Юрий Моор-Мурадов
В последнее время мне часто попадаются на глаза граффити на иврите. Это одна и та же фраза, которую немного вольно, но по сути совершенно точно можно перевести так:
«Какого хрена я пошел служить?» («Лама итгаясти?» — на языке библии).
У этого еврейского «лама» — сакральный шлейф. Помните, Иисус Христос (согласно евангельской традиции) воскликнул перед самой смертью: «Лама?!» — «Почему?».
Видимо, это воспитанники той «учихи», которая подписалась под призванием не служить в ЦАХАЛе. Теперь, когда ее за заслуги назначили директором ашкелонской школы, эта фраза по распространенности легко побьет рекорд другого слогана — «На-Нах-Нахман ме-Умань». В особенности если к этой задаче подключатся и птенцы гнезда Герцля Шуберта, учителя, участвующего в палестинских провокациях против нашей армии.
У хасидов Бреслава вопросов нет, только восклицательные знаки. А хасидам этих отличников народного образования постараюсь ответить я.
Я сам когда-то был яростным пацифистом. Ни разу в жизни не держал в руках оружия, не стрелял ни в людей, ни в птиц, даже в небо не стрелял. Мне не пришлось служить в советской армии.
(Отступление — читать необязательно. Никакого уклонения от призыва не было. После школы я сразу поступил в университет, в те годы студентов не забирали, а в нашем вузе военной кафедры не было. Предполагалось, что отучимся и пойдем в армию. По окончании вуза меня отправили на два года работать в сельской школе. Осенью прислали повестку, постригли наголо, заставили раздеться для медкомиссии, которая признала меня годным к строевой, но военком отпустил домой: был закон, по которому учителей сельских школ не призывали. Когда вернулся в большой город, у меня уже была жена и двое детей. Армия не захотела содержать мою семью в мое отсутствие — и отчислила с «белым билетом».)
Честно — не очень огорчался. «Путешествия Гулливера» были одной из моих любимых книг. Рассказ Джоната Сфита о войне двух лилипутских племен по поводу того, с какой стороны есть вареное яйцо — с тупой или острой — убедил меня, что все в мире войны не стоят и выеденного яйца.
Я видел, что никто и ничто не угрожает моей великой родине. Я знал, что Вторая мировая война для союзников была справедливой, вынужденной: Гитлера, как изверга, нужно было остановить. Но все остальные войны второй половины 20-го века казались мне совершенно излишними. Я изучал причины их возникновения — и не видел основания для убийств, для многочисленных жертв, разрушений, людских страданий. Не оправдывали они слезы матерей на могилах павших сыновей.
За что они гибнут? За независимость? Что за чушь. По большому счету простому человеку совершенно безразлично, где именно проходит граница, какой гимн его заставят петь, что будет изображено на государственном флаге, кому платить налоги, кому в правительстве нести «бакшиш», чтобы продвинуть свое дело.
Идеологические причины? Да боже мой — из-за чего убивать-то? Будет страна в социалистическом или капиталистическом лагере — какое по большому счету это имеет значение? Нет, разница, конечно, есть, но почему простой человек должен из-за этой разницы воевать и погибать?
Я гордился своими пацифистскими взглядами, принадлежностью к передовому обществу. Пел вместе с поп и рок-певцами: MAKE LOVE, NOT WAR!
Думал:
«Все эти войны не стоят слезинки из глаз ребенка, потерявшего отца на войне, мать под артобстрелом».
Бог с ним, с прошлым, поговорим о наших днях.
Конфликт между Россией и Украиной — страшная трагедия. Но из-за чего весь сыр-бор? В составе какой страны будут эти области? Если по большому счету — какая, в принципе, разница? И в составе России, и в составе Украины население этих областей будет иметь возможность жить. Чуть хуже, чуть лучше — но будет жить. Ну, в зависимости от того, чья возьмет, зарплаты будут чуть больше или чуть меньше, пенсии там. Взятки придется давать чуть больше или чуть меньше. Ради чего погибать и убивать?
Неужели это настолько важно, какой флаг будет развеваться над горсоветом? В какой парламент будут выбирать? В любом случае там окажется глупый болтун, который пошел в политику, потому что ничем иным он заниматься не может. На каком языке говорить — это вопрос жизни и смерти? Ради этого стоит бомбить жилые кварталы и больницы? Нет, я понимаю: национальная гордость, история… Но погибать, убивать? Кто бы ни победил — массового уничтожения населения не произойдет. Поэтому я верю, что этот не имеющий глубинных причин конфликт довольно скоро затихнет. Лидеры найдут приемлемый для всех компромисс — и заживут мирно по-добрососедски два этих замечательных народа.
То же самое в отношении всех остальных нынешних конфликтов на планете — в Судане, Афганистане, Эритрее, Ираке. Какой-то выход для мирного населения найдется. Иногда будет тяжело жить при новой власти — но можно.
Не так давно видел документальные кадры того, как жили парижане под нацистским игом: ходили в кафе, гуляли под руку по бульварам, покупали цветы. Может, их национальная гордость была немного ущемлена — но ничего, французы народ привычный.
Четверть века назад, бежав от антисемитизма, я приехал в Израиль с такими вот взглядами. Ясно, что сразу же решил, что я принадлежу к миролюбивому лагерю, и насколько это будет зависеть от меня — буду способствовать скорейшему достижению мира с соседями. Буду голосовать за «правильную» партию, писать полные пацифистского пафоса статьи. Лишь бы не было войны.
Но очень скоро взгляды мои коренным образом изменились. Я понял, что Израиль — это совершенно другая история. Если и существует в мире страна, которая не только вправе, но и обязана сражаться за свою независимость и за безопасность — так это Израиль. Поскольку есть только один народ, которому не удастся мирно жить в среде других народов. Не из-за своих особенностей — из-за особого отношения к нему других народов.
Если Израиль потерпит поражение в войне — это будет конец. Никаких шансов на то, что евреям позволят жить под чьей-то властью. Никакие уступки, ограничения не помогут. В отношении евреев есть всеобщий консенсус: они — воплощение всемирного зла. Им предназначено одно: всех в море. Или в лагеря смерти. Или в газовые камеры. Для евреев есть свой эксклюзив: окончательное решение.
Евреи-пацифисты в глубине души думают:
«Ладно, не будет у нас армии — нас победят. Ну и что? Не страшно. Потеряем независимость, будет жить в качестве нацменьшинства в среде арабов-палестинцев».
На деле это означает: либо ты служишь в ЦАХАЛе, либо сюда придет ИГИЛ. Tertium non datur. Сейчас ИГИЛ изгаляется над мирным населением Ирака и Сирии. Но у тамошнего населения есть выход: они могут покориться, начнут молиться по-игиловски, и все дела. Когда эти экстремисты принялись за уничтожение яздийцев-зороастрийцев — весь мир встал на их защиту. И я не сомневаюсь, что американцы и европейцы в конце концов разделаются с ИГИЛом.
Но если ИГИЛ оккупирует Израиль, в котором к тому времени стараниями таких вот учителей-пацифистов уже распустят ЦАХАЛ, никто и пальцем ради евреев не пошевелит, глазом не моргнет. Мы это уже проходили. Они там найдут объяснение, почему уничтожают евреев — объяснят, что сами виноваты.
Времена не те, что были 80 лет назад? Да что вы говорите? Несколько месяцев назад арабские лидеры сказали госсекретарю США Джону Керри, что ИГИЛ появился из-за Израиля. Этот выдающийся государственный деятель не только не выразил возмущение этой явной ложью — он поспешил рассказать об этом журналистам в своей Америке.
Президент самой просвещенной, самой дружественной к нам державы Барак Обама в эти самые дни на глазах у всего мира без зазрения совести разыгрывает еврейскую карту: науськивает американцев на тамошних евреев из-за своих разногласий с премьер-министром Израиля по вопросу сделки с Ираном. Можете себе представить, что Обама позволит себе такое с американцами французского или немецкого происхождения, когда возникнут у него разногласия с Меркель и Олландом? Какое отношение к спору между Обамой и Нетаниягу имеют евреи–американцы в пятом поколении?
Ничего не поделаешь — нам суждено жить, не выпуская из рук меч для своей защиты. Поэтому мои дети служили в Армии обороны Израиля и ходят на «милуим» (военные сборы), не задаваясь «сакральными» вопросами. Поэтому сейчас мои старшие внуки защищают границы родины — один на севере, другая на юге.
Кое-кто из тех, кто подзуживает молодежь рисовать на стенах «Зачем я пошел в армию», тешат себя мыслью, что в случае чего они просто сбегут в более цивилизованную страну — в Европу, в Америку. Да. Там «милки» дешевле. Климат мягче.
Допустим, что сытые, довольные страны на этот раз проявят гуманность, откроют свои врата для полчищ бездомных евреев. Пришлют паромы, позволят поселиться у себя, дадут работу, будут детей учить, больных евреев лечить. Положим. Но кто лучше нас, репатриантов, знает, что на старшем поколении можно будет поставить большой крест. Они почти все там станут «навозом» — без языка, без денег. Хуже того — наши дети и внуки тоже не смогут раствориться в чужой среде.
В прежние века евреи уже перепробовали все: меняли веру, демонстрировали полную лояльность власти, геройски воевали в их армиях, вносили огромный вклад в их экономику, культуру, науку, здравоохранение. Ничего не помогло.
Положа руку на сердце: автор этих строк довольно долго был сторонником ассимиляции. В юношестве прочел у Ленина: «Решение еврейского вопроса — в ассимиляции», и поверил ему. И делал все для своей ассимиляции. Стал русским писателем (и в смысле языка, и в смысле тем, и в смысле образов). Озабочивался теми же нравственными проблемами, что и русский народ.
Ничего не помогло. При первой же передряге стали копаться в корнях, навесили ярлык, который определяет мою главную особенность: еврей. Пришлось уезжать.
Если так они относятся к «законным евреям», тем, кто жил в той стране сотни, а то и тысячи лет — то как отнесутся к орде пришельцев, которые профукали свою страну, бежали к ним на готовенькое? При любом кризисе — экономическом, политическом, при природном катаклизме — у них под рукой всегда будет главный виновный: евреи. Евреи все умные, все богатые, всюду пролезут, их полно в университетах, в СМИ, в кино, в театрах… Да вы сами все это знаете.
В славных 90-х россияне проклинали евреев за то, что они на 70 лет погрузили Россию в пучину тоталитаризма. Теперь те же евреи виноваты, что развалили прекрасный СССР.
Да будь ты гениальным музыкантом по имени Баренбойм, целуйся взасос с Арафатом и Абу-Мазеном — тебя не пустят в мусульманскую страну, потому что главная твоя особенность — ты еврей. «Габима» пыталась подольститься к британцам, повезла туда спектакль «Венецианский купец», в котором выставляют евреев в самом неприглядном свете — благородные лондонцы не приняли эту взятку, устроили пикеты у здания театра. Нас не хотят ни под каким соусом. Потому что мы все для них — исчадие ада, раковая опухоль в теле человечества, которую нужно удалить.
Кстати, российско-украинский конфликт. Кто в нем виноват? Россияне убеждены, что это все евреи манипулируют братским украинским народом. А украинцы убеждены, что в Кремле сидят марионетки, которых за ниточки дергают все те же евреи. Куда ни кинь — всюду клин.
Несколько лет назад киргизы сбросили свое коррумпированное правительство. После того, как их президент бежал, они повесили на здании парламента огромный плакат, на котором было написано, что пора кончать с засильем… правильно, евреев.
Любой народ может воспитывать подрастающее поколение в духе пацифизма, объяснять, что нет причин воевать — Израиль себе такой роскоши позволить не может. Пишу эти строки, а по радио звучит известная песня на слова Йонатана Гефена:
«Как только скажут, что началась война,
Я тут же перейду на сторону победителя».
Святая простота. Представитель любой другой нации может переметнуться к врагу. Еврей — нет. Самое большее, чего он добьется такой блистательной рокировкой — его в крематорий отправят последним, после того, как он поможет уничтожить других евреев, не перешедших на сторону врага.
На иврите статья опубликована здесь.
Источник на русском — 9 канал
В России такой лозунг популярен и отчасти правомерен ( отношение к солдату чуть лучше, чем к з\к; бесправие, неус-
тавные отношения….; насильно могут направить воевать в ДНР и ЛНР…..)
В Израиле такое может сказать только либо очень больной человек, либо, скорее всего, урод — моральный урод….