Дни любви

uFVtovvKuD0

Человек был сотворён Создателем примерно таким же, как прочие животные. Похожая у нас физиология, те же потребности — пищевая и половая.

Спорт — любимое развлечение людей — это соревнование в физиологических способностях: кто быстрее пробежит, дальше или выше прыгнет либо сильнее звезданёт по физиономии, то есть кто из нас более сильное животное. Хотя в цари зверей мы не годимся — многие звери сильнее нас. В сексуальности петух или, скажем, гамадрил тоже превосходят человека. Правда, дистанцию в 42 километра без всякой нужды не побежит ни один страус. Совсем немного чисто человеческих психофизических функций, отсутствующих у других животных. Одна из них — романтическая любовь.
Недавно евреи праздновали наступление Нового года. Два дня мы объяснялись нашему Создателю в любви. Он создал такой замечательный мир и не таких уж плохих нас! Одна из тем этого праздника — Рош Хашана — и любовь Создателя к нам: «Любовью вечною возлюбил Я тебя, и потому привлек Я тебя милостью. Еще Я восстановлю тебя, и ты будешь восстановлена, дева Израилева» (Ирмиягу, 31:1–3), — читаем мы во второй день праздника.
Молодой раввин, с которым я занимаюсь дважды в неделю, предложил интересную идею: способность к романтической любви дарована людям для того, чтобы мы смогли овладеть этим чувством и научиться любить Создателя. Для процесса размножения любовь не обязательна. Животные успешно размножаются без всяких любовей.
Я думаю, справедливо и обратное утверждение: овладение любовью к Творцу необходимо нам для развития способности к романтической любви. То есть нерелигиозные люди, не испытывающие, понятно, любви к Творцу, теряют способность и к романтической любви.
Вся великая русская литература — от «Евгения Онегина» Пушкина до «Дома с мезонином» Чехова — посвящена любви. Но вот в Октябрьский переворот 1917 года отменили Б-га. И в послереволюционной литературе исчезает любовь. У великого бытописца 20-х годов (это были годы, когда ещё печатали честную литературу) Михаила Зощенко типичный молодой человек «любви не понимал и только одним интересовался: как бы ему получше пожить и попитаться». Предложение даме он сделал в такой форме: «Не желаете ли записаться?» Зощенко свои мысли о любви суммировал мрачно: «…Любовь, как это ни удивительно, связана прежде всего с крупнейшими неприятностями. То, знаете ли, обман наблюдается, то ссора и завируха, то муж вашей любовницы круглый дурак, то жена у вас попадается такая, что, как говорится, унеси ты мое горе, то вообще сильная корысть наблюдается, только припасай деньги».
В те же годы в романах Ильфа и Петрова единственная романтическая линия затухает так: Корейко делает предложение Зосе Синицкой, а та ему меркантильно отвечает, что «у нее искания! А у него, если говорить честно и откровенно, всего лишь 46 рублей в месяц». Конечно, Корейко мог покорить девушку, раскрыв свой кошелёк. Но к любви бы это отношения не имело.
Другой знаковый роман 20-х — «Зависть» Юрия Олеши — завершается тоже далёким от романтики обращённым к главному герою монологом Ивана: «Я думаю, что равнодушие есть лучшее из состояний человеческого ума… Пейте. За равнодушие. Ура! За Анечку!.. Сегодня, Кавалеров, ваша очередь спать с Анечкой. Ура!»
Два знаменитых любовных романа советской литературы — «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго» — написаны религиозными писателями и посвящены любви как укрытию от мерзости светской советской жизни.
С отмиранием романтической любви пропадает и её логическое продолжение — любовь к детям. В рассказе Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», напечатанном в 1934 году, комиссарша Вавилова во время боёв («под Грубешовом три месяца с коня не слезала») пропустила момент сделать аборт: «Я ему (доктору) и маузером, окаянному, грозила, — отказывается, — поздно, говорит». Поселившись в семье еврея Магазаника, комиссарша благополучно родила. Но вот мимо дома проходит отряд — «на бой кровавый». Перед комиссаршей встал выбор: любовь к ребёнку или классовая ненависть? «Магазаники видели, как по улице вслед курсантам бежала женщина в папахе и шинели, на ходу закладывая обойму в большой тусклый маузер». Ребёнок остался на попечении евреев.
Мой сын, окунувшись в год своей бар-мицвы в еврейскую религиозную среду, спросил меня: «Почему у вас и у всех ваших друзей родом из России только по одному ребёнку?» Я стал что-то мямлить про квартирный вопрос. Но причина, конечно, в культуре — в нашей секулярной российской культуре.
Европа в 70-е годы стремительно потеряла религиозность. В главных западноевропейских странах всего 10–15% населения посещает иногда церковь. И сразу начался демографический кризис. Люди перестали влюбляться, жениться и заводить детей. Европа становится континентом одиночек. Если нынешние тенденции сохранятся, то к концу столетия Италия потеряет 86% своего населения, то есть будет иметь 8 миллионов жителей вместо сегодняшних 56. Испания потеряет 85%, Германия — 83%, а Греция — 74% своего населения. Конечно, эмигранты-мусульмане помогут восполнить эти потери.
Наступление секуляризма настигло США позже, чем Европу, и пока в меньшей пропорции. 2010 год стал первым, в котором естественная убыль населения страны превысила прирост. Отступление любви имеет в Америке название «хукап-культура», о которой я писал два года назад в колонке «Исполнение желаний» («Поколение обделённых?»). Идея этой культуры заключается в том, чтобы иметь секс без эмоциональной связи. Другими словами, это когда, познакомившись вечером, молодые люди расстаются утром, не обменявшись телефонами». Словно приведённый выше финал «Зависти» Олеши материализовался в сегодняшней Америке.
Умирает романтическая любовь — отступает брак. Так, в Манхэттене живёт больше одиноких людей, чем женатых. Как следствие одиночества, растёт безмерно уровень самоубийств. Рост количества самоубийств за первое десятилетие этого века: у мужчин в возрасте от 35 до 64 лет — на 30%, для 50-летних — на 50%. Рост самоубийств среди женщин среднего возраста за тот же период — 60%. В помянутой колонке я привожу статистику: «Самоубийства уносят больше жизней американцев, чем аварии на дорогах, и вдвое чаще оружие используется здесь для самоубийств, чем для убийств. За десятилетие в США оборвали свою жизнь около 400 тысяч человек, примерно столько же, сколько в общей сложности погибло во Второй мировой и в кровавой корейской войнах». При этом геи примерно в 10 раз чаще, чем гетеросексуалы, накладывают на себя руки (во Франции считают, что в 13 раз).
Другое следствие умирания любви — 29% белых детей, 53% латинос и 73% чёрных детей рождаются в Америке незамужними женщинами. Их партнёры не любят ни этих женщин, ни своих детей. А многие дети не рождаются вообще, становясь жертвами абортов.
В последние месяцы в Америке бушует скандал. Каким-то провокаторам удалось заснять переговоры с руководителями организации Planned Parenthood, которая на государственные деньги делает в США аборты всем желающим, примерно 300 тысяч в год. На ролике договаривались о покупке частей тела фетусов. Врачи обещали, что фетусы в момент разбора их на части будут живыми, то есть, помещенные в инкубатор, могли бы вырасти в детей. Конечно, незавидна жизнь нежеланного ребёнка. Но толпы американцев рыщут по свету, мечтая найти дитя для адаптации. Не было бы проблем присмотреть приёмных родителей для этих неродившихся детей.
23 сентября, в Йом Кипур, Конгресс США 177 голосами против — все голоса демократов — отверг законопроект, запрещающий убийства живых фетусов, уцелевших в процессе абортов. Убийства будут продолжаться.
Статистическое исследование населения Израиля показало, что 90% жителей страны верят в Б-га. В это число входят и секулярные израильтяне, которые терпеть не могут «религиозных», считают сами, что ничего из религиозных постановлений не соблюдают (хотя куда в Израиле денешься от религиозных праздников?), но в Б-га всё же верят. И поэтому нет более чадолюбивого народа, чем евреи. Когда все цивилизованные западные и восточные народы (у японцев, тайваньцев и сингапурцев демографическая статистика ещё хуже, чем у европейцев) скукоживаются — мы размножаемся.
Вывод: если хочешь любви — полюби Б-га.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Дни любви

  1. Борис Гулько пишет: «То есть нерелигиозные люди, не испытывающие, понятно, любви к Творцу, теряют способность и к романтической любви.» Однако, никто не писал лучше о романтической любви, чем Пушкин. Но автор «Гаврииллиады» не мог быть религиозным человеком. При этом романтических влюбленностей у Пушкина было очень много. То есть, Гулько раз за разом пишет невежественные глупочти.
    И вот очередной бред: «Статистическое исследование населения Израиля показало, что 90% жителей страны верят в Б-га. В это число входят и секулярные израильтяне, которые терпеть не могут «религиозных», считают сами, что ничего из религиозных постановлений не соблюдают (хотя куда в Израиле денешься от религиозных праздников?), но в Б-га всё же верят.» Опять Бори:сСколько пишет глупости. Сколько можно????

    Борис, Вы снова пишете глупости.

Обсуждение закрыто.