…Потому что без воды и не туды и не сюды…
Из песни
Проведите маленький эксперимент: спросите своих знакомых, какой из природных ресурсов самый важный, самый необходимый для существования? Думаю, что диапазон ответов будет не очень широк, но обязательно включит в себя традиционные энергоносители (нефть, газ, уголь и прочее), традиционные металлы (железо, медь, алюминий и прочее) и традиционные биологические ресурсы (растения и животные).
Возможно, кто-то добавит к этому списку новейшие источники энергии — атомную, ветровую, солнечную, к металлам — никель, титан, кобальт, к биоресурсам — орошаемые земли и теплицы… Но не уверен, что многие назовут наиважнейший и необходимейший природный ресурс, без которого само существование человечества невозможно. Это — вода!
Причина столь легкого отношения к воде объяснима: она повсеместна, неограниченна, возобновима. Действительно, по соотношению площадей океана и суши (71:29) наша планета скорее должна называться не Землей, а Водой. Но не будем обольщаться. Нам нужна не вообще вода как вещество, а хорошая, пресная, чистая и пригодная для использования. Такой воды гораздо меньше. Все ледники (включая Антарктиду) и все подземные воды составляют лишь 2,5% всех водных ресурсов планеты. Но реальным, доступным ресурсом являются только реки и пресные озера. К сожалению, их доля ничтожна — всего десятитысячная часть мировых водных ресурсов. Причем эта доля, подобно шагреневой коже, непрерывно сокращается за счет промышленного водопотребления, потерь на испарение с полей и водохранилищ, а также загрязнений, делающих воду непригодной для потребления.
Почему воды не хватает?
Казалось бы, уж чего-чего, а воды более чем достаточно. Но проблема в том, что природа распределила пресную воду очень неравномерно. Пустыни и степи занимают площадь в 3 раза большую, чем территория США, а если учесть районы с неблагоприятным распределением осадков (то засуха, то наводнение), то окажется, что территории с недостатком воды занимают половину всей суши. Проживает на этой территории, испытывая проблемы с водообеспечением, чуть более половины человечества. Вспоминается популярное фото: африканские женщины, несущие на голове сосуды с драгоценной водой — дневной нормой водопотребления целой семьи.
Однако «водный голод» существует в гигантских агломерациях, подобных Нью-Йорку, Москве, Токио. Сконцентрировав на крошечном пространстве миллионы людей, разнообразные промышленные и химические производства, мощную инфраструктуру, они исчерпали собственные водные ресурсы и вынуждены доставлять чистую воду из рек, расположенных в сотнях километров от них. Так, например, Нью-Йорк пьет воду из Делавэра. Аналогичные проблемы у Сингапура и Гонконга, импортирующих воду из Малайзии и континентального Китая. На привозной воде живут некоторые районы Алжира, Греции, Мексики. Многие страны решают водные проблемы путем переброски воды из хорошо обеспеченных регионов в вододефицитные. Это дорого, затратно и не всегда эффективно. Но это необходимо, чтобы решить триаду: обеспечить водой нужное место в нужное время и нужным качеством.
Обеспечение чистой водой стало общемировой проблемой. Согласно тревожному выводу ООН, сделанному в марте нынешнего года в Нью-Дели, в течение ближайших 15 лет человечество может столкнуться с 40-процентным дефицитом питьевой воды. Лучшие по качеству подземные запасы питьевой воды уже заканчиваются, а изменения климата затрудняют прогнозирование осадков. В то же время, по прогнозам специалистов, к 2050 году население Земли увеличится до 9 миллиардов человек. Таким образом, потребность в воде для личного потребления, сельского хозяйства и промышленности возрастет.
Эксперты ООН ожидают, что к 2050 году глобальный спрос на воду вырастет на 55% на фоне сокращающихся запасов. В случае если текущие способы потребления воды не изменятся, к 2030 году потребности населения планеты в воде будут удовлетворены только на 60%. Авторы доклада призывают государства принять меры по экономии воды и осуществлять проекты по очистке и регенерации сточных вод. Суть призывов — создавать системы замкнутого водного цикла с многократным использованием очищаемой воды. Есть и другое, более радикальное предложение — повысить стоимость воды, чтобы отношение людей к ее бездумному потреблению начало меняться. Это предложение находит понимание и постепенно внедряется. Возможно, это заметили жители Нью-Йорка, обнаружив возросшие счета за воду.
Война из-за воды?
В отличие от многих других, в частности минеральных, ресурсов вода не может быть закуплена, доставлена и сохранена до лучших времен. Она необходима всегда и постоянно. Это её особое свойство и особая ценность. Но главное — она ничем не может быть заменена, она необходимый элемент жизни. Этим объясняется упорство и жесткость борьбы за воду. Эта борьба может идти неявно, подспудно, быть прикрытой другими причинами. В связи с этим хочется обратить внимание на интересную трактовку событий, происходящих в самой горячей точке планеты — в Сирии. Её опубликовала Аяла Тамри — профессиональный географ и эколог. Суть статьи сводится к следующему.
Комментаторы объясняют поток беженцев, хлынувший в Европу, религиозными и межэтническими конфликтами, но на самом деле корень проблемы заключается в другом. В стране возник кризис водоснабжения, сельское хозяйство пришло в упадок, толпы обездоленных крестьян устремились в города. Мигранты усилили демографическое и экономическое давление в городах, а режим, изначально игнорировавший проблему, лишь усугубил ситуацию, когда жестко отреагировал на массовые протесты в Дераа. Взрывная волна от этих кровавых протестов разрушила Сирию изнутри, добралась до Европы и разошлась дальше на глазах потрясенного мира.
Причины острой нехватки пресной воды связаны с программой Хафеза Асада, предыдущего президента Сирии, который в 1960-х годах решил увеличить площади пшеничных полей, чтобы урожая хватило на полное покрытие внутренних нужд и даже на экспорт. С 1970-х годов под пшеницу распахивались все новые и новые земли лесного фонда и даже пустыня. Примерно половина необходимой воды поступала из Евфрата и из колодцев, вырытых с разрешения властей. Вскоре Сирия смогла удовлетворить свои внутренние нужды в пшенице, и даже создать резервы. Помимо этого, началась культивация водолюбивого хлопка. Но созданные человеком экологические проблемы, помноженные на стихийные бедствия, подорвали эту программу.
По мнению специалиста по водным ресурсам из Сирии, еще в 1990 году, через двадцать лет после начала реализации программы, стало заметно приближение катастрофы: уровень грунтовых вод резко упал, началось засоление и загрязнение колодцев. И хотя Сирия страдала от острой нехватки воды, правительство не смогло урегулировать проблему, фермеры с семьями покидали свои угодья, поля были заброшены. Кризис усугублялся, но режим Асада-младшего проявлял беспомощность.
Ближний Восток испытывает трудности с водоснабжением — это не новость. В странах региона, которым повезло с реками, строились огромные дамбы, прославляющие имена правителей, использовавшиеся для создания водохранилищ и для производства электричества. В 1970-х годах на Евфрате в Сирии были построены плотина и водохранилище имени Асада, в 1980-х Турция начала строить плотину имени Ататюрка, одну из 22 плотин на Тигре и Евфрате — реках, берущих начало в Турции, протекающих по территории Сирии и Ирака и впадающих в Персидский залив. Очень быстро половина воды Евфрата, попадавшей в Сирию, стала оставаться в Турции. По мере падения уровня Евфрата на сирийской территории расширялось бурение пиратских артезианских скважин, что в итоге вело к истощению водоносного слоя.
Экологическая деградация развивалась, начались процессы опустынивания. Годы засухи еще сильнее осложнили ситуацию, особенно три засушливых года начиная с 2008-го. Сирия, до того момента не нуждавшаяся в пшенице, была вынуждена начать импорт зерна. Правительство не помогало фермерам, и они хлынули в города. Если в 1970-х годах в сельском хозяйстве были заняты около двух третей работников, то в 2000-х их доля упала ниже четверти. Миллионы (из общей численности примерно в 20 миллионов человек) мигрировали в города, не выдержавшие этого наплыва.
Беспорядки в Дераа, где жили примерно сто тысяч человек и около трети из них составляли мигранты, вспыхнули в марте 2011 года. Вместо того чтобы попытаться решить проблему, алавитский режим отреагировал жестко. Расстрел демонстрантов породил вспышку ярости, охватившую всю страну, а последовавшие события стали историей гражданской войны, носящей религиозный, этнический, общинный, социальный, а главное, жестокий характер.
Автор полагает, что с геостратегической точки зрения сирийский конфликт со всеми его внутренними и международными последствиями стал результатом ожидаемого кризиса, который вызревал в течение десятков лет без попыток его предотвратить. Технология опреснения морской воды была известна, как и технология доставки опресненной воды на сельскохозяйственные угодья. Бездействие — как на сирийском, так и на международном уровне — породило эту катастрофу, последствия которой вышли далеко за пределы Сирии.
Со своей стороны хочу добавить, что подобный анализ сирийских событий показывает глубину и множественность причинно-следственных связей, вызывающих геополитические подвижки. Можно напомнить сравнительно недавние конфликты из-за речной воды между Таджикистаном и Киргизией, из-за условий водопользования между Израилем и Иорданией, Индией и Пакистаном. И самые свежие — отказ поставок днепровской воды из Украины в Крым. А сколько мелких конфликтов, которые накапливаются, но о которых мы пока не знаем…
Следует понять также и то, что эта война и волна эмиграции, вызванные проблемами с водой, представляют собой лишь малую толику войн и переселения народов из-за апокалиптической нехватки воды, которая окажет огромное влияние на будущие поколения, тем более если глобальное потепление продолжится в текущем темпе. Таяние снегов и ледников в Гималаях влияет на уровень таких рек, как Ганг, Брахмапутра и Иравади, в бассейнах которых живут около двух миллиардов человек. Деградация ледников может сказаться на их образе жизни. Последствия этого непредсказуемы. Человечество не должно отворачиваться и делать вид, что данной проблемы не существует.
Реклама книги
Если вас интересует происхождение и сущность таких погодных явлений, как дождь, туман, снег, град, роса, как они влияют на нашу жизнь, где образуются, когда оказываются полезными, когда катастрофическими, каковы их экологические и экономические последствия, как их использовать и как с ними бороться, то подробнее об этом вы можете прочитать в книге Марка Софера «Занимательно о погоде». Это уже 2-е, дополненное издание объемом 250 страниц. Собранные воедино, рассказы о погодных явлениях представляют собой как бы маленькую энциклопедию, которая позволяет не только повысить эрудицию, обострить наблюдательность и развить художественный вкус, но и проверить свои знания в нескольких кроссвордах и викторинах. Книга интересна и полезна для всех читателей, любящих природу, интересующихся ее бесконечным разнообразием и желающих понять ее тайны.
Книгу можно приобрести, прислав чек на имя автора (Mark Sofer) по адресу: 815 East 14th Str, Apt 6H, Brooklyn, NY 11230. Стоимость каждого экземпляра $8 (с пересылкой $11). Можно непосредственно связаться с автором по тел. (718) 703-4798.
Марк Софер