В талмудическом трактате «Брахот» обсуждается предсказание пророка Ишаягу (гл. 43) о том, что наступит время, когда более не будут восхвалять Всевышнего за то, что он вывел евреев из Египта, но будут восхвалять за то, что вывел их из северной страны и привел в Страну Израиля.
Пророк сообщал о каком-то сверхчудесном событии, затмевающем по своей чудодейственности Исход из Египта. Наши мудрецы говорят, что, хотя сейчас нет пророков, однако все сыны Израиля — сыновья пророков. На этом основании я беру смелость утверждать, что исход из СССР подпадает под предсказание пророка Ишаягу.
Когда в наших книгах говорится о чуде Исхода из Египта, упоминаются заслуги сынов Израиля, которые помогли им выйти из этой клоаки всех зол. Сыновья Израиля сохранили в Египте свой язык, свои имена и свою одежду. Кроме того, Б-г Израиля послал им учителя — Моше. Ну а мы, братцы-еврейцы? Что мы сохранили — язык? Русский. Имена? Саша, Петя да Боря. Одежду?..
Вот это я и называю чудом. Здесь, в Израиле, есть организация под названием «Корни». Приезжают люди, которые вроде происходят из евреев, но точно не помнят этого родства. Вот им и помогают искать их корни. Представляете? Не то что имен не сохранили, даже родства не помнят. И все-таки еврейский Б-г взял их за белые рученьки и привел в страну, текущую молоком, медом и природным газом. За что, за какие ласки и глазки?
Когда я оглядываюсь вокруг в поисках кандидата на роль Моше в нашем исходе, я не нахожу никого.
24 декабря этого года в Израиле отмечали годовщину начала исхода. Почему именно эта дата? Потому что 24 декабря 45 лет назад в Ленинграде был вынесен приговор еврейским «самолетчикам». Все признают, что наше «самолетное дело» положило начало всемирной борьбе за свободу выезда, исхода евреев из СССР. Но это, конечно, не коллективный Моше. Эта группа мне больше напоминает Нахшона, который первым бросился в воды Чермного моря, и все сыны Израиля прошли по дну моря, как по суше (Исхода. Шмот).
Если же говорить о силе, энергии, которая подвигла нашу группу на этот шаг, я с уверенностью заявляю, что эта сила — Государство Израиль.
Оплеванные и униженные, уже изменив свои имена и свой язык на язык господствующей нации — русский, мы вдруг открыли, что у нас есть свое государство — Израиль. Мысль о том, что мы можем уйти от унижений («убирайтесь в свою Палестину»), так воодушевляла нас, что никакая опасность — ни смерть, ни арест — не могла остановить нас. Это был сверхмагнит. Любовь, как известно, это самая сильная энергия. И мы открыли ее.
Действительно, в конце Пятикнижия Моисея сказано: «Даже если твои изгнанники будут на краю света, и оттуда Я
(Б-г Израиля) соберу их».
На краю неба — на краю света, недосягаемого для всего свободного мира, были мы. И Он забрал нас оттуда своей распростертой дланью и мышцей напряженной — Государством Израиль.
Я знаю, что недоброжелатели обзовут меня сионистом. Но, если бы не Государство Израиль, которое притягивало, как магнит, я бы не участвовал со своими друзьями в захвате самолета, а остался бы гнить в вонючем СССР. Антисемитизм был уже не такой сильный — могли стерпеть, как стерпели мои сверстники, которые обзавелись русскими женами и детьми, не помнящими родства.
Я знаю, что многие мои черношляпые земляки сейчас честят Израиль почем зря. И справедливо. Руководители этого государства по-прежнему хотят жить как гои, преследуют тех, кто учит Тору и т. д. А уж про пресмыкание перед арабами, которое несет нам бесчисленные жертвы, я и не говорю. Но помните: благодаря этому государству вы остались евреями.
Я знаю, я был в самом начале. А то, что плохо, исправим бэ-эзрат а-Шем — с помощью Всевышнего. Для этого мы здесь.