«Кодекс роста» американской экономики

Основными темами первых и вторых дебатов республиканцев, претендующих на кандидатство в президенты, были проблемы иммиграции и экономики. По вопросу о том, как быть с миллионами нелегалов, не предлагалось ничего нового, если не считать предложения бизнесмена Дональда Трампа построить вдоль мексиканской границы непроницаемую стену вроде Великой Китайской или предложения нейрохирурга Бена Карсона дать нелегальным иммигрантам шестимесячную возможность зарегистрироваться, после чего стать «гастарбайтерами, не гражданами, не избирателями, не теми, кто получает поблажки». В дальнейшем, сказал Карсон в воскресной программе Face the Nation (CBS), «мы, американский народ, решим, по каким критериям им можно стать гражданами».

Об экономике претенденты высказывались в самых общих чертах, в основном упирая на то, что нынешний президент-демократ довел ее до ручки и нужно срочно что-то делать. Это «что-то» республиканцы дружно видят в укреплении частного сектора при одновременном снижении налогов, поскольку, если у бизнеса будет стимул работать, доходы возрастут и государство сможет позволить себе не драть с народа три шкуры налогами. Под «народом» республиканцы, в отличие от демократов, имеют в виду, как сказал Ленин о российском крестьянстве, — и бедняков, и середняков, и кулаков.

Гровер Норквист, президент консервативной общественной организации «Американцы за налоговую реформу» (Americans for Tax Reform, или ATR), отмечает, что в области этой реформы претенденты республиканцев мнутся и жмутся, а ее доходчивое решение предлагает только один из них — Джим Гилмор, бывший губернатор Вирджинии, у которого практически нет шансов на победу, и на вторые дебаты претендентов его вообще не пустили. Тем не менее Гровер Норквист, вашингтонская организация которого была создана 30 лет назад и борется за «систему, в которой налоги проще, площе (от слова «плоский» — А. Г.), зримей и ниже, чем сейчас», стоит за Гилмора горой.

Джим Гилмор
Джим Гилмор

65-летний Джим Гилмор, бывший военный разведчик и адвокат, а затем 68-й губернатор Вирджинии с 1998 по 2002 год, предложил реформу налогов, которую четко обозначил как «Кодекс роста» (The Growth Code). По его плану, верхняя планка личного подоходного налога сейчас должна опуститься с 39,6% до 25% — низшего уровня с 1920-х годов. Вообще, должны быть только три такие планки — 10, 15 и 25%, а все списания с налогов отменяются, за исключением благотворительности и ипотечных процентов. По «Кодексу роста», с бизнесов берут «плоский», то есть единый подоходный налог в 15%, что немедленно делает наши компании намного конкурентоспособнее по всему миру.

Судя по данным международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), средний размер налога с бизнеса в развитых странах не выше 25%, и Соединенным Штатам следует добиваться того, за что без толкового объяснения ратует Дональд Трамп, — чтобы рабочие места и капиталы не утекали туда, где налоги меньше, а притекали оттуда. Снижение подоходного налога с бизнесов до такого уровня поможет международной налоговой реформе, ведь сегодня Америка единственная среди развитых стран, где бизнес платит налоги с дохода, полученного где угодно, даже если этот зарубежный доход уже был обложен местным налогом. В большинстве стран действует территориальная налоговая система, а у нас часто получается, что компании с предприятиями за границей платят двойной налог, даже если заграничные налоги вычитаются из американских. При планке в 15% двойное налогообложение в большинстве случаев будет сведено к нулю.

Важно и то, подчеркивает Гровер Норквист, что, по «Кодексу роста» Джима Гилмора, инвестиции в бизнесы переместятся из нынешней «системы амортизации» в более разумную «систему полных расходов», когда все инвестиции вычитаются из налогов за год полученных доходов.

«Это не только выдержит испытание на здравый смысл, по которому то, что вы потратили за год, может быть списано с налогов того же года, — написал Норквист в газете Washington Times, — но и даст фантастический рост».

При «системе полных расходов» инвестиции в бизнесы были бы наравне с другими обычными и необходимыми расходами, а налоговые требования больше не утверждали бы, что зарплату или стоимость карандаша можно списать в том же году, но стоимость компьютера за 5 лет, а офисного здания за 39 лет. Можно ожидать, считает Гровер Норквист, что это возродит инвестиции в основной капитал — зародыш потенциального роста экономики.

Автор «Кодекса роста» в бытность губернатором снижал налоги у себя в Вирджинии и остался бы на второй срок, но это запрещено конституцией штата.

Нельзя сказать, что другие, более популярные претенденты-республиканцы обходят тему налоговой реформы стороной. Бывший флоридский губернатор Джеб Буш вкратце изложил свой план 9 августа в первых дебатах и 8 сентября повторил его в газете Wall Street Journal. Буш предлагает сделать налоговый кодекс проще и понятнее, установив три планки — в 28, 25 и 10%, прикрыть все созданные лоббистами лазейки и гарантировать, что этот кодекс не повредит конкурентоспособности США за рубежом.

Отвечая Джебу Бушу, по плану которого экономика США должна вырасти на 4%, бывший арканзасский губернатор Майк Хаккаби 13 августа заявил, что по его плану «Справедливого налога» (Fair Tax) экономика вырастет на 6% или даже больше. «Гарантирую, — сказал Хаккаби, опять же не вдаваясь в детали, — что мы подстегнем экономику, если вернуть в эту страну 11 триллионов долларов работающего капитала».

Tax reform magically transforming the U.S. economy.
Tax reform magically transforming the U.S. economy.

Претендент Тед Круз 29 июля выступил в сенатском юридическом подкомитете, где расследовалась неблаговидная роль федеральной налоговой службы IRS в преследовании консервативных групп, и предложил вообще упразднить это ведомство.

«Если IRS стала политическим рычагом Национального комитета Демократической партии, — заявил техасский сенатор Круз, — то не может быть аргумента сильнее для ликвидации IRS в ее нынешнем виде, чтобы администрация, будь то демократы или республиканцы, могла использовать для преследования политических противников».

В подробности, как жить без IRS, Круз не вдавался, обещая сделать это позже, но в интервью газете Washington Examiner в конце апреля пояснил, что подсчет и сбор федеральных налогов хорошо бы доверить намного меньшему отделу министерства финансов. Он также заявил, что замена нынешнего налогового кодекса простым «плоским», то есть единым налогом сделает такую бюрократическую громаду, как IRS, архаичной и ненужной.

Рэнд Пол, сенатор от штата Кентукки, предлагает ввести единый подоходный налог в 14,5%. Через три дня после первых дебатов претендентов-республиканцев Пол опроверг мысль, будто его план создания «единого и справедливого налога» увеличит неравенство в доходах.

Флоридский сенатор Марко Рубио предлагает две планки налогов — в 15% и 35% — верхнюю для одиночек с годовым доходом выше 75 тысяч долларов и для семей с доходом вдвое больше.

В отличие от республиканцев, сенатор-демократ Берни Сандерс, который социалистическим популизмом мутит воду в электорате своей партии почище капиталиста Трампа в своей, предложил поднять налог на передачу имущества по наследству до 65%, а сумму, подлежащую освобождению от этого налога, снизить до 3,5 млн долларов.

Ведущий претендент демократов Хиллари Клинтон о конкретике своего плана обустройства налогов пока не упоминает.

В общем, если доверять Гроверу Норквисту, кролик налоговой реформы пока сидит в цилиндрах фокусников-претендентов, не считая Джима Гилмора, шансов на победу у которого чуть меньше ноля.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора