-… все смертно. Вечная жизнь суждена только матери. И когда матери нет в живых, она оставляет по себе воспоминание, которое никто не решился осквернить. Память о матери питает в нас сострадание так, как океан, безмерный океан питает реки, рассекающие Вселенную … И.Бабель
Я не знаю, на скольких языках звучала знаменитая песня «Идише мама» – другой такой на свете нет. И сколько знаменитых исполнителей из разных стран ее пело.
В числе прочих — Йосиф Кобзон, который при этом плакал. Я думаю, вполне искренне. Сам я его ни гордостью, и ни позором еврейской нации не считаю. Добро и зло в чистом виде практически не существует. Но мне кажется, что для «идише маме» Всевышний сделал исключение. Начиная с наших праматерей, они как лучи солнца дарят свет человечеству, в первую очередь своим сыновьям.
Еврейские организации в Москве очень любят приглашать известных евреев. Во время одного из диспутов «на еврейские темы» Андрей Макаревич отметил, что единственное отличие евреев — это невероятно трогательное отношение между мамами и сыновьями. Тут, как говорится, ничего не надо воображать. Видно невооруженным взглядом.
Более того, у евреев национальность определяется по матери, а у неевреев по отцу. Ко мне неоднократно обращались по этому вопросу. Я задавал его своим учителям. Всегда получал ответ: так Всевышний управляет миром. Однажды мой раввин отметил, что у Маараля из Праги что-то написано на эту тему. Но это кабалла. Поэтому мне нет смысла пытаться это понять. Слишком сложно.
Но, когда я читал статьи рава Полищука и рава Шатхина в 117 номере журнала Беерот Ицхак, мне пришла в голову новая идея. Не думаю, чтобы каким-то образом связанная с Мааралем.
Учитель отнесся к идее настороженно. Потом разрешил опубликовать ее. Правда, задав при этом ряд вопросов. Вернусь к статьям, тема которых — отношение к родителям наших праматерей и отцов. А конкретно, речь о судьбе двух братьев — Эсава и Якова.
Кстати, я был очень рад, найдя у Рамбана подтверждение своей гипотезе. Эсав настолько пренебрегал матерью, что ее похоронили чужие люди. Другой сын, Яков, был в изгнании, а муж Ицхак ослеп.
Наши мудрецы особенно подчеркивают величие Эсава в почитании отца. Написано, что Эсав обслуживал Ицхака только в царских одеждах. Мудрецы Талмуда говорят не раз и не два, что они мечтали бы научиться почитать своих родителей так, как Эсав своего отца Ицхака.
Но обратите внимание: сказано, что Эсав почитал своего отца, но не сказано, что он почитал свою мать. И в этом явно видно противопоставление Эсава, уважавшего только отца, и Яакова, который почитал и отца, и мать.
В законах почитания родителей есть четкое правило: отец и мать равноценны и им полагается одинаковый почет. Даже при том, что у отца и матери – разные роли в семье и отец должен быть направляющей силой. Яаков понимал достоинство матери! Мать является проводником линии отца в семье. Подобно устной Торе, она связывает незыблемые постулаты с повседневной жизнью. Эсав этого не понимал. Он видел лишь линию отца, не замечая роли матери. Говорит мидраш, что «голова Эсава кошерна». А вот сердце… Отец больше ассоциируется у ребёнка с разумом и общей жизненной стратегией, мать — с чувством, заботой и повседневным теплом. Эсав был политиком, генералом, философом, человеком больших масштабов. А Яков кроме этого согревал в холод ягнят под своей одеждой, смотрел, чтобы у всех рядом с ним — и людей, и животных — были пища и тепло. Это соотношение хорошо просматривается, если мы взглянем на дальнейшую историю нашего народа и роль в ней женщин и устной Торы.
Задам вопрос: как случилось, что злодей Эсав уважал хотя бы отца? Ведь злодеи любят и уважают только самих себя! Рав Деслер пишет, что Эсав был злодей, но не дурак. И прекрасно понимал, что если он не будет этого делать, то его сыновья ответят ему тем же. Но в уважении к матери он не видел никакой прибыли. На то, как они будут относится к своим матерям — его жёнам, Эсаву было наплевать. Жён своих он, в отличие от всех наших праотцов, не уважал и просто использовал.
Мой эмоциональный вывод – отношения между мамой и сыновьями послужило причиной для определения нации как у евреев, так и у неевреев. А они во многом определяются тем, как мужья относятся к своим жёнам. Хотя, конечно, не полностью — вот у арабов зачастую встретишь такой почёт к матери, что еврей позавидует. Но не к жене… А Всевышний ведет человека по той дороге, которую тот сам себе выбирает.
«Семь лет строил Шломо Храм и все эти семь лет он не прикасался к вину. В тот день, когда Иерусалимский Храм открыл свои двери, царь Шломо вкусил вина. В эту ночь было два больших веселья: одно – в честь завершения возведения Храма, другое – в связи со свадьбой царя”. Сказал раби Хонья: “Восемьдесят разных видов танцев исполняла дочь фараона на своей свадьбе. Что сделала та женщина? Натянула шатер над ложем Шломо и на нем установила много драгоценных камней и жемчужин, которые искрились, словно звезды и созвездия на ночном небе. Каждый раз, когда просыпался царь, ему казалось, что на дворе еще ночь”.
Утром народ собрался для первого жертвоприношения в Храме, а царя все еще нет. Никто не осмеливался войти в его палаты, чтобы разбудить царя. Тогда обратились за помощью к его матери Бат-Шеве. Войдя в спальню к Шломо, Бат-Шева разбудила царя, связала его и стала бить сандалией, говоря: «Всем известно, что отец твой Давид был человеком Б-гобоязненным. И что теперь скажут люди? В кого ты такой “получился”? Не иначе как в мать!».