Установлен, если верить Маркину, заказчик убийства Бориса Немцова. Возвращается, если верить Bloomberg, в большую политику Алексей Кудрин. Год завершается привычными скучными новостями, но в них содержится многое из того, что вы хотели узнать о прошлом, настоящем и будущем.
Растиражированный и бурно комментируемый пресс-релиз от СК — это про безнадегу. Беглый боец батальона «Север», шофер неуловимого Руслана Геремеева, одного из сподвижников Рамзана Кадырова, внезапно повышен в статусе, переведен из организаторов в заказчики — и комментировать тут совсем нечего. Ясно лишь, что настоящих заказчиков следователям даже называть запрещено, не то что ловить, и нам предлагают поверить, что у Руслика Мухудинова были какие-то личные счеты с Немцовым. Его, значит, ласково увещевал президент, произнося свою удивительную фразу: мол, вражда враждой, но совсем не факт, что человека надо убивать.
Правда, в Кремле все же учитывают то обстоятельство, что будет суд с его непредсказуемыми эксцессами. Оттого упоминаются в пресс-релизе и «иные неустановленные лица», которых еще отдельно «планируется» искать и арестовывать. Однако заказчик назван. Убийство объявлено раскрытым, и мы понимаем, что обществу послан сигнал и свежую новость следует толковать широко.
Это история про безнаказанность зла — не путать с банальностью. Ты закажешь убийство, и тебе за это ничего не будет. Никому ничего не будет, начиная с того, кто не убежден в необходимости отстрела политических противников. Можно нарушать международные законы, обрушивать экономику, ввергать страну в изоляцию и доводить ее до катастрофы — все можно. Зло непобедимо, и всегда найдется подрабатывающий стрелочником шофер (да хоть премьер-министр, не говоря про Обаму), на которого можно указать пальцем. Новый год в этом смысле не сулит ничего нового.
Напротив, очередная порция слухов про Кудрина — это совсем другая история. Это сюжет обнадеживающий, с использованием новейших технологий и древних магических практик — типа света в конце тоннеля и луча в темном царстве. Для Запада и недобитых несогласных внутри страны, для самых умеренных из них. А также для людей вообще позитивных, оптимистов по натуре. В прежние времена, когда таких граждан среди интересующихся политикой в России было побольше, они радовались лозунгам типа: «Путина в президенты!», «Кириенко в Думу!». Позже так верили в Медведева, как, может быть, не верили себе, и до сих пор не вполне изверились. Громкая отставка Алексея Кудрина, его появление на проспекте Сахарова и некоторые последующие речи пробудили и по сей день пробуждают в их душах смутные упования.
К слову, сама по себе фишка с Кудриным, которого время от времени предъявляют стране и миру в качестве будущего не то администратора, не то первого вице-премьера, представляется разумным пропагандистским ходом. Дело в том, что этот давний приятель Путина по-прежнему олицетворяет некую другую Россию, которую еще помнят отдельные национал-предатели. Россию, обращенную к миру. Россию, занятую реформами. Россию, которую мы потеряли в борьбе с американскими империалистами, европейскими геями и украинскими фашистами. Вот эту Россию с человеческим лицом и символизирует указанный Алексей Леонидович. Он воплощает в себе надежду на перемену курса. При том, что от нынешнего курса устали многие: и на Западе, и у себя дома, где даже условная Скойбеда больше не хочет ходить в резиновых сапогах и штопать колготки.
Так что всякий раз, вспоминая о Кудрине, власть как бы дает понять, что другая Россия нам не приснилась и, помимо мировой войны, в Кремле рассматриваются и другие сценарии. Вернется, к примеру, бывший вице-премьер, сподвижник Собчака и Гайдара, и дела постепенно пойдут на лад. Поскольку его возвращение будет означать, что и Владимир Владимирович отчасти проникся духом Болотной и как-то в чем-то осознал свою неправоту. Наслушавшись Кудрина, он испытал, допустим, духовное преображение. А что, с каждым может случиться, разве не так? А почему нет?
К тому же теперь дошло уже до того, что Кудрин встретился с Медведевым и беседовал с ним наедине. Быть может, впервые за четыре года. О грядущей кадровой сенсации заговорил и пресс-секретарь Путина. «Он еще не назначен ни на какую должность», — сообщил Песков, и в этой фразе легко найти короткое ключевое слово. В целом похоже на то, что бывший министр финансов подумывает о возобновлении политической карьеры. В стране, которая доведена до катастрофы. Где убили Бориса Немцова и заказчиком назначен беглый шофер.
Есть соблазн вернуться, как почти у всякого, кто сидел в начальственном кресле. Есть опасение, что именно тебя и выкинут с крыльца, когда в Кремле всерьез примутся искать виновных. Есть осознание того простого обстоятельства, что в нынешней ситуации он ничего сделать не сможет, не поставив жестких условий, среди которых есть одно давно объявленное, абсолютно необходимое и невыполнимое: резкое сокращение военного бюджета. Есть и честолюбивые помыслы, поскольку в кресле ниже премьерского Кудрин вряд ли себя видит. Оттого, наверное, сильнее всего желание продинамить давнего приятеля, чем Алексей Кудрин успешно занимался в течение весьма длительного времени. Поэтому игра продолжается, и две новости, безнадежная и обнадеживающая, под Новый год сшибаются друг с другом.
Минус на плюс.
Илья МИЛЬШТЕЙН
http://grani.ru