Чудес на свете почти не бывает, а в Бюро федеральных тюрем США их не бывает и подавно.
С тех пор как 21 ноября 1985 года 31-летний американский еврей Джонатан Джей Поллард стал федеральным з/к № 09185-016, в списке (а позже на сайте) бюро значилось, что он может выйти на свободу через 30 лет — 21 ноября 2015 года. Когда я заглянул на этот сайт на прошлой неделе, то увидел, что в дате освобождения 61-летнего Полларда значится unknown, а поскольку 21 ноября пришлось на субботу, до рассвета в пятницу он вышел на свободу из тюремного медицинского центра Батнер в Северной Каролине.
Приговоренный 4 марта 1987 года к пожизненному лишению свободы с правом досрочного освобождения через 30 лет, Поллард сменил тюрьмы Питерсберг в Вирджинии и Спрингфилд в Миссури, тюрьму особого режима Мэрион в Иллинойсе и попал «на больничку» Батнер в 1993 году. В июле этого года Министерство юстиции сообщило, что с учетом примерного поведения Полларда в тюрьмах и непохожестью, что он совершит новые преступления на свободе, там не возражают против его досрочного освобождения.
По условиям приговора, после освобождения Джонатан Поллард, за это время ставший гражданином Израиля, должен отбыть 5 лет административного надзора с правом выезда из выбранного им района жительства только по разрешению инспектора. Перед освобождением его адвокаты Элиот Лаур и Жак Семмелман представили документы, подтверждающие, что Поллард будет жить в Нью-Йорке и работать аналитиком в инвестиционной фирме. Все это время на его лодыжке будет электронный браслет-«сторож» (что бывает далеко не со всеми поднадзорными), а все компьютеры, которыми он пользуется, включая рабочий, подлежат проверке.
Адвокаты намерены оспорить оба эти «обременительные и угнетающие» условия в суде, называя «нелепым» подозрение, что их клиент станет передавать кому-либо сведения 30-летней давности. Административный надзор может быть сокращен за примерное поведение, но такого практически не бывает, и, как сказал мне один трижды поднадзорный, хорошее поведение — это норма, за нарушение которой возвращают в тюрьму.
Ранее Поллард сообщал, что после освобождения он со второй женой, канадской еврейкой Эстер (Элейн) Зайц, хочет уехать в Израиль, где его ждет почет и уважение, и в пятницу, 20 ноября, Белый дом повторил, что не против этой просьбы, но не намерен своей властью менять условия надзора, то есть вмешиваться в область судебной ветви власти.
Судьба Джонатана Полларда все эти годы по-разному тревожила Америку. Его сторонники считали, что за незаконные действия в пользу вернейшего друга и союзника США он был наказан слишком жестоко, а противники, в том числе официальные лица, называли Полларда изменником, который продавал секреты своей страны.
«Народ Израиля приветствует освобождение Джонатана Полларда, — заявил израильский премьер-министр Биньямин Нетаниягу. — Как тот, кто годами поднимал вопрос о Полларде с несколькими американскими президентами, я давно надеялся, что этот день настанет».
Депутат нью-йоркской легислатуры Дов Хайкинд, который больше 30 лет представляет интересы религиозных евреев Бруклина, в интервью радиостанции 1010 WINS заявил, что «мы очень, очень счастливы» тому, что Поллард «будет в Нью-Йорке, это просто прекрасно». По поводу приговора законодатель заявил, что Джонатан просидел в тюрьме гораздо дольше, чем заслуживал. «Те, кто шпионили в пользу наших врагов, — сказал Дов Хайкинд, — получали 10–15 лет и выходили на свободу. О том, почему его продержали так долго, еще предстоит рассказать».
Бывший федеральный прокурор Джозеф Ди Дженова, который представлял обвинение в деле Полларда, заявил, что с учетом того ущерба, который нанес Поллард Соединенным Штатам, у прокуратуры были все основания требовать для него пожизненного лишения свободы и лично его «вполне устроило бы, если бы (Поллард) провел остаток жизни в тюрьме».
История этого дела давно стала хрестоматийной. Поллард работал вольнонаемным аналитиком в одной из служб разведки ВМС США и передавал секретные сведения Израилю, за что был приговорен к пожизненному лишению свободы с правом досрочного освобождения через 30 лет. Все эти годы американская и международная еврейская общественность и государственные лидеры Израиля добивались его освобождения. Власти Израиля официально признали его своим разведчиком и заочно дали ему гражданство, но это не помогло, поскольку преступление Поллард совершил, будучи гражданином США. Все старания убедить очередного американского президента помиловать Джонатана Полларда наталкивались на решительные протесты ЦРУ и Пентагона, где по сей день считают, что переданные им сведения нанесли огромный ущерб национальной безопасности.
В интервью агентству Associated Press в 1998 году Джонатан Поллард заявил, что его вынудили признать вину, но он не считает себя героем. «В результате моих действий не было ничего хорошего, — сказал он. — Я пытался одновременно служить двум странам. А так не бывает».
Его дело осложнялось тем, что он согласился признать себя виновным в обмен на обещание относительно мягкого приговора — называется это plea bargain и делается повсеместно, избавляя суды от затяжных процессов с присяжными, а власти — от расходов на эти процессы. В делах, связанных с государственными или военными тайнами, plea bargain практикуется еще чаще, так как это дает возможность сохранить многие секреты, которые всплыли бы на открытых судебных слушаниях. Но, несмотря на plea bargain, в дело Джонатана Полларда вмешался тогдашний министр обороны Каспар Уайнбергер, который представил в Министерство юстиции секретный меморандум, обвиняющий Полларда в государственной измене, о которой до тех пор речи не шло.
Говорят, что Уайнбергера вывели из себя данные разведки, будто переданные Поллардом американские секреты из Израиля через расплодившихся там советских шпионов попадали в Москву и помогали советской контрразведке вычислять агентов ЦРУ, через которых эти секреты добывались.
С годами давно отошедший от дел Каспар Уайнбергер остыл и недавно в интервью признал, что дело Полларда было раздуто больше, чем оно того стоило. Однако, как говорится в старом еврейском анекдоте, исчезнувшие ложки нашлись, но неприятный осадок остался: Джонатан Джей Поллард провел за решетками федеральных тюрем 30 лет — неслыханный срок для человека, осужденного за передачу секретных сведений стране — союзнику США. Но и этому сроку настал конец.
Как романтически сообщила в пятницу, 20 ноября, New York Times, Полларда «под покровом ночи и избегая свидетелей, тайно вывезли из тюрьмы, завершая в духе плаща и шпаги шпионскую историю, которая три десятка лет напрягала отношения между двумя союзниками». И действительно, прокравшись мимо поджидающих его репортеров, Джонатан Поллард покинул Северную Каролину и через несколько часов был в Нью-Йорке, где с женой Эстер вошел в здание федеральной службы пробации в Нижнем Манхэттене, на Перл-стрит, рядом с тюрьмой МСС, чтобы зарегистрироваться у инспектора по надзору. На нем была голубая ермолка, очки, голубая «оксфордская» рубашка и просторные штаны цвета хаки, а Эстер крепко держала его за руку, чтобы, по выражению репортера Times, «снова не расстаться с ним».
Первая жена Джонатана, Энн Хендерсон-Поллард, с которой он успел прожить в браке всего 4 месяца, в 1985 году была арестована вместе с ним, пошла по его делу соучастницей, отсидела в тюрьме 40 месяцев из назначенных ей приговором пяти лет и после развода с Джонатаном, сохранив его фамилию, репатриировалась в Израиль.
В заявлении на развод, которое Поллард подал в июле 1990 года из одиночки в тюрьме особого режима Мэрион, он указал, что три с половиной года разлуки с Энн создали между ними «непоправимую разницу». По сути, причиной развода было благородное желание Джонатана не портить Энн жизнь связью с мужем, которому, как говорили в России, «век свободы не видать».
Школьная учительница Эстер Зайц жила в Торонто, учила дефективных детей и боролась за освобождение Полларда разными способами, включая 19-дневную голодовку и беседу с Биньямином Нетаниягу. Вскоре после оформления его развода с Энн они тайно обручились и в мае 1994 года поженились на свидании в тюрьме Батнер, хотя законность этого брака оспаривается, так как, по словам Энн, она не дала окончательного согласия на развод.
Узнав об освобождении бывшего мужа, Энн прилетела в Вашингтон и в сопровождении телерепортера израильского Channel 2 подошла к воротам посольства Израиля, которые ей и Джонатану не открыли 30 лет назад, чтобы спасти от ареста. Вернее, ворота были открыты, но охранники посольства велели Поллардам вернуться на улицу, где их ждали агенты ФБР.
«Я прилетела, чтобы увидеть Джонатана, — сказала Энн. — Но не просто увидеть, а увидеть, встретиться с ним и поговорить… Мне до сих пор тяжело на душе из-за того, что я провела годы в тюрьме, думая об освобождении, о будущем с моим мужем, о семье с ним… Я никогда не предвидела, что сегодня мы будем разведены. И теперь вернуться сюда и увидеть, как через 30 лет Джонатан выходит из тюрьмы… Это ошеломляет».
Стоя у ворот посольства своей новообретенной родины, Энн Хендерсон-Поллард сказала, что 30 лет назад Израиль бросил ее с мужем, «глубоко воткнув нож в спину».
В воскресенье, 22 ноября, газета Jerusalem Post со ссылкой на израильский телеканал Channel 10 сообщила, что, дождавшись освобождения бывшего мужа, Энн Хендерсон-Поллард подает в суд на правительство Израиля, требуя миллионы долларов компенсации за «искажение ее образа». 60-летняя истица требует, чтобы правительство признало ее бывшим агентом израильской разведки, так же, как и ее бывшего мужа, со всеми вытекающими благами, и возместило ей ущерб за клеветнические сомнения в ее психическом здоровье.
«Энн Поллард много раз пыталась урегулировать свой статус в Израиле, — сообщил в интервью Channel 10 ее адвокат Рой Аттиас, — и получала неопределенные ответы, что нужно дождаться освобождения Джонатана. Пришло время выполнить эти обязательства».
В офисе премьера Нетаниягу подтвердили его слова, что «у Израиля есть моральное обязательство» помочь Энн Поллард, и его следует выполнить.