Чего хотел фараон? Недельная глава Торы «Бо»

moseslocustsМоше грозит фараону восьмой по счету казнью — нашествием саранчи, если евреи не получат свободу. Фараон соглашается отпустить только мужчин. В разгар этой казни фараон раскаивается в своем упрямстве и просит Моше и Аарона удалить саранчу. Его просьба выполняется, но Б-г вновь ожесточает сердце египетского правителя, и тот в очередной раз не выполняет обещание. Тогда начинается девятая казнь: вся страна, кроме еврейских домов, погружается в густую обволакивающую тьму. Фараон снова зовет Моше и предлагает отпустить всех евреев, но без скота. Моше отвечает, что евреи не только уведут свой скот, но и прихватят часть скота египтян, а затем сообщает о завершающей, самой тяжелой казни — умерщвлении первенцев, после чего сыны Израиля покинут Египет. Б-г дает евреям первую заповедь: с нисана, месяца Исхода, будет начинаться еврейский год. 10 нисана евреи должны взять ягненка, держать его дома четыре дня и потом зарезать как пасхальную жертву, помазать кровью дверные косяки и притолоки в своих домах, а зажаренное мясо съесть. Кровь жертвы укажет Б-гу еврейские дома, чтобы миновать их во время истребления египетских первенцев. Сыны Израиля навсегда запомнят этот день Исхода и в память о нем не будут есть квасное в дни Песаха. Указания Б-га в точности выполняются. Начинается последняя казнь, и фараон отпускает наконец еврейских рабов. В конце раздела приведены законы пасхальной жертвы, выкупа сына-первенца и наложения тфиллин.

***

«С юношами нашими и со старцами пойдем, с сыновьями нашими и с нашими дочерями…»
С такими словами Моше обратился к фараону перед восьмой казнью. Фараон был готов отпустить для совершения религиозного обряда только старшее поколение евреев. Но детям никак нельзя…
Так исчезали религии и общества. Если дети не идут по стопам своих родителей, традиция гибнет, затем гибнут общество и сам народ. Фараон не впервые избрал своей мишенью еврейских детей. Еще раньше он приказал повитухам убивать младенцев при родах, затем велел топить новорожденных в Ниле. Но физический геноцид не удался, и последним отчаянным усилием, когда Египетская империя сама погибала под мощными ударами стихий, разбуженных по воле Творца, он попытался оторвать еврейскую молодежь от их отцов, уходивших в пустыню для встречи с Б-гом и получения Торы.
Фараон знал, как важны дети для выживания народа. Многие другие наши враги тоже знали. Например, католические монахи, похищавшие и насильно крестившие еврейских детей, или власти царской России, которые, борясь с иудейским «фанатизмом», отправляли мальчиков в кантонисты, на 25-летнюю армейскую службу. Но не хуже знали эту истину и еврейские лидеры всех эпох, начиная с Моше Рабейну.
В фокусе Пасхального седера, пожалуй, главного религиозного мероприятия в годовом цикле нашего календаря, отмечаемого в память об Исходе, находятся дети. Перед седером им раздают орехи, чтобы пробудить нетерпеливое ожидание главного события. Сам седер начинается с серии детских вопросов: «Ма ништана?..» (Чем отличается эта ночь от других ночей?). Дети с интересом ждут, что будет дальше. А дальше идет рассказ о четырех разных сыновьях. Затем прячут «афикоман». Сама Пасхальная Агада, рассказ об Исходе, ориентирована в значительной мере на детское восприятие. Так исполняется заповедь: «И расскажешь ты сыну своему в тот день…» Даже заключительные песни седера — «Эхад ми йодеа» и «Хад гадья» — похожи на детские считалки и вместе с поисками «афикомана» (нашедшему — приз) придают живость и свежесть всему действию, не дают детям заснуть и впоследствии долго вспоминаются ими, всю жизнь.
Но одним седером еврейское воспитание не ограничивается. Иудаизм — очень теплая, семейная религия. Например, мицва изучения Торы настолько важная, что она приравнивается ко всем другим заповедям, вместе взятым, формулируется как будто специально для детей. В молитве «Шма, Исраэль!» сказано не «учи Тору», а «повторяй их (слова Торы) детям своим».
Как ни банально звучит, дети — действительно наше будущее. Мы существуем уже четыре тысячи лет именно благодаря передаче знаний и традиций из поколения в поколение. Даже в современном Израиле, еще далеком от еврейского идеала, пост министра образования считается одним из важнейших в правительстве. За него борются многие политики, и достается он нередко лидеру одной из партийных фракций. Разногласия в порядке финансирования школ могут привести к развалу правящей коалиции.
В Советском Союзе было по-другому. Кто помнит министра просвещения при Брежневе? Кажется, его фамилия была Прокофьев. Малозначащий чиновник на нижнем этаже номенклатуры. И каков результат такого пренебрежения к детям? В постперестроечной России оказалось два миллиона беспризорных.
Еврейская традиция не ограничивает обучение детей школьными стенами. Тора обязывает каждого отца и каждую мать лично обучать своих детей, в первую очередь своим примером. Проведение шаббата и праздников, помощь нуждающимся и добрые дела — все это составная часть учебно-воспитательного процесса, без которого невозможно наше будущее.

«Вот Он нежданно пришел…»

«И ешьте его (жертвенного ягненка) поспешно — это жертва пасхальная Б-гу» (12:11).
Переносной компьютер Osborne Executive, выпущенный в начале 80-х годов, весил в 100 раз больше и был в 500 раз объемнее, чем айфон Apple модели 2007 года. Зато его скорость была в 100 раз меньше.
Сравнительный анализ развития компьютерных устройств показывает, что количество транзисторов на единицу площади интегральной схемы удваивается примерно каждые два год. Такими же темпами снижаются цены на микропроцессоры, увеличивается объем памяти устройств и даже количество пикселей в цифровых фотокамерах.
Такие же бурные и постоянно ускоряющиеся изменения происходят и в общественно-культурной жизни общества. Темпы этих изменений настолько велики, что уже в недалеком будущем они могут привести к апокалиптическому событию, в результате которого наш мир претерпит метаморфозу, которую невозможно себе представить.
Футуристы считают, что столь быстрые и фундаментальные технические и общественные изменения приведут к эпохальному разрыву самой ткани человеческой истории. Впрочем, подобный исторический перелом уже однажды произошел.
«И ешьте его (жертвенного ягненка) поспешно…» Исход из Египта был тем уникальным событием, которое опережало само время, стремясь ускорить выход из рабства.

Как было — так и будет

Рамбам (Маймонид) говорил, что не надо стараться предугадать, какой будет мессианская эра, потому что «никто не знает, как это произойдет, пока не произойдет».
Да, современный мир ускоряется и скоро достигнет своей кульминации. Секулярные футуристы правильно видят, что витки исторической спирали закручиваются все круче и быстрее, стремительно приближаясь к точке, которую невозможно себе вообразить, — к приходу Машиаха, когда все человечество переживет потрясение, заново открыв для себя Б-га и признав Его.
«Голос Возлюбленного моего! Вот Он нежданно пришел, минуя горы, перескочив через холмы» (Песнь песней, 2:8).
Да случится это вскорости, в наши дни!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора