Согласно еврейской традиции, Машиах въедет в Иерусалим на осле. Почему на осле? Слово «хамор» на иврите «осел», однокоренное со словом «хомер» — «материал» или «материализм». Не случайно, описывая историю египетского рабства, Тора рассказывает, что фараон заставлял евреев строить пирамиды из этого самого «материала» — хомера. На духовном уровне это символизировало, что фараон насаждал материализм. Исходя из этого, «оседлать осла» значит победить материализм и обрести веру. Более того, осел — упрямое животное, символизирующее животные инстинкты человека. Если инстинкты управляют разумом, то человек находится в рабстве, если же разум управляет инстинктами, то человек удостаивается раскрепощения и в его жизнь приходит Машиах.
Тора, рассказывая об упрямом фараоне или обманщике Лаване, преподносит нам урок, как победить фараона и Лавана в себе. Когда мы читаем о милосердном Аврааме или справедливом Ицхаке, то в первую очередь «открываем и укрепляем» Авраама и Ицхака в себе.
В свете языка символов Торы постараемся прочитать рассказ о борьбе Яакова и Эсава, которая началась с их рождения.
«И вышел первый: красный весь, как плащ, волосатый; и нарекли ему имя Эсав. А потом вышел брат его, держась рукой за пяту Эсава; и наречено ему имя Яаков» (Берешит, 25:25–26).
«Эсав» дословно переводится как «сделанный», «завершенный». Тора описывает Эсава, используя внешнюю характеристику тела: красный и волосатый. «Яаков» же означает «следующий по пятам», то есть «стремящийся». Эсав — это символ тела, а Яаков — души.
Магараль из Праги объясняет, что имя Яакова указывает на пяту, потому что это самая нижняя точка тела: каких бы высот ни достиг Яаков, он всегда чувствует, что может подняться еще выше…
Пройдут годы, и Ицхак захочет дать благословение сыну, но не будет знать, кто же стоит перед ним. Тогда он произнесет слова, которые станут символами его сыновей. «И подошел Яаков к Ицхаку, отцу своему; и он ощупал его и сказал: “Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава”» (Берешит, 27:22). Руки Эсава — это символ материального мира. Голос Яакова — символ мира духовного. Конфликт между Эсавом и Яаковом — не только вселенский конфликт цивилизаций, но и борьба тела и души в нас самих.
Так в чем же символ того, что Яаков держит Эсава?
Эсав — это тело человека, которое первым приходит в этот мир. Лишь постепенно в человеке просыпается разум, укрепляется душа. К тринадцати годам (к бар-мицве) начинается борьба, которая может занять семь лет (двадцать лет — возраст духовной зрелости). В конце концов, Яаков держит Эсава: душа берет тело в руки, подчиняя его разуму. Столкновение между телом и душой, формой и содержанием, становится одной из главных тем Торы.
В результате греха Адам и Ева впервые облачились в одежды. Любопытно, что слово «бегед» (одежда) происходит от слова «бгида» — измена. Одежда делает возможным обман. Облачившись в одежды религиозного еврея, террорист может войти в автобус и взорвать его с пассажирами.
Яаков был вынужден использовать одежду для того, чтобы перехитрить лжеца Эсава («И взяла Ривка любимую одежду Эсава… и одела Яакова»). Иегуда обманет своего отца Яакова, показав разорванную одежду Йосефа. Тамар переодевается и обманывает Иегуду. Йосеф, облаченный в одежды египетского министра, обманет продавших его в рабство братьев. Так, дети Яакова окажутся в Египте и станут рабами. Освобождение потомков Яакова из рабства станет наградой за то, что евреи даже в Египте не меняли «имен, языка и одежды» своих отцов. Они заслужили свободу, преодолев рабский страх, и научились своей «одеждой и языком» выражать внутренний мир — свои имена. Когда содержание подчинит себе форму, а душа — тело, тогда Машиах въедет в Иерусалим на осле!