Опыт самоанализа русского еврея

Социологам известна предельная продолжительность жизни обычного народа. Это тысяча — максимум полторы тысячи лет. К концу своего существования народ дряхлеет, теряет энергию и растворяется в других народах. Евреи — исключение. И наша жизненность, если не вдаваться в мистические причины, должна иметь естественный механизм. Сам этот механизм может иметь мистические причины.

Мне представляется, что история евреев состоит из истории разных народов, последовательно перетекающих один в другой. Некоторые свойства предыдущего «новые» евреи сохраняют, но большинство отличны. Постоянны — общие предки и основы веры. Отличны — язык, территория обитания, окружение, культура и определяемые всем этим национальный характер и внешний облик.
Моментом рождения евреев стало событие расступления Красного моря и выход нас на свободу меж застывших родовых вод. Языками возникшего народа оказались египетский и сохранившийся от семьи Яакова иврит. Территория обитания — Синайская пустыня. Характер — вынесенные из Египта рабская пассивность и постоянное нытьё. Возраст жизни этого народа — 40 лет.
В Землю Израиля вступил уже другой народ. Его языком был иврит. Характер — активный и крайне воинственный. Следующие 15 веков наша история — это история могучего народа с великими царями Давидом и Соломоном, с пророками, написавшими священные книги, народа, создавшего Библию — основу духовности человечества.
За эти 15 веков евреи пустили ростки по всему миру. После завоевания ассирийцами Северного царства евреев в изгнание ушли десять колен Израилевых. После разрушения Первого иерусалимского Храма Навуходоносором возникла большая вавилонская община евреев. В разные моменты появились йеменская община, эфиопская, грузинская, бухарская. Из истории возникновения ислама узнаём о многочисленных еврейских общинах Аравии. Коран, наполненный персонажами Танаха, неграмотному Мухаммеду определённо напели евреи. В античном Риме, сообщает Иосиф Флавий, 100 тысяч евреев молились в 150 синагогах. Возникли общины и на Иберийском полуострове. Всё это множество имело общие генетические корни, одну религию и иврит как язык для богослужения. Но всё остальное — стиль жизни, традиции, повседневные языки — различалось. У евреев, живших в песках среди кочевников, сложился характер, отличный от евреев, живших среди лесов, полей и крестьян.
В I–II веках нашей эры еврейская община в Земле Израиля была разрушена. Закончилась история народа, жившего там. Когда в 1267 году Нахманид вынужден был бежать из Испании в Иерусалим, он не нашёл там девяти мужчин-евреев для миньяна.
Историк и раввин Берел Вайн считает, что евреи-ашкеназы (что значит «немецкие») возникли из добравшихся до Германии вавилонских евреев. По другой версии, ими стали евреи, переселившиеся на север из Рима. Группа родоначальников была мала — генетики утверждают, что все ашкеназы произошли от четырёх женщин. Языком нового народа стал диалект немецкого — идиш. Примерно полтора столетия назад на территории России из ашкеназов родился ещё один народ — русские евреи.
Эти евреи сильно отличаются от всех существовавших в истории еврейских народов. Впервые со времени расступления Красного моря возникла в основном секулярная еврейская общность. Вернее — секулярной она стала вскоре после появления.
В 1906 году в Москве открылась первая синагога. Но к тому времени религией большой части возникшего народа уже стал марксизм. Половина российского еврейства в те годы эмигрировала в США, принеся с собой в Новый Свет атеизм и марксизм. Нынешний кандидат в президенты США Берни Сандерс как бы перешагнул в наши дни из существовавшей столетие назад в России еврейской социалистической партии «Бунд».
Атеизм большой части русских евреев дополнялся экстремизмом. Возможно, проявлялись гены сикариев — «кинжальщиков», сыгравших значительную роль в саморазрушении в древности Иудейского царства. В России евреи были заметны среди разрушивших империю эсеров, анархистов, меньшевиков и большевиков.
С момента своего возникновения русские евреи подпали под очарование русского языка. Апостолами для них стали Пушкин, Лев Толстой, Достоевский. Только появившись, русские евреи уже в конце XIX века дали российской словесности двух значительных поэтов: Семёна Надсона и Афанасия Фета.
Надсон безрадостно признался: «Я к вам таю любовь сыновью, // И в час уныний, в час скорбей // Я чувствую, что я еврей!» Фет, к счастью, ничего о евреях не написал. Всю жизнь он страдал антисемитизмом, пока на склоне дней не узнал, что его мать — еврейка.
Лучшие русские поэты ХХ века — в основном евреи. Двое из самых знаменитых — Пастернак и Бродский — получили Нобелевские премии, а третий — Мандельштам — вместо неё получил ГУЛАГ. И самые читаемые сегодняшние российские поэты — Игорь Губерман, Игорь Иртеньев и Дмитрий Быков — все трое евреи.
Дорого сердцу русских евреев и прозаическое русское слово. Лучший русский роман ХХ века написал Василий Гроссман. Популярные писатели у моего поколения Гладилин, Трифонов, Аксёнов, Владимов, Войнович имели матерей евреек. При этом еврейская тема почти отсутствует в творчестве всех названных.
Образ русской природы в живописи поэтичнее всех выразил Исаак Левитан, а образ города — белорусского Витебска — Марк Шагал. Русские евреи стали лучшими музыкантами и шахматистами века. Замечательно самореализовывались мы также в науке и в математике.
Но всё это роскошество продолжалось всего 2–3 поколения. Редкий народ рождался, бурно расцветал и исчезал так стремительно, как русское еврейство. Появившись как бунтари марксисты, бакунинцы, нечаевцы, после 1917 года — убеждённые коммунисты, политически активные евреи дожили лишь до 1937 года. А после «борьбы с космополитами» конца 40-х — начала 50-х не отвергли коммунистической идеологии только самые замшелые евреи. В 60-е годы мы уже стали диссидентами. И эти метаморфозы — на протяжении всего двух поколений! Максим Литвинов был министром иностранных дел у Сталина, а его сын Павел в 1968-м, протестуя против оккупации Советами Чехословакии, вывел на Красную площадь демонстрацию. Маршал Иона Якир до 1937 года командовал Киевским военным округом, а его сын Пётр в 60-е стал одним из создателей диссидентского движения.
После Шестидневной войны 1967 года у русских евреев стало расти страстное стремление исчезнуть, эмигрировав из России. К середине 90-х годов около двух с половиной миллионов реализовали это стремление, разделившись на два основных рукава: американский и израильский. В России осталось менее 200 тысяч евреев — 6–7% от нашей численности до прорыва.
У российских и американских нерелигиозных русских евреев — общая судьба. Это — ассимиляция. Даже срок в два поколения для этого звучит излишне оптимистично. Я слышал от израильского раввина, проработавшего какое-то время в московской иешиве, что ученики с еврейскими фамилиями там были почти всегда галахически русскими, а ученики с русскими фамилиями — галахическими евреями. Это означает, что почти все они были из смешанных семей. У американских неортодоксальных евреев количество смешанных браков превышает в последние годы 80%.
Вывод из этого: вскоре исчезнут как народ все русские евреи. А евреями останется только та наша часть, которая репатриировалась в Израиль и влилась в недавно родившийся народ израильтян. В Америке секулярные русские евреи не имеют будущности ни как русские, ни как евреи. Их дети мигом становятся американцами, а супругов себе берут из неевреев.
В России потомкам евреев, таким как Михаил Ходорковский, будут всегда поминать их еврейские корни, хотя, как в случае миллиардера, имеющего только одного дедушку еврея и ничего еврейского во взглядах, это будет объясняться скорее традиционным российским антисемитизмом.
Важна судьба русских евреев в Израиле. Они принесли в народ, в который влились, научные, культурные и мировоззренческие достижения русского еврейства. Министр образования Израиля Нафтали Беннет сказал в недавнем интервью: «Вся сегодняшняя наука, весь сегодняшний израильский хай-тек базируются… на волне репатриации из бывшего СССР, которая разом принесла в Израиль огромное число талантливых инженеров». Русские евреи принесли и обретённое в России с кровью отвержение химеры социализма, которая, как тяжёлая болезнь, томит многих евреев Израиля и США. В результате алии из России израильское общество в целом сдвинулось вправо.

Митинг евреев-отказников в СССР
Митинг евреев-отказников в СССР

Наиболее динамичные и интеллектуальные из русских евреев вернулись в Израиле к иудаизму. Но, судя по дискуссиям на русскоязычных израильских сайтах, самые горячие эмоции и у не самых динамичных и интеллектуальных русских евреев, ставших израильтянами, вызывают галахические и мировоззренческие проблемы иудаизма, такие как гиюр, соблюдение шаббата и кашрута.
Таким образом, мы имеет уникальный сюжет национальной динамики евреев. 18–28 столетий назад мощный ивритоязычный народ с древней религией, имевший два государства в Земле Израиля, распался на многие народы, жившие на разных континентах — с разными языками, разными традициями, но с одной верой. Тысячелетия спустя все эти народы, как и было предсказано в Танахе, вновь слились в Земле Израиля в один, то ли уже существовавший в том же месте две тысячи лет назад, то ли новый, но с теми же характеристиками, с теми же предками, восстановив не бывший в употреблении всё это время иврит. Каждый еврейский народ, отколовшийся от общего ствола в древности или возникший из тех, старых народов позже, вернулся, неся с собой то ценное, что приобрёл за века рассеяния.
Один из самых молодых народов мира, русские евреи, внесли в воскресающий народ сперва, в начале ХХ века, свои духовные искания из России — толстовство, марксизм в его меньшевистской версии, активность и воинственность Трумпельдорфа и Жаботинского, а потом, с волной семидесятых-восьмидесятых-девяностых — духовные достижения советского периода — стремление к образованию и высокую культуру.
Русское еврейство после недолгой, бурной, периодами трагической истории умерло, чтобы возродиться важной компонентой возродившегося еврейского народа Израиля. Это ли не драма космического масштаба?

Книги Бориса Гулько

Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. Стоимость $26, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея

Избранные эссе с начала тысячелетия до 2012 года. 269 страниц. Стоимость $20, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com.
Книги продаются также на Amazon и Amazon Europe.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 3,57 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

29 комментариев к “Опыт самоанализа русского еврея

  1. Борис Гулько начинает свою статью: » Социологам известна предельная продолжительность жизни обычного народа. Это тысяча — максимум полторы тысячи лет. К концу своего существования народ дряхлеет, теряет энергию и растворяется в других народах. Евреи — исключение». Видимо Гулько забыл про греков, египтян, китайцев, японцев и других. Тора — очень умная книга, но это не учебник истории. Или другой перл Бориса Гулько: «В 1906 году в Москве открылась первая синагога. Но к тому времени религией большой части возникшего народа уже стал марксизм». На основании каких социологических исследований Гулько несет такую чушь? Как великий знаток истории Гулько вещает: «Появившись как бунтари, марксисты, бакунинцы, нечаевцы, после 1917 года — убеждённые коммунисты, политически активные евреи дожили лишь до 1937 года». Интересно, знает ли Гулько численность живших тогда в СССР евреев, количество политически активных евреев и число расстрелянных по политическим мотивам евреев к 1937 году? Уверен, что документов не видал, иначе бы не писал эту чушь, тем более, что «Большой террор» длился два года. Далее Гулько измышляет: «А после «борьбы с космополитами» конца 40-х — начала 50-х не отвергли коммунистической идеологии только самые замшелые евреи». Может ли Гулько указать на основании каких документов он пришел к таким выводам? Или Гулько несет еще и такой бред: «В 60-е годы мы уже стали диссидентами». Неужели Гулько на основании неких документов выяснил, какое число евреев из общего количества проживавших в СССР евреев были диссидентами? Если он владеет такими материалами хотя бы по Москве, пусть подскажет, а заодно подскажет, в каких научных изысканиях он выяснил количество евреев-диссидентов в провинции. Элементарная чистоплотность любого автора — это узнать годы жизни упоминаемых им людей. Если бы Гулько это делал, то не назвал бы Павла Литвинова сыном наркома Литвинова. В действительности, Павел — внук наркома, а в той демонстрации приняло участие всего семь человек. Или Гулько пишет: «С момента своего возникновения русские евреи подпали под очарование русского языка». А как насчет испанских, польских, английских, американских или китайских евреев? Неужто Гейне, Пруст и многие другие евреи не «очаровались» языками стран проживания? И так далее, и тому подобное. Борис Гулько строчит и публикует обширные статьи еженедельно и для «Еврейского мира», и для…. Не пора ли добросовестней относится к своему журналистскому творчеству? Я еще настолько бестолковой статьи у Бориса Гулько не читал.

  2. Согласен с Вами, Виктор. Такой трактовки истории народов, в том числе еврейского, никогда не встречал. Прокол на проколе
    И китайцы — древнейший народ, и армяне, и иранцы
    Первая синагога в Москве в 1906? Что это? Иудаизм на Руси появился раньше православия.
    И евреи СССР не бежали от антисемитизма, а «хотели исчезнуть, а весь народ стал диссидентами» Ну и перл.
    И, конечно, старая ортодоксальная чушь, что неортодоксальные евреи ассимилируются скорее. В доказательство приводятся данные, придуманные самими ортодоксами. Сколько ортодоксов покидают ортодоксальную общину — данных нет, но по факту- большое число. Наши дети в Америке становятся американскими евреями.
    Да и все остальное — даже обсуждать не хочется

  3. Г-н Гулько, не корректная основная мысль статьи — «еврейский народ периодически исчезал», и является причиной таких первых комментариев.
    Обязан напомнить, что ни Вико, ни Кант, ни Тойнби, да и никто другой, из известных мне философов и политиков, тот же Дизраэли, никогда не рассматривали наш народ, как периодически исчезающий.
    Скорее уместна аналогия с Фениксом.
    А базой, обеспечившей непрерывность существования нашего народа является ТаНаХ.
    Что же касается остальных народов, признаваемых за столь же древние, оно справедливо только в отношении китатйцев.
    Только они, так же, как и евреи, сохранили НЕПРЕРЫВНОСТЬ национальной генетики и ментальности!
    Современные, скажем, египтяне, или греки, НЕ имеют ничего общего с ментальностью древних жителей Та Кем, или Эллады. Ни с их моралью, и взглядами.

  4. Эдмунду Сарно: Вы цитируете неизвестно кого: «еврейский народ периодически исчезал». У меня в тексте этого нет. Я использую выражение «перетекал один в другой». Конечно, тут могут быть различия в определениях. Вы используете такое: «НЕПРЕРЫВНОСТЬ национальной генетики и ментальности». Используя его, можно признать, что ментальность рабов и свободных людей, говорящих на разных языках,,, далее, по моей статье — разные народы, связанные общими предками и религией. Генетика сефардов и ашкиназов сегодня заметно разнится. Сильно различается средний показатель интеллекта. Но если использовать как определение единого народа — только общих предков и религию, то мою мысль нужно будет выражать как-то по иному.
    Другим комментаторам пожелаю в наступившем 5776 году усвоить истину, что ваше мнение при всей его мудрости может оказаться не единственным возможным. И, если вы хотите обсудить его с автором статьи, с которой вы не согласны, важно овладеть минимальной вежливостью. По этой причине не могу ответить на возражения Виктора Снитковского. Анатолию Стеклову посоветую сосредоточиться на чтении справочников и статистических таблиц, в крайнем случае энциклопедий. Тексты, содержащие мнения и наблюдения — не для его метода восприятия мира.

    1. Уважаемый Борис Гулько. Именно потому, что я хорошо владею темой, а не пишу с потолка, ответил Вам, что приведенные вами «факты» — это плод вашего восприятия истории , в лучшем случае. Любой может заявить, читайте мою энциклопедию или мои статистические данные. Кроме того, все статистические данные — это не законченный вывод, а материал для поиска истины.
      По поводу вежливости, якобы присущей вашим ответам. Не вижу разницы в уровне вежливости, когда вам говорят: чушь, а Вы в ответ говорите якобы вежливо: читайте энциклопедию.
      Можно оскорблять и вежливо тоже.
      Я вам писал уже, что ортодоксальная точка зрения для меня некорректна по определению, т.к. это не историческая, а религиозная точка зрения.
      В вашей статье смешались в кучу кони, люди и т.д. Не возможно даже выстроить четкую линию отрицания.

  5. Г-н Гулько, я совершенно сознательно инспирировал другое прочтение Вашего тезиса, что дало мне возможность снова обратить внимание на факт исторической непрерывности ментальности нашего народа.
    ВСЕ народы куда-то «перетекали». Вот, квириты «перетекли» в Древних Римлян. Потом в итальянцев. Но, что общего в качестве и ментальности, между древними римлянами, и итальянцами — «героями абиссинской компании»?
    С евреями абсолютно всё иначе. Также, как и с китайцами. Только те помоложе.
    Касательно различий между сефардами и ашкеназами — гаплотип Коэна есть и тех и у других, а это главное. ТаНаХ также одинаков.
    Мы, за эти тысячелетия, НЕ сменили — ни религии, ни языка. Не потеряли преемственности исторической памяти. Что и возмущало и Вико, и Канта, и Тойнби.
    Ну, добавлять что-либо, по грекам и египтянам, для Вас не зачем, а остальные могут и обойтись.

  6. Эдмонду Сарно: Вы пишете по-русски — «НЕ сменили — ни религии, ни языка». Если бы Вы написали это на иврите — языке новых, как и древних евреев — я бы Вас, увы, не понял. Как не понял бы и на идише.
    Национальный характер решительных израильских евреев, к счастью, сильно отличен от пассивных европейских времени Холокоста. Заметнее всего различие в характерах различных евреев было при образовании Израиля. Африканские сефарды имели иной национальный характер, традиции и язык, чем создававшие страну ашкеназы.
    Даже одно поколение, отделяющее американских евреев от прибывших в США русских делает трудным для нас понимание многих черт американских евреев. Почему для них так важен социализм? В чём причина привязанности к дем-партии? Почему они все голосуют за Обаму? Похоже — мы — с разных планет.

    1. Цитирую Гулько
      «Даже одно поколение, отделяющее американских евреев от прибывших в США русских делает трудным для нас понимание многих черт американских евреев. Почему для них так важен социализм? В чём причина привязанности к дем-партии? Почему они все голосуют за Обаму? Похоже — мы — с разных планет».
      Откуда вы взяли это? Американские евреи 100% против социализма. Обама — плох, но не социалист
      Я уже раньше отвечал, что американские евреи почти всегда будут за Демократическую партию потому, что они и есть основа и костяк этой партии, потому что демократическая партия из Нью-Йорка, Бостона, Кливленда, Чикаго, Майями, Филадельфии, Лос Анжелеса — места еврейского проживания. В отличие от республиканцев Техаса, Алабамы, Луизианы, Джорджии, Миссисипи. Республиканская партия еще недавно антисемитская партия ВАСПов, к которым евреи не принадлежат. Потому. что объединившись с черными, евреи -демократы победили республиканцев и заняли достойное положение. Потому что, как только расизм в Америке победит, евреям не сдобровать. А русскоязычные наши евреи вдруг решили, что они республиканцы, великие капиталисты, расисты. Голосуют за демократов евреи потому, что, как и все люди, прежде всего голосуют за внутренние проблемы, здравоохранение, образование, социальная помощь, жилье, а не за внешние проблемы.
      В том то и проблема, Борис Гулько, что в справочниках этого не прочесть. Говорите с людьми, и вы все поймете.

      На будущих выборах евреи, в том числе и наши будут голосовать за республиканцев, потому что они сегодня за Израиль, что правильно

  7. Г-н Гулько, недавно, на другой теме, я уже писал о том, что ментальность еврея, выехавшего даже из СНГ, в случае отсутствия клинической предрасположенности к социализму, после проживания в Израиле хотя бы лет пяти, начинает существенно меняться. На мой взгляд, в лучшую сторону.
    Что же говорить о разнице, в силу этого, между ментальностью евреев рассеяния — в той же Германии, или США, и Израиля. Она безусловна. Чем дальше, тем больше евреи Израиля будут находить всё меньше причин обнаруживать свою тождественность.
    Знаете, за 11 лет своей жизни в стране, я достаточно убедился, что реализм нашего населения существенно вырос.
    А вот о евреях США, или Германии, тоже по наблюдениям, и по статистическим основаниям, я этого сказать не могу.

  8. Эдмонд Сарно, потому-то я и сделал в эссе оптимистично-пессимистичный вывод, что будущее — за евреями Израиля, а все другие разновидности евреев в течении одного-двух поколений растают. Это такое замыкание круга истории.

    1. Особо надо отметить выражение: «оптимистично-пессимистичный вывод» Высокая, знаете, литература…

  9. На другом сайте, при обсуждении этой статьи, я написала:

    Если считать, что это самоанализ русского еврея Б. Гулько, то сойдет. Его личное дело. Но обобщать не следует.

    1. Ривка, почему не следует обобщать? Объясните.

  10. Ну, разное. Про грубейшие ошибки тут и без меня достаточно сказано. Но я не об этом. Не люблю, когда избыточно и необоснованно «мыкают».

    К примеру: «В 60-е годы МЫ уже стали диссидентами».

    ВЫ, может, и стали, а МЫ — не стали.
    Вы, ведь, если вам верить, написали «Опыт самоанализа русскоГО евреЯ» — в единственном числе!

    То есть имели в виду — вот я, Б.Г. как часть моего народа. А по тексту: вот он, мой народ, как мое отражение. «Ух ты, ах ты! Все мы диссиденты!»

    А куда деваться мне, русской еврейке (по родному языку), никогда в России, как и мои предки, не жившей? Судя по вашей классификации? С любовью к русской культуре, которой никогда особо не испытывала? Если бы не это ваше «мыкание», то и ладно. Есть Б.Г., у него вот такое бытие, которое определило его сознание. И есть Р.Л. — у нее другое бытие, и, соответственно, другое сознание. А общего что? Ашкеназийская генетика и насильно впиндюренный в мозги империей русский язык. И больше ничего. А в остальном — мы очень разные. И часть того, что вы считаете достоинствами, я отношу к недостаткам. Возможно, и наоборот.

    Поэтому, в отличие от других ваших статей, считаю эту бездарной и плохой.

    1. К Вашему комментарию, уважаемая Ривка, добавить нечего. Так и есть
      Шона Това

    2. Ривка, Вы меня заинтриговали. Русская еврейка, которая, как и её предки, никогда в России не жила, по моим представлениям, русской еврейкой не является. Я надеялся на читателя, который догадается, что, когда я говорю «мы», имеется в виду «многие», но не все. В 60-ые в Москве, где жил я, евреи стали читать самиздат, слушать западную музыку и западное радио и не верить советской пропаганде. Наверное, не все. Если у Вас не в России такого не было, то это только подтверждает мой пойнт, что Вы — не русская еврейка.
      Но то, что моя колонка задела Вас и привела Вас с одного сайта на другой, чтобы возразить мне, показывает, что она не бездарна.

      1. Видите, в чем бездарность: вы имели в виду написать одно, а написали другое. Если бы я увидела в заголовке «московского» вместо «русского», я бы и читать не стала. И здесь, оказывается, натянутое обобщение.

        Но я в смятении. Почти семь десятков лет считала себя русской еврейкой. Ан, нет!
        Хорошо, что хоть израильская.

        А, может, я тоже диссидентка. И мы читали «самиздат», даже перепечатывали в нашем закрытом учреждении. И брат мой Рувка Миллер еще в школе, в 50-е годы, перематывал приемники, чтобы лучше ловились ВВС и Голос Америки. А уж, Цейлон! Каждый вечер, с 19-00 до 22-00 на стандартном 31 м — джазовая передача. Рувка с Яшкой всю классику джаза записали.

        Что же касается моего «перехода» на Еврейский Мир, то мне здесь как-то уютней, и толпы нет такой большой.

  11. Ривка, Вы непоследовательны. Вы несогласны, что евреи с 60-х становились диссидентами, но пишите, что ещё с 50-х слушали ВВС и Голос Америки. А это уже диссидентство.
    Мне кажется, что нерусскость Вашего еврейства выдаёт использование Вами русского языка. Бездарная — говорит об авторе статьи, а не о статье. Та может быть скучной, глупой, неправильной, но бездарная — значит написанная бездарным человеком. Но мне кажется, что Вы имеете в виду нечто иное. Фраза: «в отличие от других ваших статей, считаю эту бездарной» показывает это. Или все статьи бездарны, или эта Вам уж очень не понравилась.

    1. Борис, что есть диссиданс, а что — нет, рещали специалисты.

      К примеру. «Денисыча» сначала не хотели печатать. Потом, пробивши и напечатав, стали насаждать. Сам Никита занимался пиаром шедевра. Потом — переворот, «Денисыча» изымают, и читателей обращают в диссидентов.

      Вряд ли записывание Эллингтона с эфира относилось к диссидансу. Радио орало при этом на всю улицу. И ничего! Пластинки с его джазом продавали в 30-е годы. Потом снова выпустили и продавали в 70-е. Я даже захватила его концерт в Питере. И это — диссиданс?

      В Ташкенте на концерте джаза Гудмена было полно гэбухи (https://erushalmy.wordpress.com/2014/02/05/miller_il_0612/). Но при чем здесь диссиданс? Или в постсоветское время это слово настолько девальвировалось, что любой не вполне совок, вам видится за диссидента?

      Ну, а насчет бездарной статьи? Что ж? И на старуху, как говорится, бывает проруха…

      1. Я так и не понял — жили Вы в России? Не жили? Было время, когда за узкие брюки выгоняли из институтов. Это звалось «Стиляги». Так что узкие брюки уже были вызовом системы. Или танец рок-н-рол. Дюк Эллингтон был кумиром стиляг. Джаз переписывали на рентгеновских снимках. Танцы под такую музыку назывались, кажется, «танцы на костях». Существовала частушка — может быть — из «Правды»: «Сегодня он танцует джаз, а завтра родину продаст». Но это — конец 50-ых.
        В 60-е появился самиздат. За это уже сажали в тюрьму.

        1. За самиздат не сажали в тюрьму. Самиздат издавали от силы 20-30 человек. Их преследовали. Читателей самиздата в тюрьму не сажали. Сам читал и другим передавал «Ивана Денисовича». Диссидентом никогда не был, отказником — да. С некоторыми диссидентами был лично знаком. Сильные люди.
          Стиляги не были противниками режима. Это режим был их противником. Помню в 1967 году за длинные волосы мне сказали, что такие, как я, совершили переворот в Чехословакии. Был я тогда в 7-м классе.

      2. Ривка! Борис Гулько хорошо пишет о шахматах и своих страданиях «вокруг» желания выехать из СССР. В остальном он невежественен, даже не знает, что на русском языке называется «диссидентом». сам он был «еврейским отказником», но никем более. Да и Тору он знает на уровне ученика первого года обучения. Если Вы бы посмотрели передачи на религиозные темы раввина Лька Кацина с участием Бориса Гулько, то увидели бы, что наш талантливый шахмаст — не освоил даже программу двуклассного хедера — болтает что-то по верхушкам, но, в основном, гнилушки.

  12. Повторяю для непонятливых. НЕ ЖИЛА Я В РОССИИ!

    Когда я училась в универе, за узкие брюки не выгоняли.

    Уже тогда поняли, что это никакой не вызов системе. Году к 1960-му, если не раньше. А сегодня 2015-й, и прошло больше полувека, чтобы это понять.

    А вам известно много роков Дюка Эллингтона?

    Технология писания на костях существовала в мое время. Дисками торговали на базаре. Но мое поколение предпочитало магнитофоны. Кстати: мое — это ваше. Мы-ровесники.

    Но все равно не понимаю, причем здесь диссиданс? Ведь никкаких политических и даже экономических требований мы не выдвигали. Жили, как могли. Это я «мыкаю» насчет своего окружения. Про вас не знаю. Вы — человек публичный. И, соответственно — штучный. Поэтому, повторяю, ваши обобщения «от себя» могут быть искаженными.

    Вот, скажем, я, простая советская (как до сего дня полагала — «русская») еврейка, через задний кирильцо и за переплату купила английские туфли или чешскую спальню. И — счастлива! А что там делает эта «лазике мелиха» — меня не интересует. Лишь бы не было войны.

    Поэтому меня и коробит от того, что вы меня стрижете под одну гребенку с собой.

    Я не интересуюсь шахматами, но могу представить себе, что вам пришлось, быть может, подиссидентствовать из-за того, что вы, еврей играли лучше, чем какой-то Вася Иванов, а ОНИ добивались того, чтобы вы ему проигрывали?

    НО ведь, большинство евреев жило не так, а в рамках многвековых галутных навыков: преуспевать, не высовываясь или позорно ассимилируясь.

    Мне кажется, я вам все разъяснила о своей позиции. Шабат шалом!

  13. Яков, читатели, наоборот, разочаровали. В теории, которую я предложил, есть спорное место: как вы определите народ? Если по религии (иудеи = евреи), то нужно в один народ записать православных русских и греков. Нужны ещё общие предки. Но если иные язык, территория, традиции, история, культура, даже внешность?
    С кем это было обсуждать: с окончившим два класса хедера Снитковским? С занудой Стекловым (источники давай!) Да и Вы… Тут кроме «чушь» ничего не услышишь. Мыслей длиннее не выдают.

    1. Борис , меня на этом сайте уже называли гоем, фашистом, бандеровцем,. Сарно говорит, что я вру, когда ему нечем возразить. Занудой Вы первый. За что?
      Виктор Снитковский — уважаемый человек. И все остальные тоже. Израильтяне , хоть и грамотные, но хамоватее. Ну, это известный факт. В Израиле даже открывали курсы вежливости для выезжающих туристами. Не помогло. Видимо , климат — хамсин
      Я кстати не считаю, что иудеи = евреи. Сейчас да, в будущем, если откроем двери- о чем я говорю непрестанно, — нет. Чем больше народов перейдет в иудаизм , тем лучше. Сегодня и вчера евреи = иудеи. Иудеи различались не национальностью, а коленами. Евреи — это одно из колен. Иудеи хазары не были евреями, но братьями нашими.
      В защиту Бориса Гулько. Близко дружу с Чемпионами Америки по 100 клеточным шашкам Александром Рудницким и Александром Могилянским. Оба гроссмейстеры.
      Утверждаю, у шахматно- шашечных гроссмейстеров особый образ мышления. Гроссмейстер Борис Гулько имеет право на особое мнение.
      Борис, примите мое почтение вам

      1. Анатолий! Борис Гулько, действительно, имеет право на особое мнение. Но если в случае данной статьи мнение Гулько не-ве-жест-ве-нное, то ему следует извиниться. Но он этого, увы, не понимает. У шахматистов, чаще всего, тяжёлый характер, и Гулько в этом плане не исключение. Шахматный ум порою бывает, как флюс. Увы, это далеко не первая статья, в которой Гулько несет околесицу. Пора бы и чуть призадуматься, если в мозгу есть не только шахматные извилины.

    1. Александр, по-моему, Вы ещё ничего не писали. Ещё есть шанс.

  14. Господа юзеры, выразив своё не согласие с позицией г-на Гулько изложенной в этой статье я, тем не менее, не собираюсь быть соучастником невежества, и открытого хамства, проявленного достаточно большим количеством комментаторов, так и не понявших, в чём собственно г-н Гулько, на мой взгляд, ошибается.
    Ну, Б-г с ними.
    Важно другое — значительная часть просто не понимает, в силу того, что, как заявлял ряд из их — «не читал, и читать НЕ буду».
    А это твёрдая гарантия, г-н Гулько, что они так и будут НЕ понимать, о чём Вы пишите.
    ———————————————————————————————————————————-
    Касательно ваших заявлений, г-н Стеклов, что я пишу бездоказательно, что вы лжёте, это просто ложь — я всегда конкретно показываю, как вашу недостаточную информированность в подавляющем большинстве затрагиваемых тем, так в откровенности вашей работы, направленной на прямую дискредитацию Иудаизма, когда вы предлагаете навязывать его принятия людям ПОД УГРОЗОЙ!

    Думаю, это вполне достаточное подтверждение того, что вы просто маскируетесь под верующего еврея.
    Еврей — иудей, НИКОГДА до такого бредового предложения не сможет докатиться.

Обсуждение закрыто.