Когда знаменитую коллекционерку произведений искусства ХХ века Пегги Гуггенхайм, поддерживавшую благодаря своим финансовым возможностям непризнанных художников: сюрреалистов, кубистов, абстракционистов, спросили: «Mrs. Guggenheim, how many husbands have you had?» она остроумно ответила: «Do you mean my own or other people’s?»
У неё было два «её собственных» мужа и большая коллекция знаменитых мужчин: любовников, близких друзей и просто друзей, многие из которых были создателями произведений, входящих в знаменитую коллекцию, собранную Пегги. Среди них — стоявший у истоков сюрреализма и дадаизма художник и теоретик искусства Марсель Дюшан (прославившийся, кроме прочего, своим эпатажным произведением «Фонтан», который представлял собой обычный писсуар), художники-сюрреалисты Ив Танги и Роланд Пенроуз, выдающийся художник-абстракционист Джексон Поллок, крупнейший художник-авангардист Макс Эрнст (второй муж Пегги), знаменитый писатель и драматург, создатель театра абсурда, будущий нобелевский лауреат Сэмюэль Беккет, не требующий никаких определений Пабло Пикассо, писатель, поэт и режиссёр Жан Кокто, художник-модернист и фотограф-авангардист Мэн Рей и другие.
Маргарита (себя она всегда называла Пегги) родилась 26 августа 1898 года в Нью-Йорке в семье Бенджамина Гуггенхайма, одного из семи братьев, отец которых Мейер Гуггенхайм, перебравшись в Америку из Швейцарии и пройдя через ряд удач и неудач в попытках сколотить капитал, сумел организовать чрезвычайно успешный бизнес, создав фирму, которая разрабатывала серебряные, свинцовые и медные копи и строила для переработки плавильные цеха. Все его сыновья после смерти отца получили около 10 миллионов долларов.
Если большинство братьев продолжили дело отца, то Бенджамин пошёл своим путём. Он основал не очень успешную компанию, производившую оборудование для шахт. Большую часть времени Бенджамин проводил в Париже без семьи и тратил много денег на роскошную жизнь и многочисленных любовниц. С одной из них он вступил на борт «Титаника», возвращаясь в 1912 году из Парижа в Нью-Йорк. После столкновения с айсбергом Бенджамин и его секретарь вели себя как настоящие джентльмены. Они надели свои лучшие костюмы и помогали женщинам и детям садиться в спасательные лодки, пока «Титаник» не пошёл на дно.
После того как были выплачены все долги Бенджамина, выяснилось, что от миллионов, полученных им от отца, осталось не так уж и много. В результате Пегги получила в наследство «всего» 450 тысяч долларов, и родственники называли её «бедной Гуггенхайм». Забегая вперёд, скажем, что столько же она получила после смерти матери в 1937 году.
С Пегги занимались домашние учителя, и её образование закончилось двухгодичной частной школой для богатых девушек, после которой она работала волонтёром в модном нью-йоркском книжном магазине, где её впервые познакомил с творчеством модернистов знаменитый фотограф Альфред Стиглиц. Там же она впервые познакомилась со своим первым мужем, писателем и художником Лоренсом Вейлем, который большую часть времени проводил среди парижской богемы, и его даже называли королём Монпарнаса.
После Первой мировой войны многие американцы из художественной и литературной элиты жили в Париже, где доллар был в большой цене и не было сухого закона. Париж был мировым центром авангардного и модернистского искусства: кубизма, сюрреализма, абстракционизма, дадаизма и др. Благодаря Вейлю Пегги познакомилась со многими знаменитыми модернистами и вошла в круг артистической богемы, однако жить с ним оказалось тяжело. Он много пил, транжирил деньги Пегги, изменял ей и устраивал жуткие сцены с выбрасыванием в окна туфель, зонтиков, сумочек, битьём зеркал и канделябров. После рождения двоих детей супруги развелись. Ещё до развода Пегги была в близких отношениях с не очень плодовитым писателем и интеллектуалом Джонни Холмсом, которого очень любила, несмотря на то что он, как и Вейль, злоупотреблял алкоголем. Холмс умер на операционном столе в 1934 году.
Очередным любовником Пегги стал известный английский книжный издатель Дуглас Гарман, близкий к Коммунистической партии Британии и издававший марксистские книги. Желая ему угодить, Пегги даже вступила в компартию, однако что-либо делать для неё отказалась. Вскоре она решила открыть художественный салон, к чему её подтолкнуло также и создание её дядей Соломоном Гуггенхаймом организации, которая занималась коллекционированием произведений абстрактного искусства с целью открытия в Нью-Йорке музея.
Художественным образованием Пегги, которое ограничивалось, по её словам, знанием из новых направлений в живописи только импрессионизма, занялся следующий её любовник — Марсель Дюшан, научивший её отличать сюрреализм от абстракции, а также разбираться в различных модернистских направлениях. Задумав открыть свою галерею, Пегги отправилась в Париж, чтобы пригласить художников участвовать в её выставках. Там у ней случился бурный роман с будущим нобелевским лауреатом Сэмюэлем Беккетом, о котором она писала в своих мемуарах, что он был совершенно непредсказуем: «Он мог прийти среди ночи с четырьмя бутылками шампанского и держать меня в постели пару дней».
В 1938 году Пегги открыла свою художественную галерею модернизма в Лондоне выставкой произведений Жана Кокто, затем последовали выставки Василия Кандинского, Ива Танги, групповые выставки скульпторов-модернистов, будущих знаменитостей Антуана Певзнера, Генри Мура и других. Англичане не были знакомы с творчеством сюрреалистов и абстракционистов, и мало кто покупал их работы. Тогда Пегги решила покупать их сама и тем самым положила начало своей коллекции. Художественный вкус у неё был безупречный.
В 1939 году Пегги закрыла свою галерею и вернулась в Париж, чтобы покупать новые картины и скульптуры. Теперь её целью было создание музея авангардного искусства. В 1940 году, когда немцы вошли во Францию, она, еврейка, вместо того чтобы срочно уехать в Америку, интенсивно продолжала заниматься покупками. Её девиз был покупать каждый день по картине. Это было довольно легко делать: многие художники бежали из Франции и отдавали всё за бесценок.
Авангардное искусство нацисты назвали дегенеративным, еврейско-большевистским, антигерманским и опасным для нации и для всей арийской расы. В Германии осуществлялись идеологическая дискредитация, запрет и уничтожение образцов «дегенеративного искусства», а также прямые репрессии против его создателей, за что отвечал президент Государственной палаты изобразительных искусств Адольф Циглер. Он провёл «чистку» фондов более 100 музеев, отобрал около 13 тысяч произведений, среди которых были полотна не только авангардистов, но и импрессионистов Матисса, Ван Гога, Сезанна, Гогена и других. После показательной выставки того, что было названо «дегенеративным искусством», полотна были реквизированы, 5000 из них сгорели во время пожара в Берлине.
За два дня до оккупации немцами Парижа Пегги уехала в Гренобль, на юг Франции. Коллекцию, в которой были картины Пикассо, Миро, Шагала, Дали, Эрнста, Джакометти, Кандинского, Клее, Магритта и других знаменитых художников, она с помощью друзей сумела переправить морем в Америку в ящиках, на которых была надпись «хозяйственные товары». (Замечу в скобках, что, когда Пегги попыталась спасти свою коллекцию в хранилище Лувра, ей отказали, сочтя сомнительной репутацию художников и их искусство.) Пегги не только спасла свою коллекцию и семью, но также и несколько друзей, в чём ей помог Вариан Фрай, приехавший из Америки для спасения европейских интеллектуалов (мой очерк о нём вы, возможно, читали в «Форуме»). Среди этих друзей был и Макс Эрнст, с которым незадолго до отъезда у Пегги начались романтические отношения и который в Америке стал её мужем.
В 1942 году в Нью-Йорке Пегги открыла галерею Art of This Century, ставшую центром художественного авангарда в городе. Там Пегги впервые показала картины Джексона Поллока, которого до этого мало кто знал. Благодаря её поддержке Поллок купил за городом амбарное строение, где смог создавать свои большие картины, используя придуманную им уникальную технику разбрызгивания краски с кистей на лежащий на полу холст (в 2006 году на аукционе «Сотбис» картина «Номер 5, 1948», созданная таким методом, была продана за 140 млн долларов).
В 1947 году Пегги развелась с Максом Эрнстом, вернулась в Европу и в 1948 году показала свою коллекцию на Венецианской биеннале в греческом павильоне, который оказался свободным из-за гражданской войны в этой стране. Пегги шутила, что, поскольку на её павильоне была надпись «Гуггенхайм», а на других названия разных стран, она себя ощущала европейской страной.
После этой выставки Пегги решила остаться в Венеции. Она купила красивое палаццо на Гранд-канале, в котором размещалась её коллекция. К ней приезжали многие знаменитости, такие как хореограф Джордж Баланчин, писатель Трумен Капоте, Джон Леннон с Йоко Оно и другие. У неё была последняя в Венеции частная гондола, которой она любила управлять сама, и Пегги оставалась верна себе, коллекционируя новых любовников (её называли Дон Жуаном в юбке). В автобиографической книге Out of This Century она писала о своих многочисленных любовных романах — и не только с реальными людьми, но и с вымышленными персонажами, например с героем романа Уильяма Бойда Натом Тейтом.
В 1969 году музей имени её дяди Соломона Гуггенхайма, расположенный в знаменитом здании на Пятой авеню в Нью-Йорке, пригласил Пегги показать там свою коллекцию картин. После выставки она решила завещать палаццо в Венеции и музей, расположенный там же, организации Solomon Guggenheim Foundation, которая была создана в 1937 году её дядей, а ныне управляет музеем Пегги в Венеции. Коллекция, на которую было потрачено около 250 тысяч долларов, теперь оценивается в 350 миллионов.
Незадолго до своей смерти в 1979 году Пегги писала: «Я думаю, что я радостно прожила свои годы и моя жизнь была успешной. Я всегда делала, что я хотела, и меня никогда не беспокоило, что обо мне думают другие. Я была эмансипированной женщиной задолго до того, как появился этот термин».
Пегги и в молодые годы не блистала красотой. Она комплексовала из-за своего крупного гуггенхаймовского носа, доставшегося ей по наследству, и даже решилась на пластическую операцию, но в последний момент отказалась от неё. Свой недостаток она компенсировала очками в громадной оправе и привлекательностью богатой, умной и независимой женщины.
В фильме Эда Харриса «Поллок» 2000 года в роли Пегги Гуггенхайм снялась американская актриса Эми Мэдиган. В спектакле одного актёра, поставленном на Бродвее в 2005 году, роль Пегги сыграла актриса Мерседес Руэл. Подробные биографии Пегги представлены двумя книгами: Affairs of the Art: Mistress of Modernism Мэри В. Диабон и Art Lover: A Biography of Peggy Guggenheim Антона Джилла.
Юрий Шоткин
Отличная статья!