Окончание. Начало тут
С начала 1970-х годов евреи поняли, что упование на ООН бессмысленно, так как все происходящее в ее стенах очень ярко проявляло (и проявляет сейчас) индифферентность или даже враждебность этой организации к еврейским интересам.
В будущем эта резолюция использовалась США для официального обоснования бойкота Израиля и Южной Африки всемирными конференциями по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией, организованными ООН в 1978 и 1983 годах. Со стороны африканских, арабских и социалистических стран звучали обвинения Израиля в расовой дискриминации арабского населения. Причем одним из обвинителей в 1983 году был не кто иной, как руководитель кампучийских «Красных кхмеров» Кхиеу Сампхан.
Между 1977 и 1980 годами, в период президентства известного юдофоба Джимми Картера, Соединенные Штаты либо голосовали за, либо оставляли без отпора серию злобных антиизраильских резолюций.
Дэниел Мойнихан осуждал позицию Картера, приравнивал его политику в отношении Израиля к «подтявкиванию шакалам». Отношения между Израилем и США в годы Картера были столь прохладными, что на выборах 1980 года большинство евреев голосовали за кандидата от Республиканской партии Рональда Рейгана. Свой голос за республиканского кандидата отдал и депутат-демократ Мойнихан. Был выдвинут лозунг возрождения державной мощи, включавший активную поддержку самых существенных для американского еврейства вопросов, таких как союзнические отношения с Израилем и иммиграция евреев из СССР. Принятая резолюция решительно осуждалась, так как обеспечивала поддержку тем антисемитам, которые скрывали свою ненависть к евреям под маской «антисионизма».
***
Между тем, достигнув своей цели, Москва потеряла над собой всяческий контроль. Попытки заклеймить, осудить, опорочить Израиль сыпались одна за другой. Особо старался в этом постоянный представитель СССР в ООН Яков Малик. Не сдерживая эмоций, он обвинил Израиль в том, что евреи присвоили себе право называться «Б-гоизбранным народом». В частной беседе с Хаимом Герцогом сей «политик» изрек следующее: «Я, конечно, в Б-га не верю. Но, допустим, вы правы, и Б-г есть, и загробная жизнь, и рай, и все такое. По какому праву вы утверждаете, что имеете право сидеть к Б-гу ближе, чем мы? Кто вас избрал?»
Что касается американского представителя в ООН, то евреи Нью-Йорка оценили поддержку Мойнихана, отдав ему голоса в 1976 году на выборах в Сенат, где он прослужил сенатором от штата Нью-Йорк 24 года.
Бывший посол Израиля в США Залман Шоваль вспоминал: «Патрик Мойнихан был таким другом, который выражал свою дружбу не только потому, что сенатору от Нью-Йорка следовало держаться этой линии, но и по глубоким личным убеждениям относительно положения дел в мире вообще и относительно права Израиля жить в мире и безопасности».
Прошло десять лет, и новый избранный президент США Рональд Рейган признал, что немногие события вызвали в американском народе такое возмущение, как резолюция 10 ноября 1975 года «Сионизм является расизмом». Как будто вся Америка выступила тогда, чтобы поддержать ответ нашего главного делегата Дэниела Патрика Мойнихана: «Соединенные Штаты поднимаются, чтобы заявить перед Генеральной Ассамблеей и перед миром, что они не признают этого позорного акта, не будут придерживаться его и никогда с ним не смирятся. Сегодня я с гордостью подтверждаю данное обещание и клянусь предоставить любую поддержку для удаления этого позорного послужного списка ООН».
16 декабря 1991 года резолюция 45/80, принятая Генеральной Ассамблей (при президенте Джордже Буше-старшем), отменила прежнюю резолюцию 3379. Примечательно, что он лично представил ходатайство об ее аннулировании, заявив: «Теперь впервые у нас есть реальный шанс выполнить цель Устава ООН. Мы должны серьезно отнестись к основополагающему принципу Устава: “проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи”.
Резолюция ГА ООН 3379, приравняв сионизм к расизму, насмехалась над принципами, на которых была создана Организация Объединенных Наций. И я выступаю за ее отмену. Сионизм — это не политика, это идея, которая привела к созданию очага для еврейского народа — Государства Израиль. И приравнять сионизм к невыносимым грехам расизма — значит исказить историю и забыть ужасное положение евреев как во время Второй мировой войны, так и, по сути, на протяжении истории. Ставить на одну доску сионизм и расизм — значит отказаться от самого Израиля, достойного члена ООН. ООН не может утверждать, что стремится к миру, и в то же время подвергать сомнению право Израиля на существование. Безусловная отмена этой резолюции повысит его авторитет в ООН и послужит делу мира…»
Ходатайство об аннулировании прежней резолюции было исключительно кратким: «Генеральная Ассамблея решает отменить определение, содержавшееся в ее резолюции 3379(ХХХ) от 10 ноября 1975 года».
В декабре 1991 года была принята новая резолюция 46/86. За ее принятие проголосовали 111 государств (в том числе 30 из числа голосовавших за первую резолюцию, включая СССР), против — 25, воздержались — 13).
Вот так просто принимается решение за и об отмене, а почему — не ваше дело. В этом плане особо интересной является фраза бывшего генсека ООН Кофи Аннана, сказанная им в 1998 году. Тогда он назвал резолюцию 3379 «низшей точкой в отношениях Израиля и Объединенных Наций, её отрицательные последствия трудно переоценить». Сама цитата интересна построением фразы. На одну чашу весов он ставит ООН, то есть на тот момент 184 государства, не считая Израиль, а на другую — собственно Израиль. Причем Израиль перевешивает. Вот такое «сообщество наций».
***
Происходившие международные события находили свое отражение, казалось бы, в малых фактах жизни израильских городов. После принятия резолюции 3379 по решению мэра Хайфы улица Организации Объединенных Наций, названная так после арабо-израильской войны 1947–1949 годов, была переименована в бульвар Сионизма. В 2001 году под давлением местных арабов улице было дано название, которое она носила до 1948 года — Горная.
Характеризуя Дэниела Мойнихана, бывший посол Израиля в США Моше Аренс вспоминал: «Это был интеллектуальный и думающий человек, и было ясно, что его поддержка и дружба с Израилем основаны на его рациональном подходе. Он просто чувствовал, что Израиль прав и достоин поддержки людей, которые верят в те же идеи, в которые верил он сам».
Израильская журналистка Элеонора Полтинникова-Шифрин, ссылаясь на высказывания Аренса, отмечает, что в качестве посла Израиля ему никогда не приходилось просить Мойнихана выступить в поддержку Израиля по тому или иному поводу, потому что Мойнихан «всегда выступал по своей инициативе».
Как опытный политический деятель, Мойнихан обладал уникальной способностью замечать новые тенденции политической, общественной и социальной жизни. Еще в начале 80-х годов он предсказал падение Советского Союза в недалеком будущем. Развитие последующих событий и распад советской империи подтвердили это предвидение.
К сожалению, я не мог найти сведений о пребывании Мойнихана в Израиле. Но обнаружил публикацию Ю. Меклера, в которой приведены фрагменты из речи Дэниела Патрика Мойнихана при вручении диплома почетного доктора наук Еврейского университета (Иерусалим). В ней говорится: «Быть отмеченным Еврейским университетом — высочайшая честь для человека».
Оратор сожалел, что на церемонии не присутствовал Андрей Сахаров, который был приглашен, но его не выпустили советские власти. Вновь отметив гнусную ложь, содержавшуюся в принятой ООН резолюции, которая провозгласила сионизм формой расизма и расовой дискриминации, Мойнихан сказал, что это явилось зловещим событием.
В гробовой тишине зала он напомнил высказывание английского писателя, находившегося в этот день в ООН: «В тот день в стенах Третьего комитета ООН витали тени Гитлера, Геббельса и Юлиуса Штрайхера, довольно ухмылявшихся при виде того, как не только Израиль, но и евреев как таковых оскорбляли в таких выражениях, которые вызвали бы восторженные аплодисменты на любом нюрнбергском сборище… Витали там и другие тени — тени шести миллионов жертв Дахау и Заксенхаузена, слышавшие те же голоса, которые когда-то подгоняли их в газовые камеры. Ибо основной тезис, выдвинутый теми, кто предложил эту резолюцию, и поддержанный теми, кто ее одобрил, состоял в том, что быть евреем, гордиться этим и стремиться сберечь свое право быть евреем означает быть врагом человечества. Можно было думать, что подобные голоса больше никогда не раздадутся в обществе, которое считает себя цивилизованным. Но правда оказалась иной».
Злободневно звучат его слова: «Сегодня антисемитизм, усиленный и оплодотворенный богатством и ненавистью нефтедобывающих стран, снова считается вполне респектабельным, снова стал приемлемым в “салонах” и в “высшем обществе”, и нигде его голос не звучит более крикливо и истерично, чем в ООН. Можно ли быть в мире со своей совестью, если мы примиримся с подобными явлениями? Ответ может быть только один — нет».
Что заставляет нас, израильтян, вспоминать об ООН и деятельности Дэниела Мойнихана в этой организации в наши дни? Израиль не обделен вниманием ООН. В большинстве случаев это недоброе внимание направлено во вред нашей стране и её имиджу. В связи с этим премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу при вручении премии «Генезис» Майклу Дугласу заявил: «Израиль — свободная, невероятно энергичная и динамичная демократия — является наиболее оклеветанным на земле. Большинство решений, принятых Советом по правам человека ООН, касаются Израиля. Резолюций против Израиля принято больше, чем против Сирии, Ирана, Судана и Северной Кореи, вместе взятых…»
Нетаниягу назвал это «чрезмерным унижением» Израиля.
Западные страны не хотят видеть истинного направления атаки, а именно на самые основы жизни Запада. Это постоянно подчеркивают израильские СМИ. Суть дела состоит в следующем. Израиль — единственное демократическое государство на Ближнем Востоке. Если израильская демократия, борющаяся за существование в условиях величайшей опасности, всячески может быть дискредитирована, тогда очевидно, что демократия вообще не является той политической системой, которая может выжить в нашем трудном и опасном мире.
Словно являясь свидетелем происходящих сегодня событий, Мойнихан говорил, что, так же как Израиль стал синонимом демократии, так и в высшей степени беспринципные нападения террористов на израильскую цивилизацию, на ее мужчин, женщин и детей стали синонимом общего наступления на демократию и человечность, что является ведущим мотивом современного тоталитаризма. И наконец, решительное сопротивление израильтян терроризму служит образцом позиции, которую должны занять свободные люди во всем мире. Только в этом случае можно одержать победу.
Дэниел Патрик Мойнихан был одной из самых значительных фигур американской общественной жизни на протяжении четырех десятилетий. Интересно, что к концу 70-х годов он стал если не единственным, то самым видным американским политиком, который осознал, что Советский Союз разваливается, и публично заявил о том, что СССР находится в упадке.
Дэниел Патрик Мойнихан ушел из жизни 28 марта 2003 года. Все ведущие американские газеты поместили большие некрологи. Такой посмертной чести удостаиваются очень немногие американцы. Похоронен он был со всеми воинскими почестями на государственном Арлингтонском кладбище в пригороде Вашингтона.
В памяти американцев Мойнихан сохранился, прежде всего, как исследователь, ученый, оказавший значительное влияние на общественное развитие страны, на социальную политику. Также он остался в памяти как давно ушедший в прошлое тип политика, готового употребить свой талант для успешного осуществления и функционирования демократической системы. А для Израиля он был одним из самых верных его друзей.
Семен КИПЕРМАН, Хайфа
http://isrageo.com