Визит израильского премьер-министра Биньямина Нетаниягу в Москву, состоявшийся накануне Судного дня, был, как и прежде краток и целиком сфокусирован на встрече с президентом России Путиным.
Очевидно, нынешняя поездка связана с последовательным развертыванием на сирийском побережье российского военного присутствия, информация о котором продолжает просачиваться в мировые СМИ.
Накануне Судного дня, ссылаясь на источники в Пентагоне, агентство Reuters, сообщило о том, что Россия начала использовать в Сирии беспилотные летательные аппараты для сбора разведданных. Днём позже агентство AFP, основываясь на данных, полученных от правительственных чиновников в Вашингтоне, опубликовало информацию о размещении на аэродроме в районе Латакии, расположенной на средиземноморском побережье Сирии, 28 боевых самолетов. А британское аналитическое издание IHS Jane’s Intelligence Review, исходя из результатов спутниковой съёмки, произведённой лишь в середине сентября, указало на то, что Россия строит к северу от Латакии ещё два новых военных объекта.
Можно не сомневаться в том, что информация, ставшая известной западным журналистам и аналитикам, ещё раньше легла на стол израильскому премьеру. Судя по всему, она и послужила поводом для согласования визита. Недаром помимо министра абсорбции Зеэва Элькина, выполнявшего обязанности официального переводчика, премьер-министра в Москву сопровождали начальник генерального штаба Гади Айзенкот и глава военной разведки (АМАН) Герци Галеви.
При современном уровне техники связи, происходивший между лидерами Израиля и России разговор мог вообще состояться по телефону. Но Биньямин Нетаниягу оказал Путину этот жест вежливости. Несомненно, одновременно это был и знак президенту Обаме, продемонстрировавший то, что если США предпочитают развивать свои отношения с Ираном, за счёт Израиля, у еврейского государства тоже есть возможности продвигать собственные интересы независимо от Вашингтона.
Смысл активного внедрения в сирийскую бойню заключается для Путина в том, чтобы застолбить для себя ключевую позицию и, таким образом, вырваться из международной изоляции последних полутора лет. Ведь теперь и Турция, и Саудовская Аравия, а в первую очередь, конечно, США будут вынуждены, в той или иной мере, согласовывать с Москвой свои дальнейшие действия в Сирии.
Вероятно, в Кремле не хотели осложнять прохождение иранской сделки через Сенат США, обеспечивая республиканцев дополнительными аргументами против усиления российско-иранского альянса на Ближнем Востоке. Поэтому там дождались окончания обсуждений договора в Сенате и лишь тогда активизировали сирийское направление.
Отправившись в Москву, Биньямин Нетаниягу осознанно подыграл Путину в том, что приехал к нему сам. Однако, скорее всего, личный приезд был лишь пилюлей, подсластившей сказанные тет-а-тет (не считая министра Элькина) жесткие слова, которые, вероятно, сводились к следующему раскладу: Израиль не позволит вооружать «Хизбаллу» критическими видами оружия и продолжит пресекать подобные попытки, поэтому, во избежание столкновения с израильскими ВВС, российским военным следует вести себя крайне ответственно в этом вопросе.
Совместные военные операции российских военнослужащих и боевиков «Хизбаллы» против Исламского государства лишь вопрос времени. И потому, Израиль поспешил предупредить Кремль о своих «красных линиях» заранее.
Всё чем мог ответить Путин на жесткое предупреждение израильтян, так это организовать встречу с премьер-министром Нетаниягу так, чтобы сразу вслед за ним, селфи с российским лидером мог сделать, и престарелый террорист из Рамаллы Махмуд Аббас. Тот приехал на открытие огромной московской мечети, выстроенной на месте дореволюционного здания.
Обсуждать Путину с абсолютно нерелевантным с политической точки зрения Аббасом нечего. Но для того, чтобы никто не подумал, что отношение российского политического истеблишмента к Израилю улучшилось, Аббас был призван сразу же на следующий день после израильского премьера.
Дополнительным практическим результатом московской встречи стало создание механизма быстрого реагирования в критических ситуациях.Начальник генштаба Гади Айзенкот, и глава военной разведки Герци Галеви встретились с начальником генштаба Вооруженных сил РФ Валерием Герасимовым и договорились о создании совместной комиссии по координации действий израильской и российской армий в регионе. В задачи комиссии, которую возглавят заместители начальников генштабов армий двух стран, войдёт координация действий армий в воздухе, на море, а также в области различных технических мероприятий.
Израильский сетевой портал NEWSRU.co.il, ссылаясь на анонимный военный источник, сообщил, что главной задачей будущего механизма станет предотвращение ошибок в опознании самолетов и летательных объектов в небе Сирии.
Израиль очевидно не станет предупреждать Россию о своих действиях над Сирией. Как, впрочем, и Россия не собирается согласовывать свои действия с Израилем. Но если возникнет реальная угроза случайного столкновения, вызванная неожиданной встречей ВВС обеих стран, прямая линия между двумя высокопоставленными армейскими чинами, будет способна быстро разрешить недоразумение.
США уходит из региона, сворачивая своё влияние. Это связано как с позицией нынешнего президента Обамы, так и с изменением политических приоритетов. В частности, ближневосточная нефть больше не является столь необходимой для США, наоборот Америка сама начинает экспортировать углеводороды и стабильность в регионе конкурентов им только мешает.
В образовавшийся вакуум уверенно входит Иран. Вот это, уже целиком заслуга Барака Обамы. Вместе с Ираном втискивается в регион, и её союзник Россия. Нынешняя Россия крайне далека по своим возможностям от СССР, но ловкий ход, ограниченный пока всего лишь переброской небольшого контингента бойцов уже заставил Обаму считаться с российским присутствием в Сирии.
Возможно, Путин и не собирается заходить в Сирии далеко. Второй Афганистан при наличии войны на Украине ему не потянуть. А для того, чтобы вынудить Керри регулярно названивать Лаврову, достаточно нескольких тысяч бойцов на базах побережья от Латакии до Тартуса.
По информации американского информационного агентства Bloomberg, сославшегося на два источника в Кремле, Путин готов отдать российским ВВС приказ самостоятельно атаковать позиции «Исламского государства» в Сирии, если США откажутся от его предложения по объединению усилий. Другими словами, Путин вынуждает США на координацию действий с Россией, Ираном и режимом Башара Асада, что безусловно станет серьёзным политическим достижением российского президента. В этом смысле, Асад — лишь функция российской игры на повышение своего международного престижа.
Если Бараку Обаме достанет умения и компетентности, он, вероятно, постарается переиграть ситуацию, затягивая Россию поглубже в сирийский кризис, и наблюдая как она вязнет в сирийском болоте и грызне с «Исламским Государством». Поэтому отказ России признавать наличие своих войск в Сирии может быть связан с желанием сохранить возможность в случае, если ситуация начнёт развиваться в неблагоприятном направлении, просто тихо свернуть своё присутствие.
Для Израиля смена регионального влияния с американского на ирано-российское не сулит ничего хорошего. В то же время, пока суннито-шиитская бойня клокочет в Сирии, в Ираке, в Йемене, и в Ливане, пока в Египте идёт гражданская война, а под монархами Иордании и Саудовской Аравии качаются троны, Израиль хоть и обязан держать руку на пульсе, может не слишком напрягаться.
Внутриисламские войны буду, судя по всему, идти ещё долго. Может статься, за это время в США сменится власть, и сдача позиций и влияния в ближневосточном регионе от Вашингтона к Тегерану и Москве немного затормозится.
Как известно, на Востоке: либо ишак сдохнет, либо шах, либо оба вместе…
24 сентября 2015 г.
Вообще-то, помнится, мой земляк, мудрый Ходжа Насриддин (из омусульманенных бухарских евреев) говорил так: «Или ишак сдохнет, или хан сдохнет, или я помру…»
«Смысл активного внедрения в сирийскую бойню заключается для Путина в том, чтобы застолбить для себя ключевую позицию и, таким образом, вырваться из международной изоляции последних полутора лет».
Спасибо за толковый политический расклад, Александр. Это, несомненно, важная причина. Второе: Видимо трон Ассада сильно зашатался, что грозит затиханию войны в Сирии, что совершеннно невыгодно России. Ведь Россия потирает руки, видя грызню в Европе, которую захлеснул поток беженцев. Эта волна грозит не только экономически подорвать мощь ЕС, но также приводит к расколу внутри Европейского Сообщества: Восточно-Европейкие государства могут даже покинуть ЕС. Поэтому Путин и подбрасывает дровишки в огонь, по принципу «Разделяй и влавствуй». Кроме того, как говорит немецкая пословица:»Schadenfreude ist die schönste Freude» (самая большая радость — видеть неприятности врагов). Меркель, под которой трон сильно закачался, в панике вдруг заговорила о необходимости окончания войны в Сирии и о том, что это возможно только в союзе с Путиным. Путин оказался умнее и хитрее своих противников.
Единственое толковое обьеснение ситуации в сирии без лишнего патриотизма, если и дальше успехи в сирии будут,то через полгода отменять санкции,нефть выростит, доллар упадет, и украинский кризис замнут главное чтобы резерного фонда хватила и народ с плакатами на улицы не поперся