Раскол альянса. К теории слабого звена

Ленин, что и говорить, силен был в спорах. Если помните, читатель, марксисты убеждали вождя повременить с революцией в России, она, дескать, не дозрела, надо дождаться революции в передовых странах, а уж потом… Ленин ждать не хотел и выдвинул в развитие марксизма свою теорию: революция победит не обязательно в передовых странах, а в той, которая в цепи капитализма (или империализма как его высшей стадии) явится слабым звеном.

Не буду здесь вникать в те разборки, история спорщиков рассудила, но что хочу подчеркнуть, так это то, что теория слабого звена и в наше время актуальна. Вот смотрите: не ею ли руководствовался Владимир Путин, выбирая Францию в качестве слабого звена западного альянса? Уже несколько лет объектом внимания его людей является Марин Ле Пен, лидер партии «Национальный фронт», тепло принимаемая в Москве, посетившая Госдуму по приглашению ее спикера Нарышкина, публично восхищающаяся Путиным и поддерживающая его политику. По некоторым прогнозам, она может стать лидером президентской гонки в 2017 году, причем в случае успеха обещает выход из Евросоюза и, главное, из НАТО. В прошлом году скандально комментировались сообщения о российской поддержке «Национального фронта» миллионами евро.
А сейчас к Путину пожаловал Николя Саркози, бывший президент Франции и глава партии «Союз за народное движение». Путин встретил его особо дружески, обратившись к нему на «ты»: «Я очень рад тебя видеть, давно не виделись, целый год прошел… За это время произошло очень много событий… Очень рад тебя видеть и иметь возможность подискутировать по всем этим проблемам».
Подискутировали. Можно предположить, что для Саркози, как и для Ле Пен, в первую очередь важна поддержка Москвы на президентских выборах во Франции. А для Путина с приездом Саркози ставка на раскол между Францией и США удвоилась. Поэтому визит Саркози обустроили приглашением выступить с лекцией перед студентами МГИМО, после которой ректор поздравил его с присуждением звания почетного доктора «за вклад в сотрудничество и укрепление российско-французской дружбы». В чем это укрепление? А даже в лозунге, провозглашенном Саркози: «Мир нуждается в России». Похоже, Саркози разочаровался в Обаме, раз в момент американо-российского противостояния полетел со столь дружественным визитом в Москву.
Надо признать, что игривое поведение для Франции с давних времен было характерно. Все благодеяния, оказанные ей со стороны США, Франция быстро забывает: а это освобождение от гитлеровской оккупации, план Маршалла, еще и введение Франции в Совет Безопасности ООН на правах постоянного члена.
Вспомним день 8 мая 1945 года. При подписании акта о капитуляции Германии фельдмаршал Кейтель, увидев среди участников церемонии людей во французской военной форме, не удержался от восклицания: «Эти тоже нас победили?» Его удивление вполне понятно: Франция Германию не победила, Франция Гитлеру сдалась. Вклад «Сражающейся Франции» генерала де Голля и эскадрильи «Нормандия-Неман» в Великую Победу над Германией во Второй мировой войне был явно преувеличен, но так уж сложились в послевоенном мироустройстве обстоятельства, что Франция оказалась среди победителей и бенефициаров. Прошли годы, и де Голль, обуреваемый доктриной «национального величия», попытался расколоть НАТО, выведя Францию из военных структур альянса.
Заметим, что Саркози — наследник генерала де Голля по партии. Он такой же ненадежный союзник США, как и тот генерал. С тех пор как его на посту президента Франции сменил в 2012-м Франсуа Олланд, Саркози уже трижды побывал у Путина в Ново-Огареве с частными, неофициальными, но, очевидно, неслучайными визитами. Чего-то он там добивается. Согласно опросу общественного мнения трехмесячной давности, кандидатуру Саркози на выборах президента Франции были готовы поддержать 25% избирателей, и его опережала в рейтинге Ле Пен с 26%, тогда как действующий от Социалистической партии президент Олланд, отказавшийся передать России вертолетоносцы «Мистраль», набрал лишь 17% сторонников. Весьма вероятно, что теперь у Саркози возник шанс выйти среди соискателей президентства на первое место.
На этом, уважаемый читатель, давайте оставим Францию и перенесемся в Турцию, еще более, чем Франция, сомнительную союзницу США и альянса, хотя и состоящую в НАТО. Ныне камнем преткновения между США и Турцией стала курдская проблема. США, оставив без внимания курдов Ирака, затем, когда явилась угроза со стороны ИГИЛа, усмотрели в курдах своих потенциальных союзников. Теперь администрация Обамы решилась на поддержку курдов и в Сирии, что вызвало раскол с ней президента Турции Эрдогана, для которого курды извечные враги. Он сблизится скорее с ИГИЛом, чем с курдами. И если Россия бомбит в Сирии в первую очередь сирийцев, оппозиционных Асаду (что соответствует ее интересам), то Турция бомбит в первую очередь курдское ополчение, что тоже соответствует интересам ее правящего режима, причем не только в свете внутрисирийского конфликта, а еще в большей степени в свете конфликта внутритурецкого, многолетнего и отнюдь не сводимого только к этническому турецко-курдскому, как его склонны трактовать Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР).

Лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен
Лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен

Эту партию на Западе по недоразумению называют умеренно-исламистской, хотя она вполне исламистская, и умеренность ей вовсе не свойственна. Это реваншистская партия, стремящаяся восстановить в светской Турции исламский режим. Именно борьба сторонников светской Турции (в традициях республики Ататюрка) с исламистами составляет главную суть внутритурецкого конфликта.
На прошедших в июне парламентских выборах партия Эрдогана набрала 40,8% голосов, впервые после 2002 года не получив большинства для однопартийного правления, а ее призывы к другим партиям вступить с нею в коалицию для формирования правительства были отвергнуты. Тогда президент Эрдоган назначил новые выборы на 1 ноября и усиленно занялся их подготовкой. Вплоть до того, что обвинил политтехнологов Обамы в «грязной кампании лжи и клеветы» на стороне прокурдской Партии демократии народов (ПДН). Он уверял публику, что команда специалистов, прежде участвовавшая в предвыборной кампании Обамы, ныне ведет кампанию ПДН, они, дескать несколько раз встречались в Стамбуле.
Личные отношения Эрдогана и Обамы омрачены взаимным недоверием. Эрдоган надеялся втянуть США в военное противостояние с Асадом в Сирии, не получилось, и он в Обаме разочаровался. Еще будучи премьер-министром Турции, он так поделился с журналистами: «Раньше я звонил Обаме напрямую. Теперь между собой общаются наши министры иностранных дел, так как я не получил ожидаемых результатов по Сирии. Я ожидал справедливости и не мог представить такое от тех, которые считаются сторонниками справедливости».

2013072414492495990

В избирательной кампании последних месяцев приняли участие вооруженные силы Турции, возобновившие внутри страны борьбу с Курдской рабочей партией (КРП), запугивая ею народ. А сам Эрдоган уже обвиняет в терроризме не только КРП, а всех курдов скопом: «Западные союзники теперь вооружают курдов. Они даже не признают курдский “Демократический союз” террористической организацией. Что это за нонсенс? Запад продолжает придерживаться принципа, по которому их террорист — хороший…»
Заметим, что «Демократический союз» — это одна из двух партий иракских курдов (возглавляемых, соответственно, Барзани, президентом Иракского Курдистана, и Талабани, недавним президентом Ирака), боровшаяся за курдскую автономию в составе Ирака, Турцию не задевавшая и никем, кроме Саддама Хусейна, никогда террористической организацией не признававшаяся. Но антикурдская, заодно антизападная и антиамериканская пропаганда хорошо послужила Эрдогану в предвыборной кампании. И он в ней преуспел.
По результатам подсчета более 90% поданных голосов, президентская партия (ПСР) набрала 49,6%, прибавив по сравнению с июньскими выборами 8,8%, — это успех. При полном подсчете Эрдоган наверняка получит возможность править страной единолично. Основная сила оппозиции — светская РНП — набрала 25,1%, прокурдская ПДН впервые преодолела десятипроцентный барьер и получит места в парламенте (меджлисе). «Спутав карты Эрдогана», как отозвались журналисты. Да, теперь курды в Турции легализовались, но это лишь придаст Эрдогану азарта в его борьбе с ними. А поскольку США вознамерились с курдами дружить, тут по принципу, что друг моего врага — мой враг, получается турецкий антиамериканизм и раскол в НАТО.
Альянс, созданный для противостояния Советскому Союзу и много лет успешно стоявший на страже мира, ныне неимоверно ослаб. Денег-то больше, оружия больше и лучше — это да, но сила не в том, она в волевых качествах и единстве, их-то поубавилось, и как раз тогда, когда опасности возрастают. Мне кажется, пора трубить в рог и бить в колокола.
Из последних новостей, еще более обостряющих ситуацию. Лидер террористической организации «Аль-Каида» призвал ИГИЛ к объединению в противостоянии странам Запада, России, Сирии и Ирану: «Американцы, русские, иранцы, алавиты и “Хизбалла” объединяются в войне против нас. Неужели мы не способны прекратить борьбу между собой и направить наши совместные усилия против них?» Обама давно объявил, что «Аль-Каида» разгромлена… Ан нет, жив курилка! А тут еще крушение лайнера в Египте, на Синае, на этот раз российского, 224 человека погибли, не теракт ли?

Эрдоган в ссоре с Обамой
Эрдоган в ссоре с Обамой

Не удержусь от предположения причины трагедии. «Аэробус» развалился в воздухе, причем внезапно и мгновенно, самописцы черных ящиков ничего не успели записать. Похоже, взорвалась бомбочка, заложенная в багаж или прилепленная к самолету снаружи, а сигнал ей мог быть подан с земли. Когда эта статья выйдет в свет, полная картина бедствия, думаю, еще не прояснится.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора