– С какого года начали праздновать Хануку? Где впервые упоминается о Хануке? Есть ли книги о Хануке?
Миляна (Киргизстан), Элла (Израиль),
Михаэль Ляхович (США)
– Иерусалим был освобожден от власти греков в 164 году до н. э. В том же году и произошло чудо Хануки. Однако, прежде чем праздновать Хануку, наши духовные руководители решили подождать еще год. Причина такого ожидания очень поучительна для нас. Предводители еврейского народа хотели убедиться, что духовный аспект события не будет отодвинут на второй план весьма впечатляющими военными успехами.
Военным победам тоже уделено внимание — в наших молитвах есть специальная, посвященная им вставка. И все же главное — духовная суть праздника. Когда стало очевидным, что во все времена акценты будут расставляться правильно (теми, кто живет по еврейским традициям), были установлены дни праздника Хануки.
Таким образом, Хануку отмечают с 163 года до н. э.
***
Если под понятием «еврейские источники» иметь в виду книги, написанные (или составленные) нашими духовными учителями (благодаря этому в них — печать духовной истины), то первый такой источник — Талмуд (трактат «Шаббат», листы 21 и 22). Но это не означает, что до Вавилонского Талмуда (составлен в V веке) записей о Хануке не было. О чуде Хануки говорится и в Иерусалимском Талмуде (начало III века), а еще раньше, видимо, об этом упоминалось в записях наших учителей. Подтверждение тому находим в тексте трактата «Шаббат». К первым письменным источникам нееврейского происхождения, где сказано о Хануке, следует отнести Первую книгу Маккавеев, написанную, предположительно, через несколько десятков лет после событий.
***
В хранилищах рукописей нескольких библиотек мира сохранились четыре разные книги с одним и тем же названием — Книга Маккавеев. Историки присвоили им порядковые номера: Первая книга Маккавеев, Вторая книга Маккавеев и т. д. Все они написаны на греческом языке и переведены на латинский и другие языки. Их авторы неизвестны. Появились они, видимо, спустя 50–150 лет после ханукальных событий. Исторические факты, связанные с Маккавеями и чудом Хануки, описаны только в первой и второй книге. Отметим, что во всех книгах Маккавеев много исторических и географических искажений, не говоря уже о мировоззренческих. В Танах (по-русски его условно называют «еврейской Библией») они, естественно, не вошли.
Все без исключения книги Танаха написаны пророками, начиная с Моше Рабейну (потом свои книги создали Иегошуа бин Нун, царь Давид, царь Шломо) и завершая книгой пророка Малахи. С разрушением Первого Храма кончился период пророчества — из нашего мира ушло ощутимое присутствие Шехины (потенциал чувственного восприятия Творца). Пророками могли стать только те, кто рождался в эпоху Храма или спустя несколько лет. Моше Рабейну писал непосредственно «под диктовку» (в духовном смысле) Всевышнего. Остальные пророки записывали то, что открывалось им Свыше, когда они находились в пророческом состоянии. В Танахе 24 книги. Из них пять составляют собственно Тору (Пятикнижие), 19 написаны пророками (одна из них — это запись 12 небольших по объему книг, написанных разными пророками).
Во II веке до н. э. Танах был переведен на греческий язык. По сути, насильно, против воли учителей (их протест против перевода Танаха объясняется причинами космического характера). Спустя 200–300 лет после того, как был сделан этот перевод, возникла новая религия — христианство. Ее родоначальники объявили книги Танаха священными. Но при этом христианство внесло в его структуру существенные изменения. Во-первых, в переводах их содержание было искажено. С целью подогнать их под доктрины и догматы христианства. Во-вторых, в христианскую Библию включили ряд книг, неизвестно кем написанных. В том числе книги Маккавеев, которые, как мы говорили, не имеют отношения к еврейской мысли и истории.
Рав Элиягу ЭССАС
http://evrey.com