Другая Фанни Каплан

nepomАлександр Непомнящий

 

За все на евреев найдется судья.
За живость. За ум. За сутулость.
За то, что еврейка стреляла в вождя.
За то, что она промахнулась.

Игорь Губерман

У тех, кто знаком с советской историей имя Фанни Каплан чётко ассоциируется с покушением на В. Ленина, произошедшим 30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы. Нетрудно поэтому представить себе удивление, которое испытывают новые репатрианты из постсоветского пространства, оказавшись в Иерусалиме, в Хайфе или в Беер-Шеве, и услышав название «центр Фанни Каплан».

— В Израиле именем эсерки, покусившейся на Ленина назван культурный центр? —  негодуют ветераны старой закалки.

— Это, наверное, центр ворошиловских стрелков, — шутят остряки.

Нет и нет, в современном Израиле, конечно, стало значительно меньше поклонников Ленина, чем в годы возникновения государства, однако, вряд ли кому-то в голову пришло бы увековечить память Фейги Хаимовны Ройтблат-Каплан, расстрелянной без суда тремя днями позже провалившегося покушения.

На самом деле та, чьё имя стала в Израиле широко известно благодаря культурным центрам, функционирующим почти четыре десятилетия в трёх крупных городах страны, как легко догадаться не имела никакого отношения к эсерке Каплан. Создательницей этих центров была рабанит Фанни Каплан — жена главного раввина Франции Якова Каплана.

Сама рабанит Каплан вспоминала об этом так:

 

 

«Когда я осознала, как много в Эрец Исраэль детей слоняется по улицам без дела и предоставлены всем вытекающим из этого опасностям, я увидела свой долг в том, чтобы постараться изменить ситуацию…»

Вскоре энергичная рабанит сумела найти спонсоров и основать три центра, организующих и субсидирующих образовательные, культурные и спортивные программы для жителей, прежде всего детей из малообеспеченных районов: в Иерусалиме, Хайфе и Беер-Шеве. Возможно, успешное начинание могло бы продолжиться и в других городах, но в 1982 году рабанит Каплан скончалась.

Общественный цент Фанни Каплан в Беэр-Шеве. Фото Google
Общественный центр Фанни Каплан в Беэр-Шеве. Фото Google

Уже существующие проекты продолжаются и по сей день под руководством её потомков, а названия самих центров увековечили память о женщине, посвятившей последние годы своей жизни израильским подросткам из бедных кварталов.

Рассказ о «другой Фанни Каплан» был бы, пожалуй, неполон без упоминания человека с котором она прожила вместе почти шесть десятилетий — её выдающегося мужа раввина Якова Каплана.

Яков Каплан родился в Париже в 1895 году в семье иммигрантов из Латвии. Продолжая семейную традицию, он как и его дед и отец решил быть раввином. Однако начало Первой мировой войны внесло коррективы в его планы и Каплан стал пехотинцем. На самом деле, он получил предложение занять должность армейского капеллана. Это разумеется, было бы гораздо менее рискованно, чем быть простым бойцом. Но именно поэтому, Яков Каплан отказался, считая, что негоже выглядеть тем, кто  уклоняется от настоящей армейской службы. Лишь с окончанием войны, Каплан закончил обучение и получил раввинскую «смиху».

Вновь одеть форму ему пришлось уже в 1939-ом. За спасение раненного, раввин Яков Каплан даже успел получить Орден Почетного легиона. Удивительным образом, присуждение состоялось буквально за день, до принятия уже новых дискриминирующих евреев законов, лишивших их в том числе и права на награды. Коллаборационистское правительство, естественно, немедленно лишило раввина ордена, а заодно внесло в запрещенный список и его книгу «Расизм и иудаизм».

Тем не менее в годы войны раввин Каплан продолжал бороться. Он взывал к кардиналу с просьбой заступиться за депортируемых евреев, и даже попытался издать книгу «Некоторые свидетельства французских авторов об иудаизме и евреях», которую цензура, конечно, запретила.

Зимой 1943 года раввину Каплану удалось спасти и себя, и прихожан своей синагоги от неминуемой смерти совершенно чудесным образом. Однажды в разгар вечерней субботней молитвы в синагогу ворвались два молодчика, намеренных забросать толпу молящихся гранатами. Они распахнули дверь здания уже держа гранаты в руках.

И именно в это время раввин Каплан дошел до нужного места, и в соответствии с традицией обернувшись к двери призвал «невесту — субботу». Вслед за ним к входу повернулись и все молящиеся.

А растерявшиеся бандиты, увидев как толпа разом поворачивается к ним, выронили гранаты, не успев сорвать чеку, и бросились наутек….

В 1944 году французские полицейские, по приказу Гестапо задержали раввина Каплана. Удивительный человек, взывая к человеческой совести сумел уговорить полицейского и избежать ареста, внеся залог, что разумеется спасло его от передачи Гестапо и верной гибели. Вскоре, ему представился случай отблагодарить того самого полицейского, когда того арестовали власти освобожденной Франции. Именно свидетельство раввина помогло тому избежать казни.

И после войны раввин Каплан продолжил защищать евреев. Вначале 50-х ему пришлось в полной мере использовать свои обширные связи и знакомства с истеблишментом католической церкви Франции для возвращения родственникам двух еврейских детей, чьи родители погибли во время Катастрофы.

В детском приюте, куда детей спрятали от нацистов во время войны, их крестили, разумеется без ведома и разрешения родителей. А после войны спрятали от разыскивающих их родственников, чтобы не позволить им вернуться к еврейской традиции.

Со всей деликатностью, но упорно и взывая к нравственности, раввин Каплан обходил одного за другим высокопоставленных католических священников. Пока, наконец, дети не были найдены в испанском монастыре и возвращены в семью.

В 1955 году раввин Каплан стал главным раввином Франции, оставаясь на этой должности четверть века.  В 1988 году французское правительство вернуло ему отобранный нацистами Орден Почетного легиона.
Раввин Яков Каплан скончался в 1994 году, на сотом году жизни. В 2005, к ста десятилетию со дня его рождения, Франция почтила память раввина, выпустив посвященную ему марку.

Август 2015

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Непомнящий

Израиль Родился в 1972 г. в Перми. В Израиле с 1990, живёт в Герцлии. Закончил Хайфский Технологический Институт (Технион). После окончания службы в Армии Обороны Израиля, работает в сферы высоких технологий. В 1997 стал одним из инициаторов создания аналитической группы МАОФ, созданной для ознакомления русскоязычных репатриантов с платформой и позицией израильского национального лагеря по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, а также с сионистскими ценностями посредством русскоязычной прессы.
Все публикации этого автора