Отвечает рав Элиягу ЭССАС

ВНЕШНИЕ РИТУАЛЫ И ВЕРА В ТВОРЦА

– Законы кашрута придуманы людьми. Почему внешние ритуалы затмили суть веры в Б-га?

О. Блаватская, Россия

– Если бы законы кашрута и другие законы Торы были придуманы людьми, я согласился бы с вами. Тогда действительно можно было бы обоснованно сказать: «Рукотворные религии вообще и ритуалы в частности только затмевают суть проявления Творца в нашем мире.

Но Тору (Мудрость Творца) нам открыл Сам Творец. А в Торе весьма подробно говорится и о чувствах в сердце человека, проявления которых ждет Творец. О мыслях, которые украшают человека, и о таких, которые человека не украшают, и о том, что еврей может употреблять в пищу и чего не может.

Возможно, вам встретился еврей, утверждавший, что при соблюдении законов кашрута качество веры человека в Творца и стремление служить Ему не имеют значения. Возможно, в результате этой встречи у вас и сложилось подобное впечатление. Но оно в корне не верно.

В своем Кодексе всех еврейских законов Мишне Тора великий Учитель Торы Рамбам (Испания – Марокко – Египет, XII век) весь первый том посвятил разбору глубоких аспектов веры в Творца. И только потом перешел к изложению законов еврейской жизни, в котором мы тоже находим сотни, а то и тысячи указаний мировоззренческого характера.

С другой стороны, почему и как законы кашрута могут помешать качеству проявления веры в Творца? Особенно если учесть, что Сам Творец дал их нам и ждет от нас их соблюдения…

КОД ДА ВИНЧИ, ИУДАИЗМ И МАГЕН ДАВИД

– Посмотрев недавно нашумевший фильм «Код Да Винчи», я узнал много нового об иудаизме и подтвердил лишний раз мысль, что все на свете имеет то или иное отношение к нам, евреям.

У меня возник вопрос: правда ли, что Магендавид состоит из двух треугольников, каждый из которых содержит в себе символы мужского и женского начала?


Владимир, Израиль

– Я не смотрел этого фильма и не читал одноименной книги, взятой за основу сценария. Однако имея некоторое представление об авторе книги и о команде, которая этот фильм снимала, могу предположить, что даже если в нем и подняты какие-либо проблемы, касающиеся иудаизма, то в крайне безграмотной трактовке.

Естественно, у меня нет к создателям фильма каких-либо претензий. За раввинов они себя не выдают, да и за знатоков Торы, вроде бы, тоже.

Отвечая на ваш вопрос, скажу, что символику Магендавида можно рассматривать и в предложенном вами варианте. Особенно если помнить, что Небо ассоциируется с мужской стороной мироздания, а Земля (материальный мир) – с женской.

ПРАВЫЕ И ЛЕВЫЕ В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА?

– Прочитал в Коэлет, Глава 10: «Сердце мудрого у него вправо, а сердце глупого у него влево». Ответьте, неужели во времена царя Шломо существовало разделение на левых и правых?

Yеshay

– Вначале дадим более точный перевод слов царя Шломо (Соломона): «Сердце мудрого стремится вправо, а сердце глупого стремится влево».

В этой фразе Шломо открывает нам «технологию» внутренней борьбы в душе человека. У всех людей есть потенциал, позволяющий творить добро или следовать по другому пути. И мудрый человек – тоже не ангел. Но сердце его («центр», где осуществляется выбор между добром и злом) пропитано Небесной Мудростью. Он не мешал своему сердцу улавливать, условно говоря, «радиоволны» Небесной Мудрости, сердце его училось, было открыто Небу.

А что же на Небе? Речь идет о высших духовных мирах. Вообще, о Мире. И Устная Тора сообщает нам, что принципы Устройства Мира установлены с самого начала процесса его Сотворения. Если мы максимально упростим суть вопроса, реальное воплощение этих принципов можно будет представить в виде потоков Небесной энергии, которые «движутся» в трех направлениях.

Один поток – справа, поток хеседа (безусловного добра, любви, расширения). Другой – слева, поток гевуры (строгости, критичности и сжатия).

Посередине поток, называемый рахамим, поток равновесия и гармонии (через это особенно ярко проявляется процесс Управления Миром) хеседа и гевуры.

А еще раскрыл нам Творец и такой принцип: Мир строится, опираясь на правый поток – на хесед. Сердце мудрого «знает» это и стремится к правому потоку. То есть мудрое поведение человека – когда он старается проявлять великодушие и делать добро.

Сердце глупого стремится к левому потоку, что у человека, не умеющего правильно использовать поток гевуры, проявляется в «узколобости», в неуместной критичности, в желании бороться за справедливость (методом разрушения) и т. п.

Это что касается слов царя Шломо.

В политике деление на правых и левых исторически сложилось со времен французской революции и связано было с распределением мест в Парламенте.

Случайно ли? Трудно сказать (если не брать в расчет правильную по сути мысль, что по большому счету случайностей в мире не бывает). Кроме того, мне не хотелось бы переводить Небесную Мудрость, раскрытую нам царем Шломо, в плоскость политики.

Но материал для размышлений во всем этом есть…

РАВВИН-КОЭН ЖЕНИТСЯ НА НЕРЕЛИГИОЗНОЙ ЕВРЕЙКЕ

– Может ли раввин-коэн жениться на светской женщине, еврейке? Каким требованиям должна отвечать жена коэна?

Соня

– Коэн (прямой потомок Аарона, брата Моше Рабейну) не может жениться на гиёрет (бывшей нееврейке, которая прошла гиюр и стала частью нашего народа) и на разведенной еврейке. Других ограничений в выборе жены у коэна нет. Для раввинов действительны те же законы Торы, что и для любого еврея. Особых законов для раввинов не существует.

Так что раввин-коэн может жениться на нерелигиозной еврейке (при условии, что она не была когда-то замужем). Только мне не верится, что такое возможно. И не потому, что это законом запрещено, но потому, что их совместная жизнь в практическом смысле невозможна.

У нерелигиозной женщины отсутствует реальное уважение к законам Торы, она не воспринимает их как «нормативы», регламентирующие практическую жизнь человека (иначе она соблюдала бы их). Следовательно, от нее нельзя ожидать, что она приготовит действительно кошерную пищу. Даже если у нее и не будет злого умысла накормить мужа некошерной едой. Все дело тут в том, что некоторые законы кашрута строятся на практическом почитании законов Торы. Точно так же дело обстоит и с соблюдением законов шаббата. Невозможно выполнять их «для мужа». Законы Торы должны соблюдаться ради Всевышнего. Кроме того, есть еще ряд законов, регламентирующих семейную жизнь, соблюдение которых возможно только тогда, когда в человеке есть искренняя вера в Творца и Его Тору.

Поэтому если ваш вопрос не теоретический и строится на факте, что некий раввин-коэн собирается жениться на нерелигиозной еврейке, то, скорее всего, эта еврейка в действительности соблюдает законы еврейской жизни. Но у вас почему-то сложилось о ней иное впечатление.

Особых требований к жене коэна нет, кроме одного: она должна проникнуться сознанием того, что ее муж, а в будущем и ее сыновья (если Всевышний подарит ей сыновей) обязаны придерживаться определенных правил поведения, установленных Творцом для всех коэнов.

И ВСЕ ЖЕ: ИЦХАК ИЛИ ИШМАЭЛЬ?

– Почти всю жизнь для меня было очевидным фактом, что Авраам, будучи искушаем Б-гом, хотел принести в жертву Ицхака. Это я читал в учебниках по истории в школе и в Библии. Недавно я прочитал, что мусульмане считают, что, вместо Ицхака, там был Исмаил. Вроде бы даже есть какие-то исторические доказательства. Я не еврей, но был очень удивлен. Что думают евреи по этому поводу?

Жан

– Детали верований других (созданных людьми) религий я не обсуждаю. И если кому-то интересны тексты Корана, мне о них сказать нечего.

История с приношением Ицхака описана в Торе, которую еврейский народ получил от Всевышнего у горы Синай в 2448 году от Сотворения Мира (т. е. в XIII веке до н. э.). Очень интересные детали приводит и Устная Тора, полученная тогда же, в значительной своей части. И это все, что мы можем знать о великом испытании Авраама и Ицхака.

Относительно же «исторических доказательств» событий, которых не было, добавить ничего не могу. Единственное, на что хотелось бы указать, так это на то, что Коран был написан ровно через две тысячи (!) лет после получения Торы.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора