Рукопожатие в ООН При своих интересах

«Около недели назад сначала российские десантники, а потом общевойсковая армия высадились в дружественной стране, часть территории которой захватили террористические бандформирования. Нескольких дней хватило 90-тысячному российскому войску, чтобы загнать около 10 тысяч врагов в пустынную местность, а потом уничтожить…»

Это был отрывок из статьи Александра Гольца в «Ежедневном журнале». Процитирую далее: «…Нет, это пока не Сирия, это маневры “Центра-2015”, чей сценарий, согласимся, сильно напоминает официально несуществующий план поддержки режима Асада. При этом во время маневров в отличие от настоящей войны — победа всегда на нашей стороне. Что не могло не радовать верховного главнокомандующего, наблюдавшего за разгромом террористов на полигоне в Оренбургской области… Впрочем, следует признать, что Москва в последние дни добилась существенных успехов и в других маневрах — в дипломатических. В конце концов, международная политика в момент острого кризиса не слишком отличается от детской игры “Кто моргнет первым”. Похоже, что в сирийском кризисе Запад снова моргнул первым».
Верное наблюдение: Запад моргнул первым. Дело даже не в том, кто инициировал личную встречу президентов США и России (из Белого дома пояснили, что встреча была назначена по просьбе Москвы, из Кремля же уверяют, что инициатива исходила от американской стороны), дело реально в том, что массовый поток беженцев (или организованный под видом беженцев трансфер мусульманского населения в Европу) заставил Запад «моргнуть».
«Что делать?» — никто не знает, а на вопрос «Кто виноват?» отвечают по-разному: одни считают, что трансфер организовала Россия, другие обвиняют Америку.
«Кто устроил переселение народов» — так называлась впечатлившая меня статья Юрия Алексеева на сайте imhoclub.lv/ru (Латвия). Несколько цитат покороче. «Великая европейская катастрофа… вряд ли могла входить в стратегические планы США… Европа — практически единственный серьезный союзник американцев… Инициативу в мировой игре перехватил тот, кто по жизни играет втемную… Жесткие антагонисты — турки и греки — объединились в общем деле. Кто-то должен был убедить их действовать по единому сценарию… О регулярных встречах и телефонных переговорах Путина с президентом Турции Эрдоганом известно всем. Только ли о газовой трубе они переговариваются? Весной в Москву прилетал премьер Греции Ципрас… Великое переселение народов через окно Турция — Греция началось как раз после того». Логично? Да, вполне логично.
А далее у Алексеева сакраментальный вопрос: кому это выгодно? Он видит единственного бенефициара развивающихся событий, что последовательно уточняет по пунктам, из которых процитирую отрывочно несколько фраз: «Про Украину, считай, уже забыли… Идея единой и дружной Европы затрещала по швам… Клин между Европой и США… Похмелье от “радостных встреч” наступит быстро. И тогда у немцев встанет резонный вопрос: “А кто же учинил весь этот бардак на Ближнем Востоке?..” На примере химического оружия Путин показал миру, что может решать сирийские проблемы… Руководство решением остальных… Европа тоже может доверить Путину…»

Беженцы в Европе: столкновение с венгерской полицией
Беженцы в Европе: столкновение с венгерской полицией

Перейдем теперь в зал заседаний Генассамблеи ООН. Когда выступал там Обама, Путин еще не приехал. Когда выступал Путин, Обамы там уже не было. Впрочем, они не друг для друга выступали, а для СМИ, мировых и внутренних. И, строго говоря, ничего нового не наговорили. Как сообщил, например, корреспондент «Голоса Америки», Обама и Путин воспользовались мировой сценой, чтобы высказать прямо противоположные мнения о двух продолжающихся конфликтах.
Говоря об Украине, Обама отметил, что аннексия Россией Крыма и ее действия на востоке Украины являются нарушением международного порядка и что именно этими действиями вызваны санкции против России: «Мы не можем оставаться в стороне, когда суверенитет и территориальная целостность страны столь бесцеремонно нарушаются. Если в Украине это пройдет без последствий, то это может случиться с любой из собравшихся здесь сегодня стран». Путин оценивает происходящее совершенно по-другому. Дескать, там «извне спровоцировали вооруженный переворот, в результате чего вспыхнула гражданская война». Как заметили на российском «Первом канале», комментируя речь президента, «Путин ни разу не упомянул США, но было очевидно, о ком он говорит». У Обамы, кстати, тоже ни слова конкретно о Путине, он подверг критике «мировые державы, пытающиеся самоутвердиться, предпринимая действия, являющиеся нарушением норм международного права».
Говоря о Сирии, Обама заявил, что США готовы работать со всеми странами, включая Россию и Иран, для разрешения конфликта, однако возвращение к предвоенному статус-кво невозможно: «Когда диктатор убивает десятки тысяч граждан своей страны, это уже не только внутреннее дело страны». То есть Асад, по убеждению Обамы, должен быть смещен. Путин же предлагает иную версию происходящего в мире. Она такова: «Экспорт революций, теперь уже… демократических, продолжается… В некоторых странах, переживших революции, фактически были уничтожены государственные институты… Так и хочется спросить у тех людей, которые это сделали: вы хоть понимаете, что вы натворили?». То есть ответственность за кризис в Сирии Путин возлагает не на Асада, а на тех, кто поддерживал сирийскую оппозицию: «Их сначала вооружают, обучают, а потом они переходят на сторону так называемого “Исламского государства”».

70292

«Путин в Сирии защищает не столько Башара Асада, — заметил российский журналист Константин фон Эггерт, — сколько принцип несменяемости правительств». Интересный принцип, что и говорить, особенно в расширительном смысле, включая Россию. А то и США?
«Убежден, — вещал с трибуны ООН Путин, — действуя вместе, мы сделаем мир стабильнее и безопаснее». Про «вместе» вещал и Обама: «Народы достигают успеха, когда они работают вместе, но слабеют и в конечном итоге терпят неудачу, когда они идут путём агрессии». Но тут же в свойственной ему манере Обама призвал народы мира к осознанию того, что их процветание и безопасность «зависят от прогресса в здравоохранении, развитии, торговле и борьбе с изменением климата — чтобы таким образом мы сужали круг причин нестабильности в мире».
Лилия Шевцова, старший научный сотрудник Брукингского института (Вашингтон), так оценила речь Обамы: «Это была речь самого выдающегося оратора среди мировых лидеров. Это была речь, которая должна была сформировать контуры его внешнеполитического наследия. И он упустил шанс хотя бы попытаться ответить на те вызовы, перед которыми оказался мир. В том числе и Запад, в том числе и США. Он не сумел понять эти вызовы в ходе своего президентства. Но, когда они стали очевидными, он предпочёл включить словесный душ и стать проповедником. Что у него получается лучше, чем роль лидера западного мира. Как ответить на вызов путинской России?.. Что делать с Сирией, которая так некстати испортила ему его наследие? Как сочетать принципы с дипломатией… он так и не решил. А потому предпочёл остаться проповедником».

finger up

Отзвучали речи в ООН. Судя по их содержанию, никакого сближения позиций США и России — ни по Украине, ни по Сирии — не наблюдается. Если у сторон по этому вопросу и возникают какие-либо соображения, то для публичного их обсуждения с трибуны ООН время еще не пришло. Возможно, именно поэтому главной сенсацией визита Путина в Нью-Йорк стала не его речь на заседании Генеральной Ассамблеи, а его встреча с Обамой, которая долгое время считалась невозможной. И вот эта встреча прошла. Она состоялась за закрытой дверью в отдельном помещении, украшенном флагами двух государств. Обама и Путин сфотографировались, продемонстрировав миру рукопожатие. Что оно означает, неизвестно, как неизвестно, о чем и как они там беседовали полтора часа. Информация об этом скудная и, я думаю, выдается для отвода глаз. Вероятнее всего, стороны предстали в прежних позициях и остались при своих интересах, поскольку они в принципе противоположны. Так нужна ли была эта встреча?
Путин ей вроде бы рад. После встречи он подошел к журналистам и сказал им, что ему очень понравилось общение с Обамой. Встреча, по его словам, была нужной и полезной. «И что особенно приятно — она была очень откровенной… У нас, как ни странно, много совпадающих точек и мнений. Но есть и разногласия… Отношения между Россией и США находятся сейчас, к сожалению, на низком уровне, но не по вине Москвы, это выбор США. Мы всегда готовы к развитию отношений, к восстановлению их в полном объеме».
По утечкам из офиса Обамы (в Los Angeles Times от неназванного высокопоставленного собеседника), цели о чем-то договориться на этих переговорах изначально не было, и хотя прогресса не последовало, тем не менее «определенный смысл в этой встрече был». Какой же смысл, если не было цели? В общем, со стороны можно заключить, что по части пропаганды эту встречу на ринге ООН выиграл Путин. Не нокаутом, так по очкам.

Путин и Эрдоган в Москве
Путин и Эрдоган в Москве

Отметим еще и грандиозное шоу, прошедшее накануне в Москве на открытии там огромной и роскошной мечети, где рядом с Путиным радовались Эрдоган с Абу-Мазеном. Продолжение московского ликования ощущалось в том фрагменте речи Путина в ООН, когда он, назвав ислам величайшей религией, призвал на свою сторону духовных лидеров ислама, объяснив им, что «идеологи боевиков издеваются над исламом, извращают его идеи». До последнего времени знатоком и приверженцем идей ислама был у нас (начиная с каирской речи в 2009-м) Барак Хусейн Обама (см. фото). Похоже, Путин и в этом соревновании норовит Обаму перегнать. Сменит ли он коллегу во главе коалиции, противостоящей ИГИЛу, покажет время, но, как говорится, хрен редьки не слаще.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора