Библейские сражения

7de1637a0ebaОкончание. Начало тут

Еще в эпоху царя Давида армия Израиля не имела кавалерии и боевых колесниц. Эти два рода войск вошли в ее состав при его сыне Соломоне, страстном любителе лошадей. Колесницы были приняты на вооружение в 950–940 гг. до н. э. Их изготовляли из дерева, а для командиров — из металла. Деревянные борта обшивались бронзовыми или железными пластинами.

Корпус боевых колесниц царя Соломона состоял из 1200 повозок, в каждую впрягалось по 2–3 лошади. Экипаж составляли 2–3 человека: колесничий, лучник и порой оруженосец. Кавалерия Соломона насчитывала до 12 полков по тысяче воинов в каждом. И кавалерийские и колесничные полки подразделялись на сотни.

Колесницы и кавалерия сосредоточены были главным образом в Иерусалиме и ближних к нему городах, снабженных специально построенными конюшнями, колесничными парками и складами фуража. Со времен Соломона эти части становятся постоянными войсками, насчитывавшими порой до 15 тысяч воинов.

Постоянными же формированиями были и отряды царских телохранителей, комплектовавшиеся со времен царя Давида иноземными наемниками. Нередко и военачальники были также иноземцами. Библия сохранила их имена: аммонитянин Целек, хетт Урия и филистимлянин Иттай.

Армия военного времени, как правило, состояла из пехотных корпусов — кавалерийского и колесничного. Пехотные корпуса включали 3–4 дивизии по 9–10 тысяч бойцов в каждой. По заведенному Давидом порядку каждая дивизия поддерживала боевую готовность в течение определенного месяца, неся службу охраны границ и крепостей.

Боевой порядок израильской армии в сражении, как правило, состоял из трех групп — центрального и двух фланговых. Выделялся резерв, а кавалерия и боевые колесницы чаще всего применялись для преследования. При отступлении назначался арьергард — до трех полков, самых стойких, задачей которых было не только прикрытие тыла армии, но и сбор отставших и раненых.

На марше выделялось походное охранение и авангард, и те и другие, как правило, кавалерийские. В битве армия выстраивалась в боевом порядке, и сигналом начала боя, атаки, маневра служили оглушительные звуки специальных труб. По их же сигналам сражение заканчивалось, и подразделения собирались вокруг своих значков, полки — вокруг знамен. Бой обычно состоял из тысяч единоборств, и личные волевые качества, физическая сила и ловкость играли решающую роль. В некоторых случаях исход первого единоборства решал и судьбу целого сражения. Поэтому от противостоящих армий выделялись наиболее умелые и мощные бойцы, и поединок их зачастую определял и настроение, боевой дух следивших за ним полков.

Но так было в эпоху сравнительно небольших армий, состоявших из ополченческих отрядов. С развитием и увеличением вооруженных сил Израиля широкое применение получают тактические приемы, маневрирование до боя и в ходе его, сложные оперативные замыслы в сражении. В этом отношении у израильтян совершенно особое место приобрела разведка, в основном войсковая: дозоры и наблюдение за перемещением противника, за его расположением в лагере. Но и немало внимания уделялось израильтянами агентурной разведке: посылке лазутчиков, вербовке агентов в городах противника и их внедрению в его войска. Опыт лучших полководцев той эпохи — Давида, Йегуды Маккавея, Александра Янная — свидетельствует, что они весьма умело применяли все формы разведывательной деятельности и плодотворно использовали полученные сведения.

Широкое распространение в практике боевых действий получили ночные атаки вражеских лагерей, производимые на высоком уровне внезапности. Да и вообще ночные действия — маневр, марш и даже оборудование оборонительных позиций — производились не реже, чем дневные, и этим достигалась внезапность. Но всегда и по возможности широко применялся маневр — как на поле боя, так и в предвидении сражения. Основными тактическими формами маневрирования у евреев были обход противника с целью нанесения удара во фланг и в тыл, а также двойной охват для полного окружения его армии. И в этом плане есть в Библии свидетельства, что евреи предвосхитили классический маневр Ганнибала в битве при Каннах.

Вполне профессионально и часто применялись засады, которые устраивались по большей части в горных теснинах и дорожных дефиле. В случае отступления противника еврейские войска немедленно переходили к преследованию, стремясь его отход превратить в бегство.

AssysoldПри осаде крепостей применялась глухая изоляция, для чего вокруг вражеской цитадели возводился сплошной вал. На нем выставлялись частые посты, чтобы отрезать осажденных прежде всего от внешних источников водоснабжения, что в условиях жаркого климата позволяло принудить их к сдаче, не прибегая к штурмовым действиям. Израильтяне по возможности избегали открытого штурма стен и башен крепостей, который сулил большие потери. В осадных действиях они стремились пробить бреши, а чаще — обрушить стены путем подкопов. Стенобитных машин, а также метательных орудий — баллист и катапульт — у израильтян до последних столетий первого тысячелетия до нашей эры не было.

Следует отметить, что уже Давиду удалось достаточно прочно утвердить большинство вышеописанных приемов и действий в практике боевой деятельности его армии, благодаря чему многочисленные войны с государствами, окружавшими Израиль, неизменно заканчивались победами евреев.

Первыми были разгромлены войска Моаба, который стал вассалом Израиля и платил ему дань. В долине Мелах была разбита армия Эдома. После того как послы Израиля встретили весьма недружелюбный, даже оскорбительный прием со стороны аммонитян, война с ними стала неизбежной. Аммонитяне заключили военный союз с другими народами северной и восточной Палестины, во главе коалиции стал опытный полководец — царь по имени Гададезер. Между израильтянами и арамеями произошли три решающих сражения, последнее из них велось уже на арамейской территории. Арамеи были разбиты наголову. В результате этих битв Дамаск пал, и Сирийское царство также превратилось в данника Израиля.

Примерно в те же годы Давид завоевал Идумею, доведя тем самым пределы Израиля на юге до Красного моря. После этого он обратил свое оружие против самих аммонитян. И вскоре их столица Раббат-Аммон была взята неожиданным ночным штурмом, захвачена богатая добыча, все золото и драгоценности пошли на пополнение царской сокровищницы. Таким образом, почти все тридцать лет правления Давида были, по сути, годами непрерывных войн, которые весьма существенно расширили территорию Израиля и увеличили его международный вес.

Царствовавший после Давида его сын Соломон не обладал даром полководца и избегал вооруженных конфликтов. Однако именно он ввел в армию боевые колесницы и кавалерию. При нем Иерусалим был обнесен массивной городской стеной с мощными башнями и монументальными воротами. Оборонительное строительство кроме иерусалимских укреплений включало также сооружение опорных пунктов в виде небольших цитаделей в Мегиддо, Хацор, Гезер.

При Соломоне еврейское государство достигло наибольшего расцвета, но после его смерти оно раскололось на два самостоятельных царства: Иудейское — на юге и Израиль — на севере. Это привело к ослаблению военного могущества евреев, тем более что царства их нередко враждовали между собой и дело доходило до вооруженной конфронтации. Когда же царства объединили свои усилия в борьбе с общими врагами, как это было при Ахаве, царе Иудеи, их международное положение окрепло. В то время Иудея вновь овладела доступом к Красному морю и торговыми путями в Южном Заиорданье. Окреп в военном отношении и Израиль, вступил в войну с арамейским царством и благодаря поддержке Иудеи смог одержать ряд побед над Дамаском и расширить свои владения в Гилеаде, на севере Заиорданья.

Однако появление к концу первой половины IX века до н. э. в высшей степени агрессивного месопотамского царства Ассирии привело к созданию коалиции из 12 царств, куда вошли и недавние противники — цари Дамаска и Израиля. Эта коалиция в течение 853–845 гг. до н. э. успешно отражала попытки ассирийского царя Салманасара III прорваться в Южную Сирию, Финикию и Израиль. Ассирийские источники содержат данные об одной из таких битв под Каркаром, в которой принимал участие и еврейский царь Ахав, выставивший армию из 2000 боевых колесниц. Его военная мощь превосходила силы всех остальных членов этой коалиции, вместе взятых, что служит достаточным показателем боевого могущества Израиля в тот исторический период.

Однако вскоре коалиция распадается, ее члены терпят ряд военных поражений, оставшись наедине лицом к лицу с Ассирией. Полный разгром потерпела, в частности, Сирия, что, впрочем, было использовано одним из выдающихся царей Израиля Иоровамом (784–748 гг. до н. э.). Он разбил арамейское царство и занял главенствующее положение среди государств Сиро-Финикии. В другом царстве, Иудее, царь Амасия, переоценив свои силы, вступил в войну против Израиля и потерпел тяжелое поражение. Царь Израиля ворвался даже в Иерусалим, разрушил часть крепостной стены и захватил сокровищницу Храма. Иудейский царь был свергнут и на престоле утвержден его сын — Узия.

Время царствования Узии в Иудее и Иоровама в Израиле было периодом расцвета обоих еврейских государств, а также немалых успехов их вооруженных сил. Иоровам нанес тяжелое поражение арамеям, двинулся на Дамаск и овладел им. Северная граница его страны совпала тогда с границей государства времен Соломона. На юге он дошел до южной оконечности Мертвого моря, завоевал Заиорданье и получил контроль над всеми коммуникациями, связывавшими Сирию и Египет.

В свою очередь иудейский царь Узия покорил Идумею, на берегу Красного моря захватил Эйлат и оазис в Синае под названием Кадеш-Барнеа. Затем он повернул полки своих боевых колесниц на запад и разгромил войска филистимского княжества Ашдод, тем самым впервые в истории Иудеи получив прямой выход к Средиземному морю. Узия много сделал для укрепления вооруженных сил Иудеи, чем и объясняются их боевые достижения. Армия получила наиболее современное оружие того времени — мечи и копья из лучших сортов железа, оборонительные сооружения Иерусалима были перестроены и укреплены. В Негеве, на рубежах и перекрестках главных караванных путей возведены большие и малые крепости.

X_SKsZbWOowСледующим иудейским царем, который много сделал для укрепления военного могущества в ту эпоху, был Хизкия, боровшийся против нового усиления Ассирии. Именно он возглавил в последние годы своего правления военный союз против нее. Предвидя неминуемое вторжение ассирийской армии, Хизкия особенное внимание обратил на укрепление Иерусалима. Снова, в который уж раз, была восстановлена и укреплена разрушенная крепостная стена, созданы большие запасы продовольствия. Но главным достижением Хизкии, способным обеспечить устойчивость Иерусалима в случае затяжной осады, было сооружение знаменитого Силоамского туннеля. Он высечен в скалах, имеет протяженность в несколько сот метров и обеспечивал поступление воды из источника Эйн-Гихон в Силоамский водоем, находившийся внутри городских стен.

Однако старания Хизкии не могли остановить ассирийского царя Синахериба, в 701 году до н. э. вторгшегося в Иудею, взявшего штурмом центральный город ее южной части — Лахиш и осадившего Иерусалим. Город спасло соглашение Синахериба с Хизкией, по которому Иудея становилась данником Вавилона, отборная часть ее армии, согласно тогдашнему правилу, должна была влиться в ассирийские войска.

Вавилонское иго было не слишком тягостным по тем временам, однако в Иерусалиме возобладали наиболее крайние приверженцы вооруженного восстания, которое и вспыхнуло в 601 году до н. э. Но два года спустя вавилонский царь Навуходоносор расправился с мятежниками, разгромил их и увел в Вавилон 10 000 человек, составлявших социальную верхушку населения, в том числе и царя со всем его двором. Уведены были также и отборные войсковые части, оружейные мастера и другие ценные ремесленники.

Марк Штейнберг
Из книги «Евреи в войнах тысячелетий»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора