Реб Менделе — зажиточный, но недалёкий персонаж иерусалимских историй, которыми городские старожилы любят поделиться за чашкой крепкого иерусалимского кофе или даже чего-нибудь ещё покрепче. Подобно другому аналогичному герою — вечному недотёпе реб Мойшеле, реб Менделе, по уверениям рассказчиков, действительно жил лет сто назад неподалеку от улицы Яффо и даже имел свою лавку на рынке «Махане Иегуда». Кто знает, может, они таки правы?..
Рассказывают, что как-то раз купил реб Менделе в Яффо небольшой отрез особенно хорошей и дорогой ткани. Пришёл он с ним к портному, что сидел где-то на одной из узких улочек в квартале Нахалат-Шива, и попросил сшить для себя костюм.
Портной деловито развернул ткань, похвалил заморское качество, померил, поглядел на реб Менделе, покряхтел, почесал в затылке и наконец сообщил потрясённому заказчику, что это совершенно невозможно.
– Как? Почему? — изумился тот.
– Да потому, что здесь мало ткани, — отвечал со вздохом портной.
– Как же так?! — расстроился реб Менделе. — Ведь, когда я покупал её, с меня взяли мерку и даже уверяли, что ткани хватит с избытком!
– Нет, здесь недостаточно материала, — решительно возразил портной. — Из такого количества я сшить тебе костюм не смогу!
Расстроенный реб Менделе взял свой холст и печально поплёлся домой. Неожиданно он заметил лавку другого портного. Недолго думая реб Менделе зашёл к нему, показал свою ткань и опять попросил сшить себе костюм, конечно же, не рассказав о том, что ему лишь полчаса назад уже отказали.
Портной развернул сверток, расхвалил ткань, измерил её, приложил метр к реб Менделю и без всяких проблем согласился, попросив зайти на следующей неделе.
Прошла неделя, и реб Менделе, к своей великой радости, получил новый костюм.
Наступила суббота, и реб Менделе отправился в синагогу «Нахалат Яаков» («Удел Яакова») похвастать обновкой. Он вошёл туда и тут же встретил давешнего портного, который сшил ему костюм. Портной был со своим маленьким сыном, красовавшимся в чудесном костюмчике из той самой ткани!
«О, Небеса! — подумал реб Менделе. — Не только мне на костюм хватило ткани, но даже и на костюм сыну портного!»
В воскресенье зашёл он, возмущенный, к первому портному и стал корить и упрекать его.
– Зачем же ты сказал мне, что ткани недостаточно? Ведь вот же я дал её другому портному, и он сшил мне отличный костюм!
– Да не может такого быть! — уверенно заявил портной.
– Как же не может?! — продолжал кипятиться реб Менделе. — Не только мне материи хватило, но даже на костюм его сыну!
– Постой, — задумался озадаченный портной. — Ты кого имеешь в виду? Не того ли, что сидит напротив лавки зеленщика?
– Ну да, его, — ответил реб Менделе.
– Так бы сразу и сказал, — облегченно вздохнул портной. — Я его знаю, конечно же, он мог тебе сшить костюм, ведь его сын, куда меньше моего…
***
Как-то раз реб Менделе пришел в воскресенье к доктору и пожаловался на страшную боль в животе.
– Ах, мой бедный реб Менделе! — покачал головой доктор. — Скажи мне правду: что ты ел вчера?
– Что я ел? — задумался реб Менделе. — Да ничего не ел. С утра несколько сладких кихелех, потом три рыбных котлетки, затем несколько кусков кугеля, ещё полкастрюльки хамина, немного куриных крылышек, супчик с кнейделех и чуть-чуть картошки. А вот потом я выпил стакан чая. Да, я уверен: чай — вот из-за чего болит мой несчастный живот…
***
По иерусалимским меркам реб Менделе был весьма богат. Было у него немало золота и серебра. Свои сокровища он очень любил и старался держать их рядом с собой.
Но вот состарился реб Менделе, ослаб, стал болеть. Как-то раз позвал он свою жену и сказал ей так:
– Дорогая моя, поклянись, что, когда я умру, ты похоронишь со мной мое богатство. Оно было рядом во все мои дни, и я хочу, чтобы оно осталось со мной и после смерти.
– Будь, по-твоему, — обещала ему жена и поклялась сделать так, как он просил.
Прошло нескольких дней, и отправился реб Менделе в мир иной.
Когда же хоронили его, вдова реб Менделе принесла небольшой узелок и попросила похоронную команду положить его вместе с покойником.
– Что это за узелок? — спросила её одна из соседок. И вдова рассказала о просьбе своего покойного мужа.
– Ты с ума сошла! — запричитала соседка. — Положить все нажитое богатство в могилу? Что он, по-твоему, будет с ним делать? Пойдет за покупками, отправится путешествовать?
– Б-г с тобой, — отвечала вдова. — Да если бы я положила все сбережения, узелок был бы куда больше… Нет, все деньги и золото положены в англо-палестинский банк на мое имя.
– А что же тогда было в узелке? — удивилась соседка.
– Там лежит чек, — объяснила вдова. — Чек, на все деньги и все золото с пометкой «только для получателя». Когда моему любимому покойному мужу понадобится, он просто придет в банк и обналичит его…