Если по китайскому календарю, то уходящий был назван годом Зеленого Козла. Он таким и оказался: те «козлы», которые с зелеными флагами, то есть исламофашисты, нас весь год атаковали и грозят со всех сторон, поскольку адекватного ответа не получают; другие «козлы» — зеленые потому, что сами себя так назвали, взялись под фальшивыми лозунгами разрушать нашу энергетику, а с нею индустрию, экономику, всю базу нашего благополучия. Те и другие отметились реальными зелеными делами: первые — терактами, вторые — шабашем под флагом ООН.
Этот шабаш, прошедший под предлогом борьбы с изменением климата планеты и завершившийся подписанием в Париже итогового документа, вроде бы обязательного для всех государств мира, в сущности, тоже являет собой теракт или по крайней мере попытку теракта против индустриально развитых стран. Отставшие в развитии, оказавшись не в состоянии догнать ушедших вперед, требуют, чтобы те остановились. Иначе «Отнять и поделить!» — лозунг Шарикова из бессмертного романа Булгакова «Собачье сердце» теперь из бытовой сферы продвигается в глобальном масштабе. В упорных спорах о сумме, подлежащей экспроприации «у богатых в пользу бедных», участники парижской конференции пока остановились на 100 миллиардах долларов к 2020 году. Как в воображаемой борьбе с изменением климата сокращение выбросов так называемых парниковых газов ни к чему не приведет, так и те 100 миллиардов бедным не помогут, но кто-то, предвидя дивиденды, на них уже, видно, зарится.
Вся эта затянувшаяся афера с запугиванием людей глобальным потеплением в то время, когда на самом деле наблюдается тенденция к похолоданию, наводит на мысль, что хитрецы и жулики, кормящиеся этой аферой (в том числе и отмеченные Нобелевской премией мира), сами ни в какое глобальное потепление не верят, они знают, что похолодает, и представят грядущее похолодание вроде как их заслугу перед человечеством. Хотя наверняка можно сказать, что сокращения выбросов углекислого газа, как бы ни призывали к нему алармисты и как бы ни обязывали государства чиновники ООН, в глобальном плане не будет. Потому что люди сами себе не враги, и туман, навеянный аферистами, вскоре развеется.
Что касается России, то ее положение в данном контексте уникально. Ей не пришлось снижать выбросы углекислого газа в атмосферу, они снизились сами собой и продолжают снижаться в результате коллапса индустрии, то есть несчастье помогло. И это несчастье мастерски было использовано Путиным в Париже: «Россия предпринимает активные шаги по решению проблемы глобального потепления. Наша страна вышла на одно из первых мест в мире по темпам снижения энергоемкости экономики — 33,4 % за период с 2000 по 2012».
Обратим внимание на обозначенный период. Это годы, когда Путин «пришел, увидел, победил»… Темпы падения российской экономики по сравнению с советской даже застойных времен, действительно, ошеломляющие, но подать это как некое свое достижение — не экономика, дескать, обрушилась, а якобы только снизилась ее энергоемкость — это блеф. То, что блеф бесстыдно вынесен на международную представительную конференцию, показывает неприкрытое презрение к ней, вполне, впрочем, ожидавшееся, понятное и в некоторой мере оправданное.
Оно проявилось и в первый день конференции на церемонии встречи лидеров, на которую Путин не явился, демонстративно опоздав, пропустив «семейное» фотографирование с коллегами, заранее предусмотренную протоколом минуту молчания по погибшим в результате терактов, а также и вступительную речь Олланда, что, как отразили СМИ, нанесло французам обиду. Вечером того же дня он объяснил свое опоздание напряженностью своего рабочего графика — нет, дескать, времени на церемонии. Многие полагают, что истинной причиной было нежелание встретиться с Эрдоганом — ведь пресс-секретарь Песков заранее известил, что встреча Путина с Эрдоганом не планировалась. Но одно дело Эрдоган, другое дело все другие, к пацанским манерам российского президента еще не адаптировавшиеся.
Лидеры нормальных государств, воспитывавшиеся в культурной среде, никогда Путина не поймут. А он этих фраеров давно понял и использует по мере надобности. Благо их нетрудно обмануть, да они и сами рады обманываться. Вот он им и навешал лапши на уши: «Россия перевыполнила свои обязательства по Киотскому протоколу, с 1991 по 2012 год объем выбросов парниковых газов на российской территории значительно снижен… Благодаря этому в атмосферу не попало около 40 миллиардов тонн эквивалента углекислого газа… Усилия России помогли затормозить глобальное потепление практически на год». В норвежском стортинге, наверно, уже локти кусают: Путину надо было Нобеля дать, а не Гору с Обамой! Не все, однако, потеряно: Путин заявил, что к 2020 году сократит энергоемкость российской экономики еще на 13,5%. Глядишь, и Нобеля за это получит!
Вернувшись домой, Путин, видно, решил, что западло ему теперь на Запад оглядываться, и повелел своим сатрапам возобновить атаки на Ходорковского: «Мочить в сортире!» Те, типа Бастрыкина и Чайки, сами потенциально подследственные («Ну-ка, Чайка, отвечай-ка!», — писал я еще в феврале 2007-го), спохватились и стали клепать Ходорковскому статьи и обвинения — безосновательные и давно опровергнутые. В административном раже эти негодяи даже престарелого отца Ходорковского не постеснялись сделать заложником. «У Ходорковского руки по локоть в крови», — такова была путинская установка следствию еще со времен второго судебного процесса над ним.
В нормальном мире такое издевательство над законностью и правосудием, да еще на президентском уровне, немыслимо. Значит, наш мир ненормален, и лидеры Запада, встречающиеся с Путиным, внешне вроде бы культурные и благовоспитанные люди, в моральном отношении, очевидно, ущербны, и в том, что российская власть терроризирует свой народ, немалая вина повисает на этих равнодушных джентльменах. «Не бойся врагов, — писал когда-то Бруно Ясенский, — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь».
Слишком много в нашем мире предательства и лжи, в том числе и в наших Соединенных Штатах, особенно в результате двух трагических электоральных срывов, случившихся на президентских выборах 2008 и 2012 годов. Как после тяжелой болезни, стране для реабилитации понадобится генеральная чистка на всех уровнях властной структуры. Иначе говоря, требуется Геракл, чтобы расчистить наши авгиевы конюшни от скверны. Но где его взять?
О Хиллари Клинтон, пробивающейся в президенты от Демократической партии, доброго слова не скажу — она, как и маячащий за ее спиной незадачливый супруг, как раз и есть воплощение лжи и предательства, так что на очищение нашей «конюшни» она не пойдет. Другой претендент от демократов, откровенный социалист Берни Сандерс, я думаю, ей не конкурент, а подпорка слева, чтобы она казалась как бы в центре общественного консенсуса. Такова умная стратегия штаба Демократической партии. У штаба Республиканской партии какая-либо стратегия, к сожалению, не просматривается.
Среди республиканцев из толпы ее претендентов в Гераклы пробивается Дональд Трамп. Внешне похож на Геракла, но как-то не очень похож на президента. Экспрессивен, говорлив, неосторожен в выражениях, потому и уязвим. Хотя, если не придираться к форме его речей, тезисное их содержание обнадеживает. Проблема в том, что республиканский истеблишмент, включая лидеров Конгресса, явно не на стороне этого Геракла. Очевидно, предпочитают других. К этим другим достойным кандидатам полный респект, но Трамп предупредил: если не получит поддержку в своей партии, то продолжит гонку в качестве независимого кандидата, а это, разделив республиканские голоса, приведет к сдаче страны, по сути дела, той же команде некомпетентных управленцев, которая нам на беду уже наработала скверно — как во внутренней политике, так и в провальной внешней. Поведение Трампа по отношению к партии, от которой он намеревается получить номинацию, некрасиво, это ультиматум, шантаж. Но что делать? Эта дилемма главенствует, ее решение Республиканской партии предстоит найти в первые месяцы 2016-го.
Как пелось в песенке из фильма недавно ушедшего в мир иной Эльдара Рязанова, замечательного режиссера и светлой памяти человека, «Новый год уже, наверное, в пути». Счастливого года вам, дорогие читатели, доброго здоровья и благополучия в прекрасной стране, которую мы, покинув прежние места, здесь обрели!
Оглядываясь на пройденный путь, видим, что год Зеленого Козла был тревожным. Может быть, не в Козле была беда, а может быть, и в нем, так сделаем его козлом отпущения и заглянем вперед. Китайский календарь — не основа для прогнозов, но с давних времен в предновогодние дни спрашиваем у древних китайцев, что год грядущий нам готовит. 2016-й, говорят они, будет годом Красной Обезьяны.
Опять тревожно: к обезьяне — согласно дарвинизму, это назад, а нам непременно надо вперед, к победе. 2016-й — это год испытания нашей страны и всей нашей цивилизации на прочность в обстановке серьезных угроз, для сопротивления которым мир пока не проявил готовности и твердой воли. Но, когда уже на краю, больше медлить нельзя. Наступающий год будет во многом определяющим, для нас определится он в восьмой день ноября, когда станут известны результаты голосования. Главная задача года — не допустить, чтобы «красная обезьяна» продолжила провальный для страны курс «зеленого козла».