Мы предупреждали вас!
«Именно сейчас, когда гремят взрывы и половина страны прячется в бомбоубежищах, мы обязаны кричать: «Мы же предупреждали вас!»
Вновь и вновь мы повторяем:«Мы же предупреждали вас, не дай Б-г, не от радости, а в надежде на то, что, когда ошибочность политики правительства очевидна всем, мы сможем вернуть страну к ответственной стратегии, – пишет в «Едиот Ахронот» Шломо Ангел, член фракции «Ликуда» «Еврейское руководство». – Мы предупреждали вас, что сдерживание – это слабость, а отсутствие реакции на удар «приглашает» следующий, еще более мощный удар. Мы предупреждали вас, что необходимо предотвратить угрозу ракет «Хизбаллы» до того как они на нас упадут. Однако вы предпочли ждать, проявить сдержанность и не замечать. Шесть лет относительного спокойствия на границе с Ливаном позволили нашим врагам вооружиться и нацелить ракеты на все города и селения севера страны.
Мы предупреждали вас, что мир уважает сильных и отворачивается от слабых, потому важно, чтобы они уважали нас, а не жалели. Если бы вы не боялись реакции мира, то могли бы показать силу, реагируя еще на события в Керем Шломо (приведшие к гибели двух военнослужащих и захвату Гилада Шалита). Всем известно, что в ответ на угрозу войны Сирия выдала Турции курдского лидера. В аналогичной ситуации Израиль ничего не предпринял, хотя находящийся в Дамаске главарь ХАМАСа Халед Машаль несет прямую ответственность за нападение в Керем Шломо.
Мы предупреждали вас, что мир заключают с друзьями, а с врагами ведут войну. Однако вы упрямились, что мир заключают с врагами, а войну ведут с поселенцами.
Мы предупреждали вас, что арабов волнует не отсутствие палестинского государства, а факт существования еврейского государства. Вы смеялись над словами Ицхака Шамира, который говорил: «Арабы все те же, как и море все то же». Вы возомнили, будто арабы теперь заинтересованы в компромиссе и нормальной жизни, и потому следует уступать им еще и еще – конечно, без всяких уступок с их стороны.
И главное, мы предупреждали вас, что невозможно победить врага одной силой, без веры в справедливость нашего пути. Воспитание национальной гордости и знание истории являются стратегическим приоритетом любого народа, сражающегося за свою жизнь. Осознание морального права еврейского народа на землю Израиля и умение отличить его от претензии тех, кто хочет эту землю у нас отнять, ценнее многих эскадрилий самолетов и танковых дивизий, руководимых офицерами и солдатами, не уверенными в правоте своего дела…».
«Евреи, молитесь, в Хайфе убитые и раненые!» – услышал я чей-то крик во время утренней молитвы у Стены Плача.
«Удивительное совпадение: военные действия на севере страны начались в то время, когда евреи читают в Торе о войне Израиля с Мидьяном», – подумал я и решил после молитвы зайти в книжный магазин «Мория», расположенный в еврейском квартале Старого города. «Я ищу комментарии о войне с Мидьяном», – сказал я хозяину магазина. «В субботу я прочитал интересный комментарий, правда, не помню, кому он принадлежит, – ответил он. – Имя пытающегося уничтожить нас народа, Мидьян, происходит от корня дин – суд и может быть переведено как – судящийся. Отсюда вывод: когда евреи судятся и ссорятся друг с другом, на них нападает враг – Мидьян. Победить Мидьян – значит прекратить судить, осуждать друг друга и обрести единство!»
Поблагодарив хозяина магазина, я подошел к книжным полкам и продолжил поиск ответов на волнующие нас вопросы современности в книгах Вечности.
На войну против евреев объединились два народа – Моав и Мидьян. Почему же Вс-вышний приказал Моисею уничтожить Мидьян? «Моавитяне были движимы страхом, они боялись, как бы (евреи) не разорили их, – отвечает Раши. – Мидьяне же вступили в не касавшийся их спор». Мудрецы Талмуда подчеркивают еще один нюанс: моавитяне хотели физически уничтожить евреев, мидьяне же стремились сломить дух народа, привести евреев к разврату и поклонению идолам, в результате чего среди них начался мор. Отсюда вывод: враг, который хочет сокрушить твой дух, опаснее врага, который угрожает тебе физическим уничтожением!
«И говорил Моисей народу: Пусть снарядятся из вас мужи в войско!» Раши комментирует: «Мужи – праведные люди» (Бамидбар , 3).
«И говорил Моисей народу» – «Народу, а не лидерам, – замечает рав Гирш. – Поскольку защита духовной и нравственной чистоты Израиля должна исходить от самих людей. Эта война должна была вестись против Мидьяна, а не против Моава (который стремился ослабить Израиль физически, а не к нравственному и духовному уничтожению), должна была помочь людям осознать нравственный и духовный мотив кампании. Подлинным врагом Израиля является не тот, кто стремится к его физическому уничтожению, а тот, кто помышляет о его нравственной и духовной гибели».
«Моисей послал их… и Пинхаса» (Бамидбар, 3). Ни в одном из описаний предшествующих войн (кроме войны с Амалеком) не подчеркивается необходимость присутствия коэна наряду с Ковчегом Завета и трубами Святилища. Другие войны велись по материальным соображениям. Эта война велась ради высочайших нравственных и духовных целей (Санчино).
Сокрушив врага, все евреи, воевавшие и находящиеся в тылу, вознесли «дань Вс-вышнему» (Бамидбар , 54).
«Понятно, что возвращавшиеся с битвы воины должны были выразить благодарность Вс-вышнему за одержанную победу и благополучное возвращение домой, поясняет раввин иешивы «Котель» («Стена Плача») Авигдор Небензаль, – но в чем смысл выражения благодарности людей тыла? Воины видели опасности войны и чудеса спасения, они действительно могли оценить победу. Однако и людям тыла было необходимо осознать чудо победы. Более того, хотя в столкновении с врагом физически участвуют только солдаты, в духовном смысле в войне принимает участие весь народ. Каждый еврей, где бы он ни находился в эту трудную минуту, может укрепить дух народа изучением Торы, молитвой и добрыми делами и, вознося дань Вс-вышнему, вознести себя и весь народ!»