это ответ на размещение элементов американской системы ПРО в Европе.
Пока пугалки со страшилками в ходу, не стоит волноваться, но нервы у Путина могут и не выдержать. Экономики, по сути, нет, рубль валютой назвать уже и россияне не решаются… Загнанный в угол Путин — абсолютно непредсказуем. Единственное, во что никак не верится — это добровольная отставка. Кстати, в России любят говорить, что «такие люди», как Путин, обычно живут долго.
Вменяемой части российского общества придется надеяться, что воплотятся в жизнь слова Михаила Ходорковского. В России произошел антиконституционный переворот, принимаются репрессивные законы, констатирует тот.
«Возвращение в правовое поле в этой ситуации — это революция. Сделать революцию мирной является нашей общей задачей», — заключил экс-глава «Юкоса», отметив, что со своей стороны сделает все от себя зависящее.
Но путь в Россию Путин для него отрезал. Ходорковского, отсидевшего 10 лет за решеткой, появись он на родине, вновь отправят в тюрьму, и на этот раз не за экономические преступления, а за убийство.
Георгий ДАВИДОВИЧ, журналист.
http://9tv.co.il
Замечательная статья!