«Еврею — все права, но еврейскому народу — никаких прав!» — утверждали антисемиты времен Французской революции, что означало: «Еврей, мы готовы дать тебе равные права, но только если ты откажешься от своих братьев».
Наша недельная глава открывает вторую книгу Пятикнижия, книгу Исхода, главной темой которой является Исход евреев из египетского рабства. Нас интересует не только канва сюжета, но и пророческие символы Торы, обращенные к каждому.
Моисей — не только лидер, возглавивший борьбу за Исход евреев из Египта, но и символ явления, с которого начинается повествование об Исходе. Казалось, Моисей должен был разделить судьбу всех еврейских детей того времени. Фараон приказал, чтобы новорожденных еврейских мальчиков топили в Ниле. Однако сестра Моисея Мирьям решила спасти брата. Она положила трехмесячного младенца в корзинку, опустила его в воды Нила и ждала до тех пор, пока эта корзинка оказалась у берега в бамбуковых тростниках. Услышав голос плачущего ребенка, дочь фараона поняла, что это еврейский младенец. Она достала Моисея из корзины и принесла его во дворец фараона.
Скорее всего, фараон также знал, что его дочь принесла еврейского ребенка. Но если так, то почему он не приказал утопить его? Фараон полагал, что в мальчике не останется ничего еврейского, он вырастет египтянином, не имеющим ничего общего со своими братьями.
Когда понадобилась кормилица для еврейского младенца, Мирьям предложила дочери фараона еврейскую рабыню, мать Моисея.
«И вырос ребенок, — повествует Тора и в следующем предложении, казалось бы, повторяет уже сказанное: — И вырос Моисей, и вышел к братьям своим, и увидел их страдания» (Шмот, 2:10–11).
«Но ведь уже было написано “и вырос ребенок”… Первое относится к росту (физическому), а второе — к величию», — приводит Раши слова мудрецов Талмуда.
Недостаточно, чтобы ребенок вырос физически, важно, чтобы достигла зрелости и его душа. Чем отличается духовно взрослый человек от ребенка? Ребенок плачет лишь о себе, взрослый ощущает страдания других. Моисей вырос не только физически, но и достиг духовного величия, позволяющего ему увидеть страдания своих братьев. Он мог остаться во дворце, в безопасности и роскоши. Но, увидев их страдания, Моисей посвятил свою жизнь освобождению евреев из египетского рабства.
«Увидел их страдания глазами и сердцем», — поясняет Раши. Казалось бы, все видели еврейских рабов, но не все ощущали их страдания. У каждого из нас своя острота физического зрения. Точно так же отличны наши способности зрения духовного. Физически все видят одну и ту же картину, но только один замечает страдания брата, а другой проявляет духовную слепоту. Сердце одного ощущает боль ближнего, как свою собственную, а сердце другого остается глухим. Не стремление к власти заставило Моисея возглавить Исход, а ощущение страданий своих братьев в неволе.
Моисей унаследовал духовное величие от своего прапрадеда Леви. Когда дочь Яакова Дина была захвачена в плен Шхемом и изнасилована, то два брата, Шимон и Леви, бросились ее выручать. Благословляя своих двенадцать сыновей, Яаков произнес: «Шимон и Леви — братья». Разве только Шимон и Леви братья, а не все двенадцать сыновей? Нет, Яаков отмечает их особое качество души — ощущение боли, страдания брата. Потомки Леви станут служителями Храма, мудрецами Закона, а потомки Шимона будут преподавать Тору детям.
Знание предмета не делает даже ученого человека педагогом. Искусство преподавателя — это понимание души ученика. Не случайно Моисея называют Моше Рабейну — «наш учитель Моисей». Лидером, наставником, учителем может быть тот, кто, подобно Моисею, выходит к братьям своим и, видя их страдания, стремится их облегчить.
Почему евреи оказались рабами в Египте? Потому что сыновья Яакова повели себя не по-братски, продав Йосефа в рабство. Из-за этой истории оказались все братья в Египте, и их потомки стали рабами. Почему же евреи удостоились вырваться из египетского рабства? Потому, что нашлись люди, подобные Моисею и Мирьям, готовые пожертвовать собой ради брата!