Виталий Портников Грани.Ру
Теперь уже не какой-то там Улюкаев или Силуанов, а сам Путин призывает подданных готовиться к затяжному периоду низких энергетических цен. А это значит — к ухудшению благосостояния, повышению стоимости жизни, безработицы, социальным катаклизмам, региональным конфликтам. Всему тому, что будет теперь составлять содержание его бесславного и бездарного правления.
Все предыдущие годы путинское президентство имело совершенно другой смысл — по крайней мере с пропагандистской точки зрения. Он был президентом, завершившим затяжную войну на Кавказе. Победившим терроризм. Повысившим уровень жизни своих сограждан — пускай даже и в обмен на демократические права и свободы, от которых большая часть общества с готовностью отказалась в обмен на условную сытость и условную же безопасность.
Можно было сколько угодно доказывать рядовому россиянину, что войну на Кавказе и разгул террора спровоцировали сами правящие элиты, что из российского бюджета крадется столько, что хватило бы еще на несколько ВВП, что не проводятся реформы и не меняется сам характер сырьевой экономики страны, — большинству было все равно. У большинства был Египет, прибавка к зарплате и пенсии, возможность купить то, о чем раньше и мечтать было нельзя, — и Путин. Президент российских побед.
Его последней «победой» стал нагло оттяпанный у украинцев Крым, что позволило окончательно превратить еще имевшее шанс на цивилизованное развитие российское общество в шовинистическое стадо. А потом все пошло не так: всеобщее презрение, изгнание из клуба лидеров современного мира, санкции — и нефть! Так, как его подвела нефть-кормилица, никто еще его не подводил. Казалось, сама природа мстит ему за равнодушие к человеческим жизням и страданиям, за невежество и самонадеянность, за насилие над Россией, за изнасилование Донбасса…
Без этой репутации, так много значившей для него, он уже не мог. Его самолет сбили над Турцией — и плюнули в лицо, обратившись за помощью к НАТО, а не за прощением к нему, непобедимому и гордому. Санкции против его поместья только усилили, после того как он потратил четыре часа на какого-то госсекретаря! И нефть! Она же все время падает!
Так из президента побед он окончательно стал президентом поражений, неудачником, призывающим готовиться к худшему. Но это еще вовсе еще не финал. Потому что этот президент поражений еще верит, что фортуна вновь повернется к нему лицом, что чудо все исправит, что нефть подорожает, санкции отменят, а Украина — и хорошо бы еще Турция — исчезнет с политической карты. И тогда он вновь станет президентом побед.
Настанет день, когда и он, и — что самое главное — его кукловоды поймут, что этого не произойдет никогда.
И тогда из президента поражений он станет президентом потрясений.
Великих потрясений России.
Статья В. Портникова замечательная. Но причем тут Александр ШтрайХЕР?