Продолжение. Начало в № 724
Перевод, обработка и комментарии Моше Фандо
Что общего между научно-техническими изобретениями, открытиями прошлых веков и Израилем? То же, что и между термодинамикой, математикой и иммунизацией, с одной стороны, и возвращением евреев на свою историческую родину, с другой. Если и теперь, читатель, вам что-то осталось непонятным, то добавим только, что доказательств еврейского происхождения авторов многих достижений у нас нет.
Что у нас есть, так это исторические факты невиданного взлёта в развитии науки и технологии с начала XVIII века, с одной стороны, и пророчеств Торы, с другой. Причем пророчеств, которые поражают воображение больше, чем первая электролампочка.
Начнем по порядку. Многие ли помнят, как газеты захлёбывались от восторга, сообщая нам о первых электрокалькуляторах, которые производили сотни расчетов в минуту, стоили около $200 – средняя недельная зарплата среднего американца в 70-е годы прошлого столетия? А чего стоят сенсации о первых компьютерах, производивших уже тысячи операций в минуту, хоть и (велика проблема) занимавших целые комнаты? А чего стоит переворот, который произвёл в нашем сознании телефон, пусть даже тот, к которому в любом доме отдыха очередь занимали чуть ли не по записи, но слышен же был голос родных, плохо, но слышен! А первый телевизор, к водяной линзе которого уютно подсаживались соседи? А обожаемый всеми до слёз первый космонавт в «Союзе»? «Да что там говорить, было чему радоваться… Не то что сейчас: лап-топы, ай-поды, сэл-фоуны, палм-ридеры, и-мэйлы, и т. д. – уже ничем не удивишь»…
Но стоит оглянуться, и окажется, что матушка Земля всего четыре, пять веков назад вертелась гораздо спокойнее, не обещая никаких особых перемен в жизни наших пра-пра-прародителей. Найди учёные каким-то чудом «замороженного» жителя Европы из, скажем, XV века, да разморозь его, он, вероятно, обезумел бы от нашей электроники. Хотя попади житель XVI века в век XVIII, вряд ли бы он чему-то удивился: все те же деревянные телеги, кузнечные мехи, мельницы, топоры, только, быть может, кареты поизящней, да костюмы поэлегантней, да избы-дома покрепче. И, действительно, образ жизни, бытовые условия всей эпохи средних веков не слишком отличались от уклада даже начала первого тысячелетия нашей эры. Если же набраться храбрости и нырнуть в Древнюю Грецию, то и там мы увидим все то же: колесницы-кареты, копья, стрелы да мечи со щитами, бороны, грабли и её величество лошадиная сила на все случаи жизни. Принципиально мир пребывал в состоянии стабильного однообразия, которое научно-техническим никак не назовешь – за отсутствием и науки, и техники.
Как при дворе Короля Артура, так и при сенате Юлия Цезаря все механические орудия производили из природных материалов, пища была (вот уж повезло!) абсолютно органической и по большей части свежей; общественная жизнь контролировалась вековыми религиозными установлениями, общины были замкнутыми и немногочисленными, дома вплоть до XVIII века состояли из буквально двух-трёх комнат (короли и монахи не в счёт). Традиционный уклад, неизменность обычаев, надежность доктрин, минимум новостей, максимум запретов – это вялотекущее царство застоя лишь изредка, раз в поколение, пробуждалось войной или чумой от гнетущей спячки. Ни электротелеграфа, ни пожарных, ни почты, ни загрязнения окружающей среды. Безусловно, скажет кто-то, отсутствие вредных выбросов было не единственной положительной стороной этого многовекового затишья. Несмотря на то, что жизнь была каторжным трудом от рассвета до заката, дети больше понимали родителей, а родители – детей; жили все вместе, общались вдоволь, и для «Педагогической поэмы» даже и повода не было…
И тут… Началось! Что-то забрезжило на горизонте, что-то забурлило в буйных головушках одного-другого, тех, что «не от мира сего». По какой-то необъяснимой причине в сознании наиболее талантливых представителей человечества стали появляться неожиданные догадки. Догадки вели к невиданным ранее изобретениям и открытиям. Почему вдруг? Какое такое социально-психологическое или общественно-экономическое «количество» перешло в новое «качество»? Тысячелетиями жили без перемен, владели рабами да вассалами, подчинялись хозяевам да царям – что при рабовладельческом обществе, что при феодальном. Менялись, как нас учили, виды собственности (да и менялись ли?), а люди все так же вели войны, пахали, сеяли, торговали, рожали, любили, верили…. Неужто раньше, все четыре тысячелетия «цивилизованной» жизни человечества, не было умных, изобретательных голов? Конечно же, были, но по таинственной причине «спали».
А с XV века стали просыпаться… Однако первые изобретения были бессвязными, одно от другого никак не зависело, кардинально ничего в обществе они не меняли… если вообще в те далекие средние века кто-то знал о них, кроме самих изобретателей, их великодержавных покровителей да церковной знати. Судите об этих изобретениях сами:
1450 г. – печатный станок (сколько еще времени понадобилось, чтобы первые книжки увидели народные массы?);
1520 г. – ружьё с винтовой резьбой (их, этих ружей, еще многие десятилетия было раз-два и обчёлся, в основном, всё больше штыком да шашкой орудовали вплоть до Гражданской);
1589 г. – прядильная машинка (интересно, ваши бабушки, жившие четыре века спустя, слышали о ней?);
1590 г. – сложный микроскоп (кто знал о нём до конца XIX века?);
1598 г. – термометр (и вновь тот же вопрос к бабушке, пусть она даже жила и в Париже…);
1608 г. – телескоп (не стоит беспокоить ни бабушку, ни прабабушку);
1643 г. – барометр (смотри выше);
1650 г. – вакуумный насос (я даже не спрашиваю, кому он тогда помог);
1657 г. – часы с маятником;
1705 г. — паровой двигатель (сколько еще ждали пролетарии всех стран свидания с этим «классовым врагом»!);
1709 г. – пианино (сколько их было в мире – десять или двадцать, во дворцах, да в княжьих замках?);
1752 г. – световой кондуктор (не путать с трамвайным);
1765 г. – конденсирующая паровая машина (пользы от неё будем ждать еще сто лет).
Да, изобретения наиважнейшие, но, как вы сами могли убедиться, «узок был их круг, и далеки они были от народа». Не было ни экономических, ни социальных условий для их применения. А потому они более напоминали экспонаты питерской Кунсткамеры – забавные, но бесполезные. Наиболее значимые для цивилизации технологические изобретения, настоящий индустриальный бум начался позже. Именно об этом пророческие предсказания и говорили…
Продолжение следует