Как пробивалась мысль

«Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю на той стороне Иордана, в пустыне, в степи, против Суфа, между Параном и между Тофелем, и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Захавом» (Дварим, 1:1).

Для чего Тора перечисляет все эти географические пункты?

Прежде чем сказать человеку что-то нелицеприятное и побудить его к исправлению, надо подумать, как это лучше сделать. Прямой упрек даст обратный результат, вызовет инстинктивное сопротивление. Он начнет оправдываться: «Я не мог по-другому» – и перейдет в контратаку: «Посмотрел бы я на тебя, если бы ты оказался в моем положении».

Психологи рекомендуют «пробивать» свою мысль осторожно, намеками, избегая прямого давления. С помощью словесных маневров незаметно миновать «переднюю линию обороны», прорваться в подсознание и посеять там сомнения и мучительные размышления в надежде, что они приведут к искреннему раскаянию, желанию изменить себя и свое поведение.

Именно так действовал Моше-рабейну. В каждом из упомянутых им мест евреи грешили или бунтовали против Б-га: «В пустыне» – они тосковали по «горшкам с мясом»; «в степи» (бе-арава) – увлеклись дочерьми Моава и язычеством; «против Суфа» (Красного моря) – проявили неверие, что Вс-вышний переведет их через море, спасет от конницы фараона; «между Параном и между Тофелем и Лаваном» – жаловались на ман, на однообразие своего питания; «и Хацеротом» – поддержали бунтовщика Кораха; «и Ди-Захавом» – поклонялись золотому тельцу («захав» – на иврите «золото»).

Моше дает сынам Израиля предсмертные наставления. Перед его пророческим взором раскрывается вся историческая перспектива, череда вековых скитаний и трагедий еврейского народа. Он хочет, чтобы его предостережения глубоко отпечатались в коллективном сознании нации и по возможности ослабили, нейтрализовали те пагубные тенденции, которые проявились в пустыне и которые могут завести (к сожалению, не раз заводили) их в беду. Лобовая атака, прямые и горькие упреки не дали бы эффекта. Поэтому Моше не стремится шокировать слушателей обличительными речами. Он осторожно, исподволь, закладывает семена самоанализа, которые дадут благоприятные всходы уже после его смерти.

Психологический или, если хотите, психоаналитический талант Моше-рабейну проявился еще в одной фразе. Моше подробно наставляет еврейских руководителей и судей, и в конце говорит: «А дело, которое будет слишком трудно для вас, оставьте мне, и я выслушаю его» (Дварим, 1:17).

Обратите внимание: Моше говорит не «решу» дело, а всего лишь «выслушаю». Он прекрасно знает, что далеко не все проблемы можно решить; есть среди них и принципиально неразрешимые. Но когда человек рассказывает о своей беде, исповедуется перед внимательным слушателем: другом, женой, случайным попутчиком, психотерапевтом, раввином, ему становится легче, и положение уже не кажется таким безысходным, и в конце туннеля уже брезжит свет. В конце концов решение, хотя бы частичное, обязательно находится, а в душе остается благодарность к человеку, который взвалил на плечи часть твоей ноши, проникся твоей болью. Таким человеком был наш величайший Ребе – Моше-рабейну.

Черная дата

Нынешний раздел «Дварим» мы читаем в канун 9 Ава – годовщины разрушения Первого и Второго Храма. На это число выпали и другие трагические события в истории еврейского народа.

Трудно подыскать в Торе более подходящий для этой печальной даты раздел. Ибо главная тема в «Дварим» – грех разведчиков. Из традиции мы знаем, что еще задолго до гибели Храма 9 Ава было помечено черной меткой. В этот день 33 столетия назад разведчики принесли пессимистический отчет о Святой Земле, и евреи отказались войти в нее, нарушив тем самым волю Тв-рца. В ту ночь они плакали. В наказание Б-г оставил евреев на сорок лет в пустыне, пока не вымерло поколение рабов. Эрец Исраэль завоевали их дети. В память о том тяжком грехе и в назидание будущим поколениям дата 9 Ава стала несчастной на все времена.

Читая раздел «Дварим», мы вместе с Моше заново переживаем тот трагический эпизод со всеми его подробностями. С высоты своего исторического опыта мы видим, какими далеко идущими последствиями может отозваться бунт против Б-га. Раздел «Дварим» предостерегает нас от пренебрежительного отношения к Эрец Исраэль, требует проявлять к Земле больше любви, больше душевной привязанности; он учит нас патриотизму в самом чистом, истинном значении этого слова.

В канун поста 9 Ава Вс-вышний как будто говорит нам: «Не повторяйте ошибку поколения пустыни. Поддержите не тех десятерых разведчиков, которые убедили евреев не переступать границу Святой Земли, а двух других – Калева и Иеƒошуа, заявивших во весь голос: «Страна эта очень и очень хороша!»

Если мы, современные евреи, сумеем «исправить» негативные высказывания и действия поколения разведчиков, а также грехи тех евреев, чье пренебрежение к Торе вызвало несколько веков спустя разрушение Первого Храма, и грех беспричинной ненависти друг к другу, приведший, как утверждают мудрецы, к гибели Второго Храма, если мы решим эту сверхзадачу, то удостоимся подлинного национального возрождения: будет отстроен Третий Храм, все евреи вернутся в Эрец Исраэль и к вечным идеалам Торы.


Напоминая о непреходящей ценности Страны Израиля для евреев всех поколений и о страшном гневе Б-га на тех, кто пренебрегает Его величайшим даром, раздел «Дварим» весьма уместен как вступление к посту 9 Ава. Прислушайтесь, насколько актуально звучит предсмертное обращение Моше-рабейну к народу, который он вывел из египетского рабства «на вечную свободу»: «Смотри, дал тебе Б-г страну эту, иди и овладей ею… не бойся и не страшись!» Таково завещание величайшего еврейского вождя и пророка. Таково указание Тв-рца, дошедшее до нас в Его вечной Торе. Опровергая «прагматичную» позицию разведчиков, считавших, что только в оранжерейных условиях пустыни, под непосредственной защитой Тв-рца евреи могут вести жизнь по Торе, Моше вновь и вновь подчеркивает: «Нет, не стерильная идиллия пустыни, а Эрец Исраэль с ее будничными заботами – самое подходящее, «реальное» место для народа Израиля, для его духовного и физического процветания».

Evrey.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора