Владимир Янкелевич,
военный эксперт
Среди многих достопримечательностей Ближнего Востока есть одна особо интересная. Называется онa — «Кладбище экспертов».
Не то, чтобы туда свозили ушедших в более спокойный мир, а просто, когда эксперты делают прогноз об этом месте на любую тему, то гарантировано — невпопад. А называется оно — Сирия, и в ней происходят странные, аномальные явления. И если там что-то и покажется достоверным, то нужно немедленно говорить обратное, тогда будет некоторый шанс сказать верно.
Правда, есть метод. Его настоятельно рекомендовал старый специалист — Жорж Бенжамен Клемансо. Он говорил журналистам:
«Господа, предсказывать нужно только то, что уже было».
Как он смог так точно предвидеть ситуацию в Сирии?
Судите сами:
Начала многонациональная коалиция бомбить ИГИЛ, а тот только активнее наступает и новые территории захватывает. В стратегию этой Глобальной коалиции (Global Coalition) входило перекрытие путей финансирования. СМИ непрерывно пишут, что все дело в демпинговой торговле нефтью, а вся инфраструктура, обеспечивающая этот процесс, как завороженная – никакая бомба ее не берет.
Странный эффект какой-то, природная аномалия, видимо.
Россия сказала:
«Все, хватит! Мы этот балаган закончим. Все ИГИЛовцы в ужасе побегут переквалифицироваться в мирных жителей».
Но странным образом шум все усиливается, а бомбы, в основном, падают на туркменов, которые тоже с бородами и «калашниковыми», однако не ИГИЛовцы. Правда, они этнические турки, которые «нож в спину», но это о другом.
Мы ежедневно узнаем, какое множество штабов, баз, складов и бункеров уничтожено. При таком количестве уничтоженных объектов любая армия капитулирует, а эти все воюют. Получается не ИГИЛ, а Змей Горыныч какой-то, у которого на месте отрубленной головы вырастало две взамен.
И вот такие интересные альянсы:
- Россия, Хизбалла, Иран и Асад.
Правда, Хизбалла считается террористической организацией в США, Великобритании, Израиле, и еще ряде стран, но вот Россия – сегодня ей союзник. После разъяснений в ноябре 2015 года Михаила Богданова, замглавы МИД РФ и спецпредставителя президента России по Ближнему Востоку и Северной Африке, все наконец разъяснилось. Все просто, оказывается, что «Хезболла» не террористическая организация, так как не совершала терактов на территории РФ. Наконец-то все стало понятно.
- ИГИЛ + любые бандиты, где бы они не находились.
Например, Шади аль-Маниаи (Абу Мусаби), глава «Вилайят Синай», террористической группировки Синая, присягнувшей ИГИЛу, прибыл в Газу пообщаться с ХАМАСом, как активнее действовать. То есть террористический интернационал растет и развивается. А связь ХАМАСа и Ирана – ну это просто общее место.
- Свободная сирийская армия, «Фронт аль-Нусра», и куча всевозможных фронтов и бригад, таких как, «Джабхат аль-Нусра» («Победный Фронт»), бригада «Ахрар Аш-Шам», «Лива ат-Таухид», «Ахрар ас-Сурия», «Лива Ислами».
Там бандитов от оппозиционеров отличить могут только Госдеп с МИДом России. Остальным не дано. Кто там террорист, кто «вменяемая оппозиция», кто с кем воюет, они уже и сами не знают. «Псы войны», что с них взять? Но в одном альянсе они — враги, в другом — братья по оружию.
Никогда не надо мешать нашим врагам уничтожать друг друга, но вот, делали бы они это подальше от наших границ.
Как сегодняшний союзник России, Хизбалла стала намного ближе к современным системам оружия. Раньше рост вооружений Хизбаллы ограничивали «неизвестные, возможно марсианские ВВС». Они только в ноябре нанесли удары по позициям Хизбаллы три раза, 11 ноября — в районе аэропорта Дамасска, 23 ноября — по гарнизону Хизбаллы в районе деревни Рас аль-Маара, а 29 ноября — по позициям в районе Каламун.
А 4 декабря сирийские источники сообщили, что израильские ВВС уничтожили 4 мирных грузовика, перевозивших ракеты с базы 155 бригады армии Асада в районе Аль-Катиф. Грузовики с ракетами двинулись вглубь горного района, к северу от Дамаска, но до места не доехали.
Но сейчас-то, вроде, зонтик ПВО над «альянсом номер один» держит Россия и даже развернула С-400. Под таким зонтиком можно и склады активнее пополнять. И вдруг такое?
Когда разные «клеветники» говорили, что Израиль разбомбил конвой Хизбаллы или склады ракет, то Израиль спокойно отвечал, что подобные заявления не комментирует.
И вдруг сам Нетаниягу на 8-й конференции по делам Негева и Галилеи подтвердил, что Израиль периодически проводит военные операции на территории Сирии. Такое заявление прозвучало впервые. Но Нетаниягу не только подтвердил это, но еще и проинформировал, что Израиль будет действовать так же и впредь.
Что изменилось? С чего вдруг такая откровенность?
На конференции в Париже Нетаниягу провел, как он говорил, плодотворные переговоры с президентом России, в основном по поводу «ножей в спину», вернее по координации действий между ЦАХАЛом и российской армией, действующей на территории Сирии. Механизм, созданный для согласования действий Израиля и России в одном боевом пространстве, работает, благодаря чему не произошло нежелательных столкновений и трагических инцидентов.
Но каким бы ни был этот механизм согласований, от конфликта интересов никуда не деться. Хизбалла враг Израиля, враг достаточно опасный. А в силу того, что эта вражда не основана на реальном конфликте, который можно рано или поздно разрешить, то врагом Хизбалла перестанет быть вместе со своим исчезновением. Этот вариант прекращения вражды с Хизбаллой на сегодня единственный. Но эта же самая террористическая организация – самый боеспособный отряд «альянса номер один». Вроде у России прямой интерес их защищать.
У Израиля вариантов не много. Разговаривать с Хизбаллой не имеет смысла, а значит, хотим мы или нет, бомбить склады или конвои с оружием придется.
Вот тут и начинается раздвоение сознания. Не вызывает сомнений способность России обеспечить качественный мониторинг воздушного пространства над Сирией. Какие бы «инопланетяне» не прилетели, российские радары их обнаружат и идентифицируют. Всегда? Конечно нет, есть способы преодоления рубежа ПРО, со времени операции «Арцав 19» изменились технические средства, но это старое как мир соревнование «снаряд-броня»: развитие одного подстегивает другое. Так что возможности преодоления рубежа ПРО никуда не делись, но это в условиях военной операции, а пока российские радары стерегут «мирное сирийское небо».
Это в свою очередь означает, что акция по уничтожению конвоя с ракетами в Аль-Катифе должна была быть согласована с Россией по тем каналам, о которых говорил Премьер-министр. И, в таком случае, утверждение, что «это не мы, а заявление арабских СМИ мы не комментируем», теряют смысл. В сухом остатке остается то, что как уничтожали угрозы государству, так и будем уничтожать, но видимо будем делать это в явной форме.
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться Израилю, были серьезными всю его историю. Выручала только мудрость отличить то, что можешь решить, от того, что решить не в твоих силах. Добиться, чтобы Россия не разворачивала С-400 в Сирии не в силах Израиля. Значит нужно решать другую проблему – добиться возможности действовать без конфронтации с Россией так, чтобы эта С-400 не мешала решать наши задачи по Хизбалле и ее оружию. То есть действовать в пределах «Окна возможностей».
А оно все время меняется. Информационное агентство Блумберг 10 декабря сообщило, что Иран сокращает свое участие в сирийской войне. Сирия для Ирана – важнейшая страна в геополитическом плане. Что происходит?
Иранцы понесли серьезные потери, погибли несколько высокопоставленных офицеров. Сам генерал Сулеймани, командующий спецподразделения «эль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции, того самого, что предназначено для военных и тайных операций за пределами Ирана, должен был доказывать, что он выжил. А он, ведь,не лейтенант на передней лини соприкосновения с противником. Но Иран теряет и лейтенантов.
По данным Wall Street Journal , в начале октября в Сирии в боях участвовало более 7000 иранских бойцов революционной гвардии и других военизированных добровольцев. В конце октября генерал Джозеф Данфорд, председатель Объединенного комитета начальников штабов, утверждал, что иранцев уже менее 2000. Сегодня, по утверждениям американских и других западных экспертов, это число сократилось до 700.
Почему Иран сворачивает участие в Сирийской войне, знает только аятолла Хаменеи и его ближайшее окружение. Скорее всего, действует принцип: «Истину знает один Аллах, всем остальным известна только ее часть». Всерьез принять утверждение, что Иран делает это из-за военных потерь, сложно. Ну что такое гибель иранских военных? Так, расходный материал. Вариант, что на них надавил Барак Обама, еще менее вероятен. Иранцы от него получили все, что им было нужно, а пересмотр договоренностей ударит по Обаме даже сильнее, чем по Ирану.
Но должно же быть непротиворечивое объяснение?!
Например, такое:
Бенефициарами в Сирийской войне могут быть только те, кто участвует в ней своими войсками. Воюют там Асад, Хизбалла, Иран и Россия. Первых двух нужно сразу сбросить со счетов. Хизбалла – это «шестерка» Ирана, а Асад – битая карта. То есть на финальный банкет могут явиться только двое, но персы – ребята непростые. Сегодня им выгодно пропустить Россию вперед, пусть та своими людьми и техникой вытащит все «каштаны из огня». Особенно если Россия не может позволить себе, в течение длительного времени делать то, что делает в Сирии. А вот когда она устанет или сочтет, что цена слишком высока, вот тогда-то Иран вернется, и уж, он не пропустит «дележки час».
Ну а пока в Сирии идет фантастический боевик «Трансформеры». Участники бойни прямо на глазах меняют обличие, они — то герои, то — мясники, то — враги Запада или России, то – друзья. И ответ на вопрос «будет ли Израиль вмешаться в Сирии?» становится проще.
Война в Сирии – не наша война, но попытки втянуть Израиль обстрелами будут встречать жесткий ответ, кто бы по ту сторону границы не находился. А вот, с Хизбаллой, это наша война. Любые попытки довооружения, строительства укрепрайонов, в том числе на Голанах, мы пресекали и будем пресекать. Если для этого необходимы авиаудары по целям Сирии, то значит, они будут нанесены.
«Во всяком случае — как сказал Премьер-Министр — развертывание российской армии в Сирии не будет удерживать Израиль от продолжения предпринимать необходимые военные действия в Сирии. Мы не хотим, чтобы вернуться в те дни, когда Россия и Израиль противостояли друг другу, но я думаю, что мы изменили эти отношения. И это, в целом, хорошо».
Только вот, наверно, нужно будет вовремя уничтожить С-400, если Россия забудет ее вывезти?
Декабрь 2015
В ходе этой войны в Сирии все четыре участника Ослабевают однозначно. Это для Израиля +
да никто там не ослабевает,
обычная ближневосточная заваруха в исламском стиле.
Все против всех
Вообще — то, рассуждения Янкелевича интересны и заставляют задуматься по поводу «нелепостей» происходящего в Сирии да и в политике Москвы, но вот по части С — 400 — его допущение не верно. Путин не для того ввел войска в Сирию, чтобы по завершению конфликта покинуть свои базы в этой стране, даже если к власти придет оппозиция. То есть, не получив гарантии на сохранение баз, он просто оттуда не уйдет, ибо это станет явным поражением. Так что, нам надо привыкать к тому, что С — 400 уже здесь, и искать противоядие, против их присутствия в нашем воздушном пространстве, если оно уже не создано.