Аврум Тарантул
Окончание. Начало. Продолжение.
Сквозь длинный коридор тысячелетий цель этих подготовительных мероприятий видится в максимальном использовании генетического материала месопотамского рода, к которому принадлежали Авраам и Сарра и воздействии на психологию и интеллект действующих лиц для усиления их подчиненности Высшей Силе.
Первым актом стало изгнание подальше от шатров авраамовых. Агари и Ишмаэля, продемонстрировавшего за свои тринадцать лет полную непригодность для выполнения задач Высшей Силы. Внешне изгнание выглядело как семейная свара престарелого подкаблучника с его ревнивой ведьмой-старухой.
Впрочем, Ишмаэль считался уже взрослым человеком и со своим буйным и, главное, непредсказуемым характером, действительно, мог представлять опасность для неожиданно возникшего законного «первенца», закрывшему ему дорогу к наследованию отцовских богатств. Но это все – на бытовом уровне понимания. Судя по тому, как Тора описывает страдания Авраама, изгоняющего Агарь – это этическая трагедия столкновения любви и долга. Похоже, что и после рождения Ицхака молодка Агарь продолжала оставаться главной ночной усладой патриарха, и Высшая Сила, обжегшись на Ишмаэле, опасалась, что потеряет чистоту эксперимента, если эти ночи создадут множество новых агарян-авраамитов. (Кстати сказать, о душевной привязанности Авраама к Агари говорит свидетельство видных комментаторов толкующих последующую женитьбу овдовевшего Авраама на некоей Кетуре, как женитьбу именно на Агари, изменившей свое имя, либо просто вошедшей в Тору под двойным именем, по-разному употребляемому в разные периоды жизни)…
Вторым актом стало знаменитое жертвоприношение Ицхака. И опять Авраам в терзании между любовью и долгом. И трудно понять в этой коллизии, к кому любовь, а к кому – долг: к Всевышнему ли, на чей путь, побуждаемый Высшей Силой, встал Праотец, или к в таких муках выстраданному законному первенцу Ицхаку?.. И проведя этот жестокий эксперимент, Высшая Сила, во-первых, навсегда отвадила род авраамов от человеческих жертвоприношений, весьма распространенных в те времена и в тех краях, тем самым особо выделив наш род среди иных народов, рутинно сочетавших убиение человеческих жертв, нередко, собственных первенцев, с ритуальным каннибализмом. Во-вторых, психологический шок, испытанный Ицхаком и, в какой-то мере, навсегда его подавивший, давал Высшей Силе надежду на определенную мутацию псхики, гарантирующую послушное следование Ицхака ее указаниям и воздействиям, свойство управляемости, которое ожидалось, генетически перейдет от него к последующим поколениям. И если вешать ярлыки на Праотцов, согласно их характерам и деяниям, то Ицхак, безусловно заслуживает прозвища Тишайший…
Третьим актом, и весьма существенным даже для нас, нынешних, стало территориальное закрепление Авраама в будущей Эрец-Исраэль, где он копал колодцы, приобретал недвижимость, основал Беэр-Шеву и захоронил свою супругу Сарру в фамильном могильнике – купленной им у аборигена пещере, ныне называемой Меорат ха-Махпела (Пещера Праотцов) в Хевроне.
Четвертым актом стала женитьба Ицхака на его племяннице Ривке, которую специально привезли из Харрана, прародины, в качестве, полагаю необходимого для эксперимента генетически чистого материала.
Полагаю, что и Ривкина двойня появилась на свет неспроста. Высшая Сила решила вариантно отобрать наиболее подходящего из сыновей Ицхака для постановки эксперимента. И хотя эта парочка формально была генетически тождественна, разница в несколько минут появления близнецов на свет создала проблемы. И потому, остановив свой выбор на втором из близнецов, как более подходящем для своих задач, Высшая Сила вынужденно режиссировала и поощряла все его и ривкины плутни по перехвату формально законного первородства диковатого простака Эсава и передаче старшинства в руки хитрого умницы и работяги, младшего — Яакова, явно обладавшего более высокими цивилизационными качествами.
Полагаю также, что дальнейшая история интриганства матери и ее любимчика, завершившаяся вынужденным спасительным бегством его из дома от гнева обманутого и обделенного первенца, но бегства не в пустыню все же какую-нибудь, и не в Египет, а в родной дом его матери, все в ту же первородную Месопотамию, была опять же в рамках подготовительных мероприятий, запланированных Высшей Силой, ибо десятилетия поведенные Яаковом в доме дядюшки Лавана-эксплуататора (характеристику беру из одной из самых мерзких книг, направленных против Торы, но когда-то, еще в пионерском возрасте, за неимением ничего лучшего, ставшей первой из прочитанных мною на эту тему и, назло ее стилю и содержанию, давшей толчок интереса к еврейскому наследию), эти годы дали Яакову многочисленное потомство в рамках родового генетического набора, но опять же одноплеменного, месопотамского (для надежности – от четырех женщин), научили его житейской мудрости, высшему уровню профессионального (пастушеского) мастерства. Судя по всему, человек этот по степени интеллектуального развития намного превзошел своего знаменитого деда.
И только когда он достиг этих вершин, народил и воспитал детей (кроме самого младшенького, Биньямина), Высшая Сила отправила его на родину, дав понять, что это – теперь земля, принадлежащая его роду – Земля Израиля, Эрец Исраэль, ибо еще в пути, проведя над ним силовое испытание (хоть и малость при этом его покалечив), Высшая Сила увидела готовность в нем, названном Ею новым именем Исраэль (Всеборящий) и, видимо, в его потомках, необходимые данные для непосредственного продолжения эксперимента по созданию синтетической цивилизации.
Оставалось соединиться с Египтом. И здесь была разыграна многоходовка. Первым этапом стало вторжение воинственных семитов из племен, родственным авраамову, в живущий своей размеренной автоматической муравьеподобной жизни и потому – беззащитный, как микросхема перед молотком, Египет. Через сотни лет греческие историки назовут этих завоевателей «гиксосами». Было ли вторжение гиксосов замыслом Высшей Силы или она просто воспользовалась сложившимися благоприятными обстоятельствами, но в Египте в ту эпоху властвовал фараон-семит из гиксосов, и решение было принято – началось внедрение авраамитов в Египет.
Для начала туда первопроходцем был заброшен Йосеф – любимый сын Исраэля, человек недюжинного ума, обладавший организаторскими и провидческими способностями. Вряд ли его появление на свет далеко не первым ребенком в семье, случайно. Представим себе, что первенец Яакова Реувен, сын Леи, обладал бы умом Йосефа и его мужским самообладанием (я имею в виду степень сексуальной выдержки: отец семейства Реувен испортил себе карьеру, возлегши на отцовское ложе с его наложницей, зато юноша-девственник Йосеф сумел-таки устоять против активных сексуальных домогательств жены Петефры). Тогда Реувен, безусловно, по закону, стал бы старшиной рода, управляющим его повседневностью, и такого незаменимого на хозяйстве человека сложно было бы безболезненно для его соплеменников оторвать и перевести на повышение — управителем огромного Египта. За юным же Йосефом никаких «хвостов» еще не было: ни семьи, ни собственного хозяйства, ни определенных обязанностей. Болтался пацан под ногами взрослых братьев и лишь разражал их своей болтовней и доносами. И, как водится, им, людям простым, недалеким, была невидима будущая роль этого юноши в замысле Высшей Силы. Потому, когда они сбагрили, продали его в египетское рабство, убедив старика-отца в гибели любимчика, никто, кроме отца и не ощутил потери. Разве что его единоутробный братишка Биньямин? Но об этом в Торе, по-моему, ни слова…
И вот, в Египте, через цепь «случайностей», явно организованных Высшей Силой, Йосеф, внедрившийся своим богатым, ассоциативным умом в египетскую жизненную машину, и найдя общий язык с самим фараоном (полагаю, что у них в прямом смысле был общий язык, либо языки их были близки) стал, по-землячески, правой рукой семита-фараона и организовал макроэкономические мероприятия по устойчивому обеспечению страны продовольствием, не зависящему от флуктуаций природных условий. Деяние, достойное нобелевской премии в области экономики!
И вот тогда потомки Авраама, фактически вслед за семитами-гиксосами, и под длань своего родственника-управителя Египта, были в полном составе передислоцированы Высшей Силой в Египет на длительный срок, необходимый по мнению Высшей Силы, для создания синтетической цивилизации. Всех же душ мужеского полу, вошедших в Египет, считая Яакова-Исраэля и Йосефа, было семьдесят два. И начался новый этап эксперимента.
Высшая Сила повела его по двум направлениям:
Первое. Внедрение и распространение в египетской среде духовного достижения исраэлитов – признания Единой Высшей Силы и ее этических законов и учения, т.е., того что мы сегодня называем монотеизмом.
Второе – освоение исраэлитами египетских технологий и других научно-технических достижений.
Но, получилось, как всегда. Высшая Сила переоценила возможности гиксосов, покровительствовавших родственному племени исраэлитов, и продержавшись менее века, гиксосы были изгнаны из Египта объединенным войском африканцев. К власти пришла очередная династия фараонов, на этот раз, из местных. Их первые шаги были направлены, как водится при революционных переворотах, на уничтожении памяти о правлении гиксосов и их мудрого правителя Йосефа. Потом принялись за привилегированных потомков Исраэля, расплодившихся и размножившихся в Египте чрезвычайно. Если верить Торе то иронические куплеты нашего времени «Явреи, явреи, кругом одни явреи!», там и тогда оказались бы скучным бытописательством. А ведь с чего все начиналось? С черты оседлости — каких-то пастбищ в отдаленной земле Гошен, отданных в аренду скотоводам-мясникам, поставщикам Его Фараонова Величества!
А может, так не было? Ну, подумайте, какой по численности народ может произойти от семидесяти мужиков и, пусть, трехсот баб за неполный век? И это – без пенициллина и корвалола, без прививок от кори и дизентерии? Ну, максимум, десятки тысяч, ну сто. И ведь, исраэлево племя, безусловно, не смешивалось с местными. Для того ли его Высшая Сила так старательно предварительно генетичеки отселектировала? Да и численные пропорции меньшинства, как правило, для самосохранения заставляют его замкнуться. Разве что, вдруг этнос переступает какую-то психологическую границу и за короткое в исторических масштабах время, за два-три-четыре поколения совершает коллективное самоубийство, растворяясь в этносе-большинстве. Сколько народов погибло вот так!..
И потомки Исраэля, чем дольше они жили в Египте, тем больше следовали схеме – быть исраэлитами дома, египтянами — в обществе. А иначе, замкнувшись в гошенском пастушеском гетто, как бы они смогли выполнить задачу Высшей Силы — усваивать технологические достижения египетской цивилизации? И, возможно, что с легкой руки Йосефа, при гиксосах, исраэлиты, действительно, непропорционально статистике были расставлены на многие командные посты, и это, как и многократно повторившись в последующих поколениях, раздражало коренное большинство… И, кажется мне, что логика современной галутной юдофобии – она родом оттуда, из Египта. И вой об исраэлитском засильи первыми подняли египтяне, а в Тору он был записан без надлежащей критики и проверки. Бывает! Приятно писать о приятном – смотрите, чего наши достигли!
Короче, свергнув гиксосов, новые фараоны отняли все исраэлитские привилегии, возможно, и, большую часть собственность исраэлитов и заставили их значительную часть стать «как все», направив на перевоспитание в египетский ГУЛАГ – на строительство пирамид. Технология строительства, надо сказать, к тому времени захирела. Уже не под силу египтянам стало громоздить друг на друга тщательно обтесанные камни весом в десятки тонн, как во времена Джосера и Хеопса, разучились. Перешли на сравнительно мелкие пирамидки из кирпичей, и исраэлитов массово погнали на кирпичное производство с рабской организацией труда. Часть же народу погнали на полевые работы, что, вместе с тем, способствовало обучению бывших пастухов земледелию.
Но все это происходило не одномоментно, а на протяжении примерно полутора-двух веков. И случались в этот период определенные окна послаблений. Например, во времена фараона Эхнатона, попытавшегося директивным порядком установить монотеизм в XV в. до н.э. (т.е., до исхода евреев из Египта!). Эхнатон объявил единственным богом солнечный диск, закрыл храмы всех богов, кроме храма Бога солнца Атона и разогнал жрецов. Я полагаю, что сами идеи единобожия Эхнатон заимствовал от исраэлитов, которые состояли в завете с Единым Богом уже в третьем-пятом поколениях, и монотеизм был для них уже органичным. Думаю, что во времена правления династии гиксосов и Йосефа верования и обычаи исраэлитов распространялись властью теми или иными методами среди египтян, как, скажем, русская культура, густо настоенная на православии, когда мягко, а когда — насильственно насаждалась среди народов СССР…
Эхнатону для проведения в обществе его культурной революции, скорее всего, не подходил таинственный образ Бога исраэлитов, отображавший Высшую Силу, Бога невидимого, с непроизносимым именем и вездесущего. Египетская психология требовала зримости и конкретики. Поэтому он решил пойти простым и ясным для своего народа путем, объявив единым Богом Солнце. В этом, действительно, что-то есть, ведь вся энергия на Земле — она у нас от Солнца… Религия, создававшаяся без тени мистики человеком по имени Эхнатон, была, по нашим меркам, юридическим документом, как бы, Конституцией. Этот гениальный бедолага на несколько тысячелетий опередил свое время, и от того попытка его потерпела неудачу, и сразу после смерти Эхнатона все его реформы были ликвидированы, а гнет исраэлитов усилился.
По свидетельству Торы, исраэлиты, несмотря на немыслимые тяготы рабства, продолжали размножаться и становились большинством. Я думаю, все-таки, что принудительные работы, в которые впрягли исраэлитов, не были рабскими в полном смысле этого слова. Это было, на мой взгляд, что-то, вроде публицистического «рабства» западноевропейского пролетариата середины позапрошлого века, то есть у исраэлитов было какое-то жилье, возможность создания семьи и какая-то экономическая основа ее содержания. Исраэлиты имели возможность чтить своего Господа. И об этом свидетельствует Тора. А вот, в гораздо более поздние времена рабы Греции и Рима, по многочисленным свидетельствам, были, в прямом смысле, уподоблены рабочему скоту. Жизнь же исраэлитов происходила иначе. Ведь откуда, скажем, в Торе рассказ о семье Моше, указание Господа (Высшей Силы) исраэлитам пометить косяки своих домов, дабы отличались они от домов египтян перед одной из казней египетских? Значит, существенного различия в быту тех и других не было!
И очевидно, что исраэлиты подверглись в определенной степени ассимиляции в Египте. Да иначе и быть не могло, тем более, что живя в Африке, по замыслу Высшей Силы, исраэлиты и должны были впитать в себя все полезное в египетской науке, культуре и технике, а это невозможно, без некоторого «перебора»… В частности, об этом говорят египетские имена исраэлитов, начиная еще с сынов Йосефа, Эфраима и Менаше, прародителей двух колен Израилевых, рожденных ему египтянками. И имя Моше-рабейну, одно из самых распостраненных еврейских имен, египетского происхождения,…
Короче, лет через 250-300, Высшая Сила подвела очередные итоги. Первое направление нового эксперимента – внедрение единобожия в Египте, потерпело крах, а второе – создание народа с синтезом Египта и Месопотамии, владеющего как развитым ассоциативным мышлением, так и навыками современных технологий, существенно продвинулось, и само пребывание в Египте уже становилось препятствием для дальнейшего развития процесса. Исраэлиты заметно ассимилировались и в них начало преобладать египетское начало. И тогда было принято решение срочно перевести исраэлитов, наконец, в предполагаемые места их постоянной дислокации, за короткое время, по дороге вытравив из их ментальности побочно приобретенное рабское начало….
Поскольку исраэлитское общество за века, прожитые в Египте, постепенно рассыпалось на фрагменты и потеряло единое управление и цели, да и как могло быть иначе при распылении на разные работы, в разные места, да еще и при рабской ограниченности в свободном перемещении и обмене информацией, для руководства Исходом потребовался вождь. Высшей Силой был выбран человек по имени Моше, которого Она на высоком уровне контактности подключила к своей информационной системе, и через которого передавала исраэлитам свои указания. Такой непосредственный контакт с человеком произошел впервые лет за триста – последний до того был с Яаковом, ставшим Исраэлем. И через уста Моше, косноязычные, правда, Высшая Сила начала внедрять среди исраэлитов идею необходимости Исхода из Египта и Возвращения в Эрец Исраэль. Исходу предшествовало, безусловно, инспирированное Высшей Силой, множество чудес, десять казней египетских, ниспосланных на народ египетский и их фараона. И первые два месяца пути в Землю Обетованную также сопровождались чудесами, подчас, грандиозными, вроде перехода через расступившееся море, сразу поглотившее вражескую погоню. Но эти чудеса лишь ненадолго и неглубоко проникали в массовое сознание, по сути, беглых, испугавшихся фараоновских репрессий и распропагандированных Моше рабов-ассимилянтов, авраамитов по крови, а по по ментальности — в значительной степени египтян.
И лишь стоило Моше, отлучиться в командировку на вершину горы Синай для получения у Высшей Силы оформленных законов и подробных этических инструкциях для колен Исраэлевых, как внизу произошел бунт, и слабовольный брат Моше Аарон, оставшийся врио вождя, пошел на популистскую меру – изготовил золотого тельца, такого знакомого по Египту бога Аписа, которому исраэлиты стали с радостью поклоняться, объявив это изваяние тем самым Господом, то есть, Высшей силой, что вывела их из Египта. Увидев безумие, творившееся вокруг золотого тельца, Моше, всердцах, разбил Скрижали Завета, ибо понял, что вся его предыдущая деятельность – не более, чем суета сует.
И позвал Моше сынов Леви, и поведал им о гневе Господнем, и приказал пройтись с мечами по лагерю беженцев. И пошли они, выполняя приказ, и уложили там три тысячи бузотеров.
На этом закончилась первая попытка быстрого создания нового исраэлита, с душою, свободной от комплексов раба.
И тогда Высшая Сила приняла решение отправить племя исраэлитов, а это был уже целый народ числом в сотни тысяч, на продолжительную доводку.
Внешне это выглядело так.
Поднялся Моше вновь на гору. И сорок дней молился Господу о милости к жёстковыйному еврейскому народу (именно «жЁстковыйному», а не «жестОковыйному», как тиражируется всем русскоязычным миром очевидная ошибка неизвестного «полкового писаря», ибо выя, она же – шея, может быть жЁсткой, негнущейся, но никак не — жестОкой!).
И отмолил. Но уже на новых условиях. Исраэлиты для наказания и, главное, перевоспитания были Высшей Силой приговорены к динамической ссылке – блужданию по Синайской пустыне сроком на сорок лет, до полного вымирания поколения, покинувшего Египет. И лишь их детям, родившимся в пути и не знавшим рабства, Высшая Сила отдавала во владение арену создаваемой цивилизации – Эрец Исраэль. Приговор был жестоким, окончательным и обжалованию не подлежал. Но до беженцев до поры, до времени не доведен. Оглашен он был позже, после дела о дезинформации разведчиков.
И затем сорок дней Высшая Сила, приняв для Моше образ Господа, записывала для исраэлитов новый кодекс, и доставлены были им Заповеди, вторая редакция, как раз именно в тот день, который в последующие времена отмечается нами как Йом-Кипурим. А далее надлежало усадить весь народ за изучение Господних заповедей.
Несколько дней ушло у Моше и более мелкого беженского начальства на восприятие и реализацию указаний Высшей Силы, записанных в Книге «Ваикра» («Левит») по поводу праздников: еженедельной Царицы Шабат, ежегодных Песаха, Шавут, Йом Кипурим и Сукот. И были тогда исраэлитами впервые построены временные сооружения из подручных материалов, где и проводился инструктаж по новому законодательству.
Насколько мне запомнилась по путешествиям Синайская пустыня, там, в основном, растут кустарники вроде саксаула и верблюжьей колючки, и по-видимому, первые сукот были устроены из этих малоэстетичных растений. Впрочем, в редких оазисах Синая растут пальмы, и, впоследствии, за сорок лет блужданий и изучения Заветов, потомки Исраэля, надо полагать, отработали конструкцию сукот, приближенную к современной.
На первичное, и сдается мне, откровенно формальное и, грех сказать, но, очевидно, халтурное, изучение Законов было им тогда отпущено всего-навсего шесть дней. Высшая сила, тайно приговорившая потомков Исраэля к сорокалетнему блужданию и полному вымиранию этого, как Она уже поняла, неисправимого поколения, вышедшего из Египта, видимо, посчитала, что сорокакратного повтора таких праздников изучения Закона, да еще и с младых ногтей, с самого открытия сознания, будет достаточно, если и не для полного, то для приличного усвоения Божественной Мудрости их потомками. Еще по дню: в начале и конце праздника Сукот отводилось на подготовку и проводы его. И восьмой день объявлен был радостным праздником сдачи выпускного экзамена. Он так и называется «Симхат Тора» — «Радость Торы». Есть у него и другое название – «Шминит ацерет» — «Торжественное собрание восьмого дня». И это торжественное собрание завершает цикл осенних праздников, знаменующих первый компромисс между жёстковыйным народом и Высшей Силой.
Ибо Высшая Сила, несмотря на проявленные нашими предками вероломство, неискренность, жёстковыйность, упрямство, рабскую психологию и плохую обучаемость, сохранила-таки, Союз именно с потомками Исраэля, поняв, что из всего наличного материала, именно этот наиболее оптимален, хотя и далек от совершенства. Но Ей так до конца и не удалось создать новую породу человека — Homo Idealis. И по сей день остались, в целом, неизменными природа и повадки Homo sapiens, о которых с горечью напишет Коэлет лет через 400 после первого празднования Сукот, бывшего, на самом деле, принудительно-показательной зубрежкой Заповедей в порядке демонстрации Высшей Силе утопического процесса быстрой перековки рабского сознания…
…А впереди были сорок лет блужданий по пустыне, новые ошибки и измены, смена поколений, вторжение в землю Кнаана и ее завоевание, междоусобицы, великие царствования, войны Севера и Юга, падение Израиля и Иудеи и еще многое-многое… Три с лишним тысячи лет! И мы, потомки Исраэля, выражаясь словами Хемингуэя, подписали договор на весь срок. С Высшей Силой, одной лишь которой известно, каков он.
Иерусалим
Год 5767 от Сотворения человека.