6 января 2016 года Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка начнет рассматривать по существу первый в США гражданский иск, вытекающий из «дела Магнитского».
Иск был возбужден Минюстом США в сентябре 2013 года против кипрской компании Prevezon Holdings и десятка ее «дочек». Все они принадлежат Денису Кацыву, сыну вице-президента госкорпорации РЖД и бывшего главы Минтранса Московской области Петра Кацыва.
Как утверждает федеральный прокурор округа Прит Бхарара, через компании Кацыва-младшего отмывалась часть денег, похищенных в 2007 году из российского бюджета посредством крупномасштабной аферы, в которой были замешаны сотрудники правоохранительных органов РФ.
По словам американских прокуроров, афера была разоблачена Сергеем Магнитским, который работал в тот момент в фонде Hermitage Capital британского гражданина Уильяма Браудера, являвшегося одно время крупнейшим иностранным инвестором в России. После того как Магнитский выступил со своими разоблачениями, он был арестован и умер в 2009 году в «Матросской тишине», где, по словам правозащитников, его избивали и лишили медицинской помощи.
Кацыв-младший все обвинения отрицает. «Они не могут ничего доказать! — фыркает его адвокат Джон Москоу. — Это дело не стоило затевать».
Тяжба, тянущаяся в Нью-Йорке уже третий год, породила тысячи страниц судебных документов, свидетельствующих о маневрах, к которым прибегли за это время обе стороны. Особенно отличились защитники компаний Кацыва, которые с трудом добились весной возможности снять с Браудера показания под присягой.
Халявщики из России
В октябре в Нью-Йорк также прилетали давать показания Денис Кацыв, Тимофей Крит и Александр Литвак. Как многозначительно отметила прокуратура в обвинительном документе, до Кацыва-младшего Крит числился единоличным акционером холдинга Prevezon, будучи в то время 22-летним российским аспирантом.
Литвака называют бизнес-партнером Кацыва и отмечают, что именно он подписал купчие на роскошные апартаменты на манхэттенской Пайн-стрит, которые, по утверждению Минюста США, были приобретены на барыши от аферы, вскрытой покойным Магнитским.
Прокуроры сразу же добились ареста квартир, а в прошлом году продали их и добавили выручку к деньгам, лежавшим на восьми счетах ответчиков в Bank of America и тоже арестованным.
Поскольку показания с Кацыва, Крита и Литвака, которые лично ни в чем не обвиняются, снимались прокуратурой, судья распорядился, чтобы она оплатила все их расходы, сделав это за счет арестованных авуаров Prevezon. Сейчас это еще чужие деньги, но власти США хотят в конечном итоге сделать их своими, поэтому прокуратура запротестовала, что приезжие жили в Нью-Йорке на слишком широкую ногу.
Как писала судье Томасу Гризею прокурор Маргарет Грэм, трое свидетелей находились в Нью-Йорке с 13 по 16 октября и потом представили к оплате счет на 50 565 долларов и 72 цента, потраченные ими на авиабилеты, отели, питание и услуги переводчика.
Прокуратура скрепя сердце заплатила, но в ноябре ей стало известно, что свидетели собираются представить к оплате дополнительные счета, и тут уже она взъерепенилась.
Грэм написала Гризею, что она уже оплатила счет за двухдневное проживание сопровождавшего свидетелей московского адвоката Наталии Весельницкой в манхэттенской гостинице Plaza, хотя она показаний не давала и даже при них не присутствовала. Ее номер стоил 995 долларов в день. По словам прокурора, в период показаний Весельницкая, похоже, проживала в гостинице подешевле и переехала в Plaza лишь после их окончания — и после того, как судья постановил, что расходы будет оплачивать Минюст США.
Эти расходы включали также многочисленные счета за трапезы в дорогих ресторанах, например 793 доллара и 29 центов за ужин на пять персон (хотя показания давали лишь трое), включавший 18 блюд, восемь порций граппы и две бутылки дорогого вина.
Засим прокуратура попросила судью ограничиться указанными 50 тысячами, заявив, что на трехдневную поездку в Нью-Йорк их вполне достаточно.
Защита и прокуратура о шашнях Кацывов с ФБР
Еще в сентябре между сторонами возник конфликт по поводу предполагаемой попытки Кацыва-старшего помочь сыну урегулировать противоречия с американскими властями. Пресса заметила этот эпизод лишь сейчас, хотя посвященные ему судебные документы давно лежат в открытом доступе.
Из них явствует, что Петр Кацыв будто бы вызвался дать ФБР информацию о российской преступности в обмен на прекращение дела против компаний его сына.
По словам адвоката Москоу, после возбуждения иска против этих компаний с Денисом Кацывом связался некий «израильский господин, представившийся консультантом по делам о конфискации имущества», и вызвался ему помочь.
«Этот человек уговорил Кацыва встретиться в Риме с сотрудниками ФБР и заверил, что встреча поможет закрыть дело, — продолжает Москоу. — Кацыв встретился с сотрудником ФБР и нью-йоркским полицейским. Беседа в основном касалась предметов, фигурирующих в данном иске».
Адвокат выразил протест против того, что прокуратура не поставила защиту в известность об этой встрече, и потребовал, чтобы ему был предоставлен ее протокол. Позже он его получил.
После римской встречи собеседники «пытались убедить Кацыва согласиться на другую встречу в сентябре 2014 года, на которой будет присутствовать федеральный прокурор (Пол) Монтелеони, — писал дальше Москоу. — Следователи сказали Кацыву, что встречу с Монтелеони нельзя организовать в США, потому что тогда пришлось бы уведомить его американского адвоката. Следователи также заявили, что встречу нельзя провести и в Израиле, поскольку тогда пришлось бы уведомить местные правоохранительные органы. Вместо этого прокуратура хотела провести встречу в Венгрии с отцом Дениса Кацыва, но без американского адвоката. Кацыв отказался участвовать в повторной встрече».
В тот же день Монтелеони направил судье ответное письмо, в котором излагал прокурорскую версию вышесказанного. По его словам, в феврале 2014 года следователь ФБР Джон Пенза встретился с Денисом Кацывом по просьбе последнего. «Встреча была организована третьей стороной и произошла без ведома федеральной прокуратуры».
Монтелеони отрицал, что прокуроры пытались встретиться с Кацывом без ведома его нью-йоркских защитников.
Прокуроры узнали о встрече Кацыва с Пензой лишь задним числом. ФБР сообщило им, что Денис и Петр Кацывы желают встретиться снова, на сей раз в присутствии прокурора, «для того чтобы предоставить информацию о преступной деятельности в России».
По словам Монтелеони, «ФБР, однако, сообщило Денису и Петру Кацывам, что такая встреча с прокурором может иметь место лишь с согласия нью-йоркского адвоката Дениса Кацыва».
Прокуратура узнала, продолжает Монтелеони, что Петр Кацыв «предложил встретиться с прокуратурой и обсудить преступную деятельность в России. Услышав, что его не представляет адвокат, и проконсультировавшись с сотрудником прокуратуры, который специализируется по вопросам этики, прокурор договорился о возможной встрече с Петром Кацывом в сентябре 2014 года».
«Петр Кацыв не смог приехать, поэтому встреча не состоялась, но прокуратуру впоследствии информировали, что он хочет назначить встречу в другое время. В этот момент прокуратура впервые узнала, что Петр Кацыв желал этой встречи для ведения переговоров об урегулировании данной тяжбы. Узнав об этом, прокуратура отказалась встречаться с ним именно потому, что она не хотела вступать в контакты с предполагаемым посредником Дениса Кацыва без присутствия его нью-йоркского адвоката».
Как я понимаю, прокуратура не пошла на односторонние сношения с Петром Кацывом, поскольку не хотела давать защите его сына аргументы, которые могли бы сорвать иск, и поэтому легко пожертвовала информацией о преступности в далекой России. Ей куда важнее выиграть дело в Нью-Йорке, чем получить данные о преступности в России, которые могут ей никогда не пригодиться.
Вообще, ее интерес к таким вещам не стоит преувеличивать. С другой стороны, по словам опытных юристов, власти США могут пойти на какую-то сделку, если полученная взамен информация им насущно необходима. В прошлом с ФБР встречался российский олигарх Олег Дерипаска, которому закрыли въезд в США. Насколько можно понять, ФБР осталось недовольно беседой с ним.
После того как данные о сношениях Кацывов с ФБР обнародовали в четверг, 10 декабря, пиарщики браудеровского Hermitage Capital, Петр Кацыв возмущенно заявил РИА «Новости»: «Можете передать, что я никогда ни с кем не встречался и не собираюсь. Что касается вопросов судебных — это к моему сыну, у него есть адвокаты и американские, и российские, можете задать все вопросы. Эти провокации идут постоянно, это уже не смешно».
Его вышеупомянутый адвокат Наталья Весельницкая, знатно гульнувшая в Нью-Йорке, охарактеризовала РБК публикацию Hermitage Capital как «подготовленную кампанию антипиара, которая делается до начала судебного разбирательства с целью отвлечения внимания от сенсационных фактов разоблачения этой грандиознейшей аферы под названием “дело Магнитского”».