(печатается в сокращении)
В нефтяной индустрии наблюдается самый сильный за последние 25 лет спад цен – стоимость сырья за полтора года упала со 115 до 28 долларов. Правительства нефтедобывающих стран, рассчитывавшие на высокие сырьевые доходы, сокращают бюджеты, а импортеры подсчитывают выгоду. В целом дешевая нефть, по подсчетам экономистов МВФ, увеличит глобальный ВВП на 0,2%, однако для некоторых стран последствия спада цен могут быть поистине катастрофическими.
Ранее во времена похожих кризисов экспортерам удавалось совместными усилиями остановить снижение котировок, ограничив добычу. Правда, происходило это в основном за счет Саудовской Аравии, которая соблюдала квоты на добычу, а остальные, как правило, нет.
На этот раз Эр-Рияд – главный голос в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) – отказался помогать сырьевому картелю за свой счет. В королевстве решили держаться до конца, чтобы в результате снижения добычи не потерять долю рынка, как это случалось ранее.
Однако цены упали до уровня, которого и в Саудовской Аравии, судя по всему не ожидали. Котировки в размере менее 30 долларов за баррель не могут не беспокоить даже арабов, у которых очень низкая себестоимость добычи – около 10 долларов.
Потрясения на нефтяном рынке меняют поведение властей, предпринимателей и потребителей. Русская служба Би-би-си решила посмотреть, как меняется жизнь в странах, которые являются ключевыми игроками на нефтяном рынке: крупнейшими производителями (Саудовская Аравия, Россия, США), экспортерами (Саудовская Аравия, Россия, Канада) и импортерами (Евросоюз, США, Китай).
Также в перечень попала Венесуэла: хотя она не входит ни в одну из указанных категорий, но обладает крупнейшими запасами сырья в мире. К тому же Венесуэла – наглядный пример нефтедобывающей страны, которая оказалась на грани экономического коллапса из-за неграмотной политики властей.
Саудовская Аравия
Спад цен вынудил королевство сократить резервы на 90 млрд до 650 млрд долларов, чтобы поддерживать траты на запланированном уровне. Также власти привлекли более 26 миллиардов долларов на долговом рынке. По итогам этого года дефицит бюджета Саудовской Аравии достигнет 20% ВВП, прогнозирует МВФ.
Социальные траты играют важную роль в обеспечении стабильности. Коренное население Саудовской Аравии живет хорошо, но и там есть бедные слои. В королевстве также есть шиитское меньшинство, которое чувствует себя бесправным. Если положение недовольных ухудшится критически, они могут отказаться от соблюдения негласного пакта, согласно которому к властям никто не предъявляет претензий, пока есть дешевый бензин и субсидии.
Недовольство может появиться и в достаточно зажиточных кругах. Из-за низких цен на нефть саудовским властям пришлось урезать расходы бюджета на 2016 год. Под сокращение попали в том числе топливные субсидии, которые в 2014 обошлись государству в 107 млрд долларов. Бензин подорожал, рост цен составил от 50% в зависимости от типа топлива.
Спад цен на нефть, безусловно, сократит геополитические и военные возможности Саудовской Аравии, но не в краткосрочной перспективе. Политики арабской страны, скорее всего, будут действовать по примеру своих российских коллег, которых военные расходы заботят не меньше социальных.
Но у саудитов для этого больше возможностей – резервы крупнее, а себестоимость добычи нефти гораздо ниже. При этом военный бюджет Эр-Рияда располагается на четвертом месте по объему (80,8 млрд долларов), а российские оборонные расходы – на третьем (84,5 млрд долларов).
Россия
Несмотря на резкий спад цен, Россия не собирается снижать добычу нефти. РФ входит в тройку крупнейших производителелей и экспортеров сырья. Сейчас добыча даже увеличивается – российские компании качают нефть рекордными со времен СССР темпами.
Таким образом, Россия вносит свой вклад в обвал котировок, который уже привел к снижению уровня жизни, невиданному за время президентства Владимира Путина. Реальные зарплаты в октябре сократились более чем на 10% в годовом исчислении. За два года курс доллара в стране вырос в два раза, инфляция в 2015 году составила почти 13%.
Китай
КНР – крупнейший импортер нефти. Деловые СМИ сочли замедление роста китайской экономики, которая была драйвером роста глобального ВВП, историей года. Именно это явление стало одной из причин обвала сырьевых котировок.
Как повлияет спад цен на экономику КНР, сказать сложно. С одной стороны, снижение цен позволит Китаю попросту меньше тратить на сырье. В прошлом году Пекин заплатил за импортную нефть около 228 млрд долларов, в этом году сумма составит 130-142 млрд долларов.
Венесуэла
Страна с крупнейшими в мире нефтяными резервами сейчас на грани экономического коллапса. 96% экспортных доходов Венесуэлы приходятся на экспорт нефти и нефтепродуктов.
После обвала сырьевых котировок ситуация ухудшилась еще больше. Национальная валюта страны – боливар – резко обесценилась.
Год назад на черном рынке один доллар можно было купить за 100 боливаров, сейчас – в лучшем случае за 800. Официальный же курс составляет всего 6,3 боливара за доллар, но достать валюту по таким котировкам нереально. МВФ прогнозирует, что инфляция в стране по итогам года составит почти 160%.
Вполне возможно, Каракасу придется отказаться и от политических субсидий. Около 10 лет Венесуэла снабжает дешевой нефтью бедные латиноамериканские страны по программе Petrocaribe.
Мало того, что сырье продавалось в страны Карибского бассейна по низким ценам, так покупателям еще и долги пришлось списывать. Участники программы тоже мало выиграли от Petrocaribe – все они попали в зависимость от венесуэльской нефти, за которую можно было фактически не платить, и их энергоэффективность оставляет желать лучшего.
Обвал сырьевых котировок отразился и на внутренней политике Венесуэлы. В начале декабря в стране состоялись парламентские выборы, которые выиграл оппозиционный блок. Впервые за 16 лет – со времени прихода к власти Уго Чавеса – социалисты потеряли большинство в парламенте.
США и Канада
Если на нефтяном рынке и существует заговор, то это скорее заговор производителей традиционной нефти (в первую очередь, Саудовской Аравии) против сланцевых компаний из США. Арабы ждут, когда цены на нефть упадут ниже себестоимости на месторождениях в США.
Блумберг пишет, что американские производители сланцевой нефти вряд ли выдержат цены в пределах 30-40 долларов за баррель. Так что производители традиционной нефти, похоже, добились своей цели.
При этом обвал сырьевых котировок создал для США не только неудобства. В рыночной экономике при снижении цен на нефть дешевеет бензин. В декабре 2015 года средняя стоимость бензина в США опустилась ниже отметки в 2 доллара за галлон – это минимум с конца марта 2009 года. По состоянию на начало января на некоторых заправках топливо продавалось по 1,4 доллара за галлон. Для сравнения, весной 2011 года цены составляли около 4 долларов.
В 2015 году дешевый бензин сэкономил каждому домохозяйству в США 700 долларов (если сравнивать с расходами на топливо в 2014 году).
В целом последствия обвала цен на сырье для США положительные – Америка все еще чистый импортер нефти. По подсчетам Блумберг, для США спад цен на нефть равноценен налоговой скидке в размере 180 млрд долларов в год.
В Канаде, которая также считается одним из главных бенефициаров «сланцевой революции», дела обстоят хуже. В отличие от американской, канадская экономика сильно зависит от нефтяных доходов (на нефтегазовый сектор приходится 10% ВВП страны) – это признает в том числе местное правительство. Премьер-министр страны Джастин Трюдо заявил 14 января, что Канада переживает «трудные времена».
Пока, несмотря на сильный спад сырьевых котировок, состояние экономики Канады неплохое: резкого сокращения ВВП не произошло, безработица относительно низкая. Правда, курс канадского доллара упал на 16% по отношению к американскому доллару.
Скорее всего сильно пострадают нефтедобывающие регионы, такие как Альберта, где работодатели активно сокращают сотрудников: безработица в Альберте, как ожидается, вырастет до 6,9%. Но хотя это региональный максимум за последние три десятилетия, он сравним со средним показателем по стране — 6,7%.
Впрочем, в будущем ситуация может ухудшиться. Добыча нефти на новых проектах под большим вопросом, так как себестоимость производства на канадских нефтеносных песках относительно высока – около 60-80 долларов США за баррель.
Евросоюз
Евросоюз — крупнейший импортер нефти в мире: стабильные поставки сырья жизненно необходимы для развития европейской экономики. Самая высокая доля импорта нефти по отношению к ВВП в этом регионе – в Литве и Болгарии (более 9%). Единственный чистый экспортер сырья в ЕС – Дания. Крупнейший производитель – Великобритания (при этом Соединенное Королевство является чистым импортером, так как потребляет всю свою нефть и еще закупает за границей).
Газета Financial Times писала, что еще пару лет назад высокая стоимость энергоресурсов была главной заботой европейского бизнеса: нынешние цены на нефть помогут увеличить объем инвестиций, количество рабочих мест и, как следствие, ускорить экономику. Ожидается, что благодаря низким ценам на нефть в Евросоюзе будут созданы 3 млн новых рабочих мест.
В ЕС на нефтяные расходы приходится 5% от общих затрат. Часть сэкономленных денег власти могут отложить на «черный день», но существенная часть пойдет на расходы, что будет способствовать ускорению экономики.
Специалисты JRC считают, что главными бенефициарами спада цен окажутся строительство и транспортная индустрия. Сокращение расходов на перевозки также улучшит положение ритейлеров, туроператоров, горнодобывающих и химических компаний. В целом, по данным Блумберг, спад цен на нефть для ЕС можно сравнить с налоговой скидкой в размере 300 млрд долларов в год.
Оценивая последствия обвала сырьевых котировок для Европы, нельзя обойти вниманием Норвегию, для которой нефть является главным продуктом экспорта. Она хоть и не входит в ЕС, но является членом Европейской экономической зоны (то есть представляет собой часть европейского рынка). Норвегия является одним из крупнейших поставщиков нефти в ЕС и крупнейшим производителем сырья в Западной Европе.
Негативные последствия спада цен на нефть оказались для этой страны весьма существенными. В нефтяном секторе сократили 35 тысяч человек (для сравнения, официально безработными в стране числятся всего 120 тысяч человек). Курс доллара вырос до 8,8 кроны, тогда как еще минувшей осенью показатель составлял 7 крон.
С кризисом Норвегия планирует бороться при помощи финансовой подушки безопасности – суверенного фонда объемом почти 860 млрд долларов. В этом году власти планируют впервые «распечатать» фонд, чтобы профинансировать дефицит бюджета.