Урок Амалека Недельная глава Торы «Итро»

yitroМидьянский священник Итро, тесть Моше, приходит в стан евреев вместе с женой и сыновьями пророка. Под впечатлением рассказа Моше о чудесах Исхода и величии Б-га Итро признает истинность Торы. Видя, что Моше не справляется в одиночку со множеством судебных дел, исков и ходатайств, с которыми к нему обращаются евреи, Итро советует зятю назначить помощников для рассмотрения мелких вопросов, а себе оставить самые важные и трудные дела. Моше так и поступает.
Шестого числа месяца сивана сыны Израиля приходят к горе Синай, и Б-г предлагает им принять Тору. Получив их согласие, Он велит Моше подготовить народ к этому величайшему в истории событию. На третий день под раскаты грома, вспышки молний и трубные звуки шофара Творец обращается голосом с вершины дымящейся горы. Звучат Десять заповедей:
1. Я — Б-г (заповедь веры в Творца).
2. Не будет у тебя других богов.
3. Не упоминай всуе Имя Б-га.
4. Помни и освящай субботу.
5. Почитай отца и мать.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не желай чужой собственности.
Евреи не выдерживают прямого контакта с Б-гом и после первых двух произнесенных Им речений просят Моше стать посредником — передавать им дальнейшие слова Всевышнего. Б-г требует от евреев хранить Ему верность и не увлекаться другими религиями и мировоззрениями.

***

«И услышал Итро… обо всем, что сделал Господь для Моше и для Израиля» (18:1).
С этого стиха начинается сегодняшний раздел. Что именно услышал Итро?
Комментаторы сообщают, что Итро был особенно потрясен двумя событиями Исхода — рассечением Красного моря и нападением Амалека на евреев в пустыне. Настолько потрясен, что решил немедленно перейти в иудаизм, отказавшись от сана мидьянского жреца.
Что же его потрясло? С переходом через Красное море все ясно — там, как сообщает мидраш, даже простая служанка испытала более яркое пророческое озарение, чем пророк Иехезкель. Но что особенного в истории с Амалеком?
Принято считать, что после Катастрофы многие религиозные евреи отошли от иудаизма, разуверившись в справедливости Творца. Да, такие случаи были, но бывало и наоборот.
Несколько известных лондонских интеллектуалов, убежденных атеистов и циников, узнав о чудовищных преступлениях нацистов, пережили душевный перелом и обратились к Б-гу. Они поняли, что одни нормы цивилизованного поведения, лишенные действенной веры, не могут удержать человека от падения в бездну варварства и звериной жестокости.
Нечто подобное и «услышал» Итро. Ему рассказали, что амалекитяне, презрев увиденные и признанные всем миром уникальные чудеса Исхода, которые убедительно доказали несравненное всемогущество Б-га, без колебаний атаковали Его «избранный народ», подняли руку на Хозяина. Узнав, что такое неслыханное зло возможно, Итро понял, что и он сам, в принципе, способен на подобное безумие, если останется в обществе идолопоклонников.
Только вера в Единого Творца и в Его Закон, Тору, могут сохранить мораль, справедливость и порядок в мире. Ведь «слышать» еще не значит «делать». Интеллектуальные игры, не подкрепленные беспрекословным подчинением своих инстинктов Б-жественному кодексу поведения, могут привести к страшным злодеяниям.

Царство священников

«И будете вы Мне царством священников и народом святым…» (19:6).
В самолет компании «Эль-Аль», отправлявшийся из Тель-Авива в Брюссель, вошел религиозный еврей в полном хасидском облачении. Прежде чем сесть в кресло, он достал из портфеля несколько листов коричневого картона с эластичными лентами.
Вначале могло показаться, что он собирается развлекать себя весь долгий перелет изготовлением модели поезда или автомобиля, чтобы не смотреть легкомысленные фильмы на видеомониторе, установленном перед каждым пассажиром. Однако такое предположение было бы абсурдным: хасид давно преодолел детский возраст. На вид ему было лет 45–50.
Хасид взял один картонный лист и с помощью ленты, пришитой к его краям, насадил на подголовник переднего кресла. Эта стенка высотой примерно 30–40 сантиметров закрыла ему обзор спереди. Затем он приладил к ней с боков две другие картонные секции. Получилась своеобразная будка вокруг головы, обеспечившая хасиду полную изоляцию от изображений с мониторов и от нескромно одетых женщин, находившихся в салоне.
Тем же рейсом летели еще несколько ортодоксальных евреев, но ни один из них не догадался, а скорее всего, просто не отважился сделать нечто подобное для самоизоляции. Некоторые из них с завистью и даже восхищением поглядывали на изобретательного хасида.
«И будете вы Мне царством священников и народом святым…»
Быть священником не так просто. Священник должен отказаться от многого того, что не возбраняется простым людям. Быть священником значит держать дистанцию, не замечать насмешливые взгляды и не бояться быть «не таким, как все». Священник может даже иногда выглядеть нелепым инопланетянином, если того требует указание Первого лица.

Комитет
по обязанностям человека

«И говорил Б-г все слова эти…» (20:1).
Представьте, что вы спешите по платформе к уходящему поезду. Вот вы подбегаете к последнему вагону. Машинист дал свисток; состав вот-вот тронется. Дверь вагона уже закрыта. Чтобы открыть ее, вы должны снять перчатку. Перчатка соскальзывает с руки, вы не успеваете ее подхватить, и она плавно, как опавший кленовый лист, пролетает между основанием вагона и краем платформы, аккуратно ложась на шпалу.
Что делать? Упустить поезд и спасти перчатку? Или оставить перчатку и сесть в поезд? Последнее, конечно, предпочтительнее.
Один раввин, попавший в эту ситуацию, именно так и поступил. Но этим не ограничился. Прежде чем открыть дверь вагона и вскочить на подножку, он сорвал с руки вторую перчатку и бросил ее под поезд. Чтобы у того, кто их подберет, был полный комплект перчаток…
В Торе, нашей еврейской конституции, почти не упоминаются права. Обязанностей — хоть отбавляй: обязанности хозяина перед рабом, детей перед родителями, мужа по отношению к жене, ученика к учителю и, наоборот, учителя к ученику; обязанности общества перед бедняками, сиротами, больными и новообращенными, обязанности человека перед обществом, наконец, человека по отношению к Б-гу. А куда делись права, о которых сегодня так любят разглагольствовать всевозможные правозащитники? (Кстати, как правильно назвать по-русски защитника обязанностей? Что-то не складывается…)
Можно построить кодекс законов, ориентируясь на права, как в американской Декларации независимости: «…Все люди созданы равными и наделены своим Творцом неотъемлемыми правами…» А можно написать кодекс по образцу нашей Торы, которая формулирует обязанности. В принципе, получится то же самое. Конечный результат будет такой же, поскольку обязанности подразумевают наличие прав. Если другие люди должны тебе, то и ты по закону взаимности должен им. Получается, что и ты имеешь право, и они имеют право…
Однако здесь есть одна существенная разница. Если законодательная система зиждется на правах, она превращает людей в потребителей: «мне все обязаны», а если на обязательствах, то «я обязан другим».
Тора стремится создать нацию дающих, такое общество, где каждый человек будет готов бросить вторую перчатку под уходящий поезд. Ведь нашедшему одну перчатку нет от нее никакой пользы…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора