Эта статья — последняя в 2015 году. И мы решили пролить свет на несколько позитивных моментов уходящего года. Массмедиа дают нам много негатива. Пусть эта мини-подборка сыграет роль «луча света в темном царстве» в рамках нашего проекта «Свет Авраама», включающего также выстраивание отношений между авраамическими религиями.
Я хочу выделить два позитивных события разного масштаба.
Первое — это освобождение из тюрьмы Джонатана Полларда. Его история весьма туманна. Но нахождение в тюрьме бросало тень на отношения между Израилем и США. И то, что он теперь на свободе, — повод порадоваться за человека, который старался помочь Израилю в его делах безопасности.
Второе дело имеет совершенно другой аспект. Если освобождение Полларда — это индивидуальная судьба в новейшей истории, то второе событие отражает прогресс в двухтысячелетних конфликтных отношениях между евреями и христианами. Речь идет о новом решении Ватиканского собора об изменении отношений католической церкви к евреям и иудаизму.
Проясним ситуацию. В наших отношениях было два камня преткновения.
Во-первых, христиане имеют свой подход к жизни, который называется «спасением», и они стараются предложить его всему миру в виде миссионерства, к тому же «обижаются» на тех, кто отвергает их подход. Среди прочих христиане «обижались» и на евреев — последователей иудаизма, которые не принимали христианскую доктрину. Правда, в этом деле иудеи не единственные «отвергатели».
Во-вторых, у христиан была «личная» обида на евреев по разным поводам. Считается, что евреи распяли Христа. Кроме этого, было множество надуманных обвинений, которые приводили к гонениям и погромам. Апофеозом стал Холокост (хотя он и не имел христианского фундамента, но был им индуцирован).
Пятьдесят лет назад в октябре 1965 года Ватиканом был сделан первый шаг и принята резолюция Nostra aetate («В наше время»). Одним из ее достижений было снятие обвинений с евреев, что стало очень важным шагом, расчищающим наши отношения. Можно сказать, что был убран второй камень преткновения. Но стремление к миссионерству не было изъято, поэтому до полноценной нормализации отношений тогда дело не дошло.
И вот сейчас Ватикан сделал второй и очень важный шаг. В новом документе говорится об особом статусе диалога между католиками и евреями, принципиально отличном от диалога церкви с другими мировыми религиями. Данное отличие связывается с еврейскими корнями самого христианства, а суть его состоит в том, что теперь католики признают, что евреи могут «спастись» в рамках иудаизма и поэтому «евреев не надо спасать», навязывая им христианство. Таким образом, был убран первый камень преткновения, и снимается напряжение между нашими религиями.
Ватикан провозглашает: «В братском диалоге евреи и католики должны все лучше изучать и узнавать друг друга, примиряться друг с другом, совместно трудиться на благо справедливости, мира и защиты творения, действенно бороться против всякой формы антисемитизма. Они призваны укреплять сотрудничество в гуманитарной сфере… и стать благословением для всего мира».
В ответ на это группой влиятельных ортодоксальных раввинов было опубликовано встречное письмо, приветствующее возможность диалога и партнерства. Раввины пишут: «Мы признаем, что христианство — не случайность и не ошибка, но плод Б-жьей воли и дар для народов мира… Мы можем признать непрестанную конструктивную ценность христианства в качестве нашего партнера».
Это событие мы должны приветствовать и порадоваться за возможность новых перспектив в наших отношениях.
1 комментарий к “Позитивный список”
Обсуждение закрыто.
С каких пор культ личности официальной религии стал «плодом Божьей воли» и каковы имена «влиятельных ортодоксальных раввинов», распознавших Б-жью волю сего плода? На каком основании, интересно. В смысле, на какие слова Торы, пророков или трактат Талмуда они сослались, или это отсебятина. И, в последнем случае, не потому ли они влиятельны, что говорят такое за евреев и никто им по рукам не даёт?