Вернувшись в Эрец Исраэль после 20-летнего отсутствия, Яаков узнает, что ему идет навстречу его брат Эсав с вооруженным отрядом. Яаков принимает меры для отражения угрозы: делит своих людей и скот на два лагеря, молит Б-га о помощи и шлет миротворческие подарки Эсаву. В ту же ночь Яаков остается один и борется с ангелом-хранителем Эсава. Победа за Яаковом, но у него повреждено бедро. В память об этой травме евреям запрещено есть седалищный нерв кошерных животных. Яаков получает от ангела второе имя — Исраэль. Очная встреча Яакова и Эсава заканчивается мирно, и они расстаются. В следующем эпизоде Шхем, сын ханаанского племенного вождя, похищает и насилует Дину, дочь Яакова, а затем, желая взять девушку в жены, предлагает породниться с ее семьей. Сыновья Яакова делают вид, что согласны, но ставят условие: Шхем и все мужчины его племени должны сделать себе обрезание. Условие принято. На третий день после массового обрезания братья Дины Шимон и Леви врываются в город и убивают все мужское население. Яаков, боясь мести, осуждает эту карательную акцию. Б-г велит ему отправиться в Бейт-Эль и поставить там жертвенник. После смерти Дворы, кормилицы Ривки, Б-г является Яакову, благословляет его и меняет его имя на Исраэль. По пути в Эфрат Рахель рожает Биньямина, двенадцатого сына Яакова, и тут же умирает. Ее хоронят у дороги в Бейт-Лехем, и Яаков ставит памятник на могиле любимой жены. Ицхак умирает в возрасте 180 лет. Яаков и Эсав хоронят отца в семейной усыпальнице в Хевроне. В конце раздела детально перечисляются ближайшие потомки Эсава.
«С Лаваном я жил и задержался доныне…» (32:5).
Уединение стало в наше время непозволительной роскошью. Нигде не скрыться от разнообразных позывных смартфонов и айфонов, ни в парке, ни в автобусе, ни в музее, ни в очереди к врачу. Разве что на море звонки не перекрывают шум прибоя. Впрочем, поговаривают, что некоторые фирмы уже приступили к разработке водонепроницаемых аппаратов…
Наша жизнь делится на две фазы — вход и выход. Как в электронике.
В детстве наш мозг в основном настроен на «запись», на имитацию. Ребенок учится говорить, подражая матери, а в школе приобретает знания и навыки, подражая своему учителю. В воспитании детей большое значение имеют позитивные примеры и ограничение контактов с негативными стереотипами. Ребенок должен знать, «с кого делать жизнь». Как пели в одной из детских песен советского периода: «И любимые герои для него всегда пример!»
В сегодняшнем недельном разделе Торы Яаков просит сообщить Эсаву перед их очной встречей, что он жил с Лаваном — «им Лаван гарти». Числовая сумма букв в слове «гарти» («жил») 613. Яаков намекал брату, что дурное влияние Лавана и его окружения никак не отразилось на нем, что даже там он продолжал соблюдать 613 заповедей Торы.
Аналогичный пример мы находим в молитве Яакова перед его уходом в Харан к Лавану: «И возвращусь я благополучно в дом отца моего, и будет Господь мне Б-гом» (Ваеце, 28:21). Яаков имел в виду, что общение с Лаваном не повлияет на него и он вернется домой таким же, как был.
В то время Яакову было уже 75 лет. Он был человеком со сложившимся характером, с непоколебимыми идеалами. Но, несмотря на это, он все же опасался, что естественное стремление подражать своему окружению собьет его с правильного пути.
Теперь нам понятно, почему Тора с похвалой отзывалась о Ривке, матери Яакова и Эсава. Несмотря на влияние окружавших ее с колыбели злых и безнравственных людей, она не стала им подражать. Ривка с детства понимала, что эти люди не должны быть для нее примером. Врожденная тяга к святости надежно защитила ее от пороков того аморального общества, в котором она родилась и выросла, и укрепила в ней положительные черты характера. Иначе она не смогла бы стать женой Ицхака.
Мотивация вместо имитации
Вторая фаза воспитания начинается, когда ребенок достигает зрелости. С этого времени имитация уступает место мотивации. Ему уже недостаточно вести себя «как все» или «потому что так делают все». Уроки, выученные посредством имитации, надо заново проанализировать и впитать в себя, как свои собственные. Иначе он не сможет самостоятельно мыслить и принимать решения и впоследствии вряд ли станет примером для подражания в глазах своих детей и учеников.
На каком-то этапе нашей жизни мы должны подхватить мяч и самостоятельно повести его к воротам. Для этого требуются не только волевые усилия, но и свободное время, чтобы углубиться в себя, проанализировать свою жизнь, свои идеалы и устремления.
Внутренний самоанализ может занимать совсем немного времени: например, четверть часа в неделю. Но это должно быть качественно проведенное время. Если бы к вам обратились за советом ваша жена или ваш сын либо дочь, вы бы плотно закрыли дверь, отключили телефон и дали им всю полноту вашего внимания. Но разве мы сами не заслуживаем такого же отношения к себе?
Именно в нашем современном мире, где в недалеком будущем появятся глубоководные смартфоны, надо приложить все усилия, чтобы создать атмосферу тишины и уединения, которые дадут нам «ключ к зрелости».
Салат из авокадо
«И сказал Эсав: “У меня есть много, брат мой, пусть твое останется у тебя”. И сказал Яаков: “О нет! Если я обрел милость твою, то прими, пожалуйста, дар мой из руки моей.… Прими же приветствие мое, которое уже доставлено тебе, ибо Б-г одарил меня, и есть у меня все!”» (13:9–11).
Шведский стол в отличие от коммунизма — не еврейское изобретение. Подойдя к шведскому столу, человек съедает, как правило, вдвое больше своей обычной нормы. Тора говорит: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь Б-га своего». Иначе говоря, насыщайся по своим потребностям да не забудь поблагодарить Того, Кто снабжает пищей тебя и весь мир.
А что говорит нам шведский стол: «Не смотри на то, что ты ешь. Смотри на то, что осталось. Разве можно пройти мимо этого гастрономического изобилия? Не будь дураком, сейчас же наполни тарелку еще раз. Попробуй-ка вот этот салат из авокадо — ты такого отродясь не ел».
Главная тема сегодняшнего раздела — встреча Яакова и Эсава после 36-летней разлуки. Эсав говорит брату: «У меня есть много». Яаков отвечает: «Есть у меня все». Какая разница между человеком, который говорит, что у него есть много, и тем, у кого, по его словам, есть все?
Тот, у кого «много», сообщает, что он хотел бы иметь гораздо больше. Он смотрит не в свою тарелку, а на прогибающийся под тяжестью блюд шведский стол. Тот же, у кого «есть все», счастлив тем, что имеет, даже если со стороны кажется, что он влачит нищенское существование. В Мишне (трактат «Авот», 4:1) сказано: «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей».
Люди, подобные Яакову, смотрят на ту долю, которой снабдил их Творец, и довольствуются ею. Ибо только Он точно знает, сколько мы должны иметь в «тарелке», чтобы обеспечивать свои материальные нужды и сохранить духовное здоровье.