Владимир Янкелевич
Кто самый влиятельный человек в мире? Одни думают, что Обама, другие, что Путин, а реально – Марк Цукерберг. Судите сами. 9 декабря, по следам терактов в Париже и Калифорнии, он грудью встал на защиту мусульман.
Марк разъяснил свою позицию. Он вдруг с ужасом представил себе страх мусульман, которых после терактов могут преследовать, что может появиться исламофобия, и он сразу захотел «присоединиться к голосам в поддержку мусульман в нашем сообществе и по всему миру».
И он был услышан.
Его сразу же поддержал Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, умолчав, правда, что идею подал Цукерберг. Давутоглу тоже возмутился теми «кто пытается связать террор и ислам» и разъяснил, что Ислам запрещает «коррупцию и разрушение в мире» и что терроризм представляет собой «серьезное нарушение человеческого достоинства и прав, в частности права на жизнь и права на безопасность».
Прислушалась к Цукербергу и Саудовская Аравия, но она пошла дальше и глубже, не ограничиваясь публикациями в Фейсбуке. Уже 15 декабря в мире неожиданно для многих появился новорожденный — «Исламский военный альянс по борьбе с терроризмом», под патронажем Саудовской Аравии.
Рождение «Альянса»
Арабы не в первый раз пытаются создать объединенные силы, но все как-то не очень удачно. «Щит полуострова» воинское формирование Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) пока проявило себя только в полицейской акции в 2011 году в Бахрейне и в 2015 году в Йемене в операциях «Буря решимости» и «Возрождение надежды». Полицейскую акцию к боевым действиям можно отнести весьма условно, а операции в Йемене, направленные против иранского присутствия в соседней стране, больше похожи на тренировку своих вооруженных сил.
Йемен – беднейшая, плохо вооруженная страна, вроде удобная цель, под боком, далеко летать не надо. А результат? Бомбили их, спасали от иранцев, а они 18 декабря, по сообщению Sky News Arabia, выстрелили по Саудовской Аравии двумя баллистическими ракетами. Одна была сбита саудовскими ПВО и упала на территории Йемена вблизи города Мариб, а вторая перелетела через границу примерно на 15 км и упала в пустынной местности вблизи города Наджран. Происхождение ракет особых вопросов не вызывает, «иранские пальчики» на этих ракетах видны невооружённым глазом.
Сюрприз, конечно, неприятный, но не всё же по Израилю стрелять.
Как отреагируют на обстрел широко разрекламированные Объединенные арабские силы быстрого реагирования? Никак!
Решение об их создании было принято на 26-й Сессии ЛАГ в марте 2015 года в Каире, но оно так и остались пока на бумаге. А какова была идея! Они должны были стать инструментом совместного противостояния терроризму, защитой национальной безопасности арабских стран, военной силой для проведения миротворческих операций в регионе. В сентябре истек срок формирования этих сил, но оказалось, что результат ничто, процесс – все. Как всегда, противоречия, противоречия, противоречия. Одни должны давать людей и оружие, а реальное командование у других… В арабском мире это всегда рискованно.
Но вот опять создается что-то новое.
В последние эдак полвека бытует на Ближнем Востоке особая форма закона Ломоносова-Лавуазье. Согласно этому закону в ближневосточном варианте – если в какой-то стране присутствие США убавилось, то в этом же месте России (в прошлом, СССР) на столько же прибавилось.
Но, видимо, в этом законе возможны сбои. Саудовская Аравия и Египет привычно считали, что США с ними, и жили достаточно спокойно — есть надежный союзник, он же стратегический партнер. А Египет был уверен, что при форс-мажорных обстоятельствах место США займет Россия, что тоже как бы хорошо, учитывая любимую русскую забаву продавать вооружения по низким ценам или вообще “за так”.
Однако, пролетела комета, Президент США назначил старшим советником по борьбе с ISIS Роберта Мали, хорошо известного своими откровенно радикальными взглядами и сочувствием самым одиозным режимам и движениям. Ранее он призывал США вести переговоры с такими организациями, как ХАМАС, “Хизбалла” и “армия Махди” иракского шиита Муктада аль-Садра, и к сотрудничеству с их идеологами. Известен он и откровенной неприязнью к Израилю. С таким советником США и сделали ставку на Сирию без Асада и на Иран, а Россия — нельзя же поступаться принципами — на ту же Сирию, но с Асадом, и, как это ни странно, тоже на Иран.
Таким образом, закон Ломоносова-Лувуазье забуксовал в данном конкретном месте. На иранской стороне сплошная прибыль, а арабам приходится пустоту заполнять не так, как издавна привыкли.
Знакомьтесь — «Исламский военный альянс по борьбе с терроризмом»
⦁ СОСТАВ УЧАСТНИКОВ
Участники «Исламского антитеррористического альянса» окрашены на карте в зеленый цвет. Широта охвата поражает.
Ведущий квартет: помимо самой Саудовской Аравии, государства с большими армиями: Египет, Турция и Пакистан. Коалиция включает в себя также охваченные войной страны, такие как Ливия и Йемен, страдающие от террористических нападений боевиков африканские страны, такие как Мали, Чад, Сомали и Нигерия. В массовке — малые страны с символическими армиями.
От «арабской стаи» отбился сосед Саудовской Аравии Оман. В последние годы Оман сохраняет нейтральную роль и предпочитает роль посредника в региональных конфликтах между арабами и персами. Стратегически важное расположение у входа в Персидский залив при слабой армии с устаревшей техникой располагают Оман к бесконфликтной политике.
Региональный соперник Саудовской Аравии, шиитский Иран в коалицию не входит. Они на противоположных сторонах в региональных войнах и конфликтах, и, естественно, в отношении к терроризму. Это как «разведчик» и «шпион», зависит с какой стороны смотреть.
Да и почему это вдруг терроризм взволновал «Альянс», терроризм сегодня — практически повседневность?
Что заставило 34 страны собраться в Эр-Рияде и, по крайней мере, задекларировать “борьбу с терроризмом”? Особенно, если учесть, что в составе этого антитеррористического органа — страны с богатым террористическим прошлым, да и настоящим тоже. Там такие борцы с терроризмом, как защитник ХАМАСа Турция, Палестинская автономия со своим главным экспортным продуктом – борьбой с сионизмом, Катар – кошелек террора, в общем – состав обычный.
Отличительной же особенностью является отсутствие в этой «антитеррористической» структуре шиитов, что и определяет «направление главного удара».
⦁ ОБЪЯВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ
Объявленные и реальные цели совпадают крайне редко. Декларировать и рекламировать нужно то, что политически в данный момент выгодно, реальные же цели не лежат на поверхности и не всегда хорошо пахнут.
Красиво обозначил задачу Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Он назвал «Альянс» «лучшим ответом тем, кто пытается связать террор и ислам». Вроде есть такие злокозненные политики, которые очернительски могут связать их между собой. Но вот «Альянс» своей борьбой с террором очистит светлое имя Ислама, и в это поверят все, увидев бескомпромиссную исламскую борьбу с террором.
«Мы считаем, что это усилие мусульманских стран является шагом в правильном направлении», — сказал Давутоглу.
Больше эту тему он развивать не стал — некогда, нужно было бомбить курдов.
Но создание «Альянса» — не политиканство в чистом виде. Факт радикализации ислама неоспорим, основывается он во многом не столько на цивилизационных различиях и религиозной вражде, сколько на демографическом факторе – так называемом «молодежном пузыре» (youth bulge). А молодежь с энтузиазмом подхватывает радикальные идеи, что неизменно оборачивается большой кровью и серьезной угрозой существующим режимам.
В сжатом виде это можно сформулировать так: если возрастная когорта 15-29 лет превышает 30% численности населения страны, результатом обычно становится взрыв насилия; если дети до 15 лет составляют значительную часть населения – в самом недалеком будущем жди большой крови.
В этих условиях опорой стабильности режима становятся силовики, армия и спецслужбы, и, в меньшей степени, полиция, но что само собой разумеется, важнейшим условием является готовность властей использовать силовые методы для «приборки своего участка планеты так, как они это понимают».
В прикладном плане все это несет серьезную угрозу самим режимам стран, вошедших в «Альянс». Да тут еще и ISIS, давшее направление этой террористической энергии, примерно так:
«Сегодня нам принадлежит Германия, а завтра будет принадлежать весь мир»[i].
ISIS обязалось свергнуть монархии Персидского залива, а пока, для доказательства серьезности намерений, провело целый ряд нападений на силы безопасности в Кувейте и Саудовской Аравии. Ну и, само собой, взрывы в мечетях, как без этого.
В общем – нужно бороться с террором, если жизнь дорога.
Саудовское пресс-агентство озвучило это так:
«с терроризмом нужно бороться всеми средствами, и сотрудничество в этом должно должны быть обеспечено».
Министр обороны Саудовской Аравии Мухаммад Аль Сауд конкретизировал задачи, но как-то расплывчато: «Альянс» не просто будет противодействовать экстремистам, но будет защищать все мусульманские страны от любых террористов, независимо от их учения, будет противостоять любой террористической организации.
То есть, по утверждению Мухаммада Аль Сауда, ISIS не является единственной мишенью «Альянса». Они будут бороться с террористическими группами «независимо от их классификации», в том числе и в Сирии и Ираке, в «сотрудничестве с международным сообществом».
И далее:
«Ислам обвиняется — прямо или косвенно — в поддержке терроризма. Каждый должен доказать, что не имеет к этому отношения»,
— сказал Аль Сауд.
«Альянс» собирается предложить мусульманские «ботинки на земле» – boots on the ground – (то есть участие в сухопутной операции). Это как раз то, что Запад хочет. Если короче – налицо реверанс в сторону США и попытка объяснить, что американцы на Ближнем Востоке «ставят не на ту лошадь».
⦁ РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ «АЛЬЯНСА»
Они не определяются количеством и качеством вооружений, хотя это и важный фактор. Понимание «Альянса», как военного союза, скорее всего, неверно. У каждой страны свои локальные проблемы.
Например, Египет уже много лет борется с «Братьями мусульманами», а на западе его атакуют ливийские племена, у турок проблема – курды, и так куда ни посмотри.
Так что возможным вариантом действий «Альянса» представляется финансовая поддержка и координация работы антитеррористических сил, помощь оружием, обмен развединформацией. Возможен арест беглых террористов, мигрирующих из страны в страну…
Многое возможно, но в самом составе «Альянса», внутри, вполне хватает профессионалов террора, таких, как Палестинская автономия, или вот еще Ливан – дом террористической организации Хизбалла. Это создаст проблемы, может убить идею на корню, а может привести к давлению «Альянса» на своих, социально близких террористов.
По-хорошему, так нужно выбирать: или бороться с террором или спонсировать, к примеру, Газу. Вселяет, конечно, некоторые надежды тот факт, что объективно, для большинства стран «Альянса» борьба с террором — вопрос выживания. Посмотрим, что получится из этой затеи, реальные антитеррористические действия или крыловский «Квартет».
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки…
Декабрь 2015
Представить ужас мусульман о преследовании их после совершения ими терактов можно — но они этого, в принципе, заслужили своей дикой политикой борьбы с «неверными».
Но, извините, меня больше волнует то, как чувствуют себя жители Израиля, женщины и дети, старики и молодёжь, военные и гражданские, когда на них беспричинно нападают, ранят и убивают…. Вот это меня действительно волнует и беспокоит.
Каждый должен отвечать за то, что он сотворил. И те, кто помогал, способствовал, одобрял, укрывал преступления или подготовку к ним, также должен нести ответственность в полной мере. А потому, когда принимается решение о лишении гражданства, о выселении с территории Израиля пособников террористов, я могу только одобрить.