– Уважаемый рав! Как вы не раз говорили, пророчества и чудеса закончились после разрушения Первого Храма. Как же тогда произошло чудо Хануки и масла хватило на 8 дней — ведь это было значительно позже?
Олег М., Москва
– Прежде всего уточню, что я никогда и нигде не говорил (и не мог сказать), что чудеса закончились. И писал это лишь о пророчествах. Действительно, люди, которые рождались после разрушения Первого Храма, уже были лишены самой способности стать пророками. Поскольку Первый Храм был разрушен в 3338 году от сотворения мира (в 422 году до н. э. по нееврейскому календарю), то понятно, что пророчества продолжались еще примерно лет сто после этого.
Теперь о чудесах. Чудеса — это надъестественные события, которые:
1) сами по себе не могут быть в рамках законов природы;
2) могут, но вероятность того, что они произойдут в какое-то конкретное время и в конкретном месте, ничтожно мала. А то и вовсе равна нулю.
Полагаю, что чудо столь продолжительного горения небольшого количества масла во время ханукальных событий, очевидно, относится к первой категории чудес (не укладывающихся в рамки законов природы).
Еще раз подчеркну, что чудеса, как уже было сказано выше, не только не прекратились после разрушения Первого Храма, но и продолжались и продолжаются все время. В том числе и в наши дни. Если задуматься глубоко и серьезно, они происходят постоянно, каждый день и каждый час. И мы за это благодарим Всевышнего в нашей ежедневной молитве «Шемоне эсре» (в предпоследнем благословении).
При этом важно отметить, что чудеса, как и пророчества (пророчества постепенно совсем прекратились), претерпели некие изменения, связанные с разрушением Первого Храма. По сути — не с разрушением храмового здания как такового, но с уменьшением и ослаблением контакта с Творцом.
Спешу сразу сказать, что этот контакт никогда не прерывался. Он всегда был и есть. Однако его сила уменьшилась. Причем даже в границах этого уменьшения сила снижения уровня связи со Всевышним не остается постоянной. Она, подобно неравномерной синусоиде, пусть и незначительно, но колеблется, меняется. Когда качество нашей духовной работы возрастает, то и контакт усиливается. И наоборот.
Отмечу также, что чудеса первой категории (которые вне рамок законов природы) могут происходить и на уровне того или иного индивидуума.
Теперь вернемся к Хануке. Перед лицом опасности духовного уничтожения еврейский народ — вначале это был Матитьягу и его сыновья, потом к ним присоединилась относительно небольшая группа «добровольцев-идеалистов» (как мы сказали бы сегодня) — взялся за абсолютно безнадежное дело. Но, поскольку евреи были готовы ради этого пожертвовать даже собственной жизнью и все их действия посвящались исключительно Всевышнему, Небеса приняли решение явить надматериальное чудо. Настолько качественно высок оказался тогда уровень любви нашего народа к Творцу и Его Торе.
Подчеркну, что даже у некоторых наших учителей в первые дни и месяцы после этого чуда не было уверенности, что беспрецедентно долгое горение небольшого количества масла — чудо высочайшей категории. Потому что во время событий трудно оценить уровень нашей духовности. Только по истечении примерно года учителя пришли к выводу, что это действительно было чудо, и установили законы и традиции празднования Хануки на все времена.
В заключение отмечу, что упомянутая выше синусоида после этого не превратилась в прямую линию. А потому в истории нашего народа в целом и в отдельных пространствах наблюдались качественные подъемы в нашей духовной работе. Но были, конечно же, и периоды относительных спадов. Во время подъемов происходили чудеса — в основном второй категории. Иногда очень впечатляющие.
Рав Элиягу ЭССАС
http://evrey.com