Маша Писецкая, пресс-секретарь Юрфорума
9 Канал
Юридическому форуму удалось вернуть из забвения имя человека, спасшего более 40 тысяч евреев, но поссорившегося с израильской социалистической верхушкой.
Вчера, 25 августа, в иерусалимском районе Писгат-Зеэв состоялась торжественная церемония открытия улицы имени Моше Крауса. На церемонии выступили мэр Иерусалима Нир Баркат, бывший глава ВВС Элиэзер Шкеди, отец которого был спасен Краусом, и д-р истории Аяла Надиви, защитившая докторскую диссертацию, посвященную роли Моше Крауса в спасении венгерского еврейства.
Более года назад юристы Форума напомнили иерусалимской мэрии, что этот житель Иерусалима спас наибольшее количество евреев за всю историю Катастрофы европейского еврейства, однако его имя не увековечено нигде. Чем же этот великий еврейский герой провинился перед историей?
В 1944 году нацистские репрессии в Венгрии усилились и начались массовые депортации евреев в Освенцим. Представитель еврейского официоза в Венгрии Моше Краус обратился к заместителю швейцарского консула в Будапеште Карлу Лютцу, представлявшему также интересы Британской короны, с просьбой заполнить как можно больше документов на эмиграцию в Палестину, имевшихся у того еще с довоенных времен. Эти документы давали евреям право считаться иностранными подданными Швейцарии и находиться под защитой нейтрального государства. Лютц, стремившийся спасти как можно больше евреев, выполнил эту просьбу.
Вначале местом выдачи спасительных документов стал «Стеклянный дом» — будапештский завод по производству стекла. Однако с усилением нацистских гонений Краус и Лютц не только выдавали евреям спасительные документы, но и поселили в этом доме несколько тысяч людей.
Постепенно евреям стали выдавать фальшивые документы и расселять их в различных «филиалах» «Стеклянного дома» — по сути, в частных домах венгров, сотрудничавших с Краусом. Группа сионистской еврейской молодежи под предводительством Крауса без устали печатала фальшивые швейцарские паспорта и, переодевшись фашистами, раздавала их евреям Будапешта на улицах.
При содействии швейцарского консульства Краусу удалось даже спасти множество евреев, уже угнанных на восток в рамках «марша смерти». Его работники ухитрялись выдавать паспорта умирающим людям прямо на ходу, после чего отвозили их обратно в Будапешт. Вся эта деятельность осуществлялась в условиях подполья и постоянной опасности для жизни Крауса, его подчиненных и добровольцев. Таким образом Краусу удалось спасти более 40 тысяч евреев. Среди спасенных Краусом евреев — столь полюбившийся израильтянам детский иллюстратор Шмуэль Кац, филантроп Франц Луи и многие другие известные евреи.
Вернувшись в Израиль, Краус, чьи идеологические убеждения шли вразрез с директивами правящей партии МАПАЙ, активно свидетельствовал против «официального» спасителя евреев Венгрии, члена партии Рудольфа Кастнера, представлявшего «Еврейское агенство» в Венгрии в годы войны. В конце концов израильский суд счел Кастнера виновным в сотрудничестве с нацистским руководством. Было доказано, что Кастнер вел переговоры с Эйхманом, был причастен к убеждениям сотен тысяч венгерских евреев сесть в поезда, отправлявшиеся в Освенцим, бросил на произвол судьбы трех израильских парашютистов (в том числе известную поэтессу Хану Сенеш), расстрелянных впоследствии нацистами, а также способствовал оправданию нацистского преступника Курта Бехера. Все это он сделал ради спасения нескольких тысяч «приближенных социалистов».
Показания, данные Краусом, способствовали серьезному урону имиджа «Еврейского агенства» и правящей партии МАПАЙ. Позже Верховный суд оправдал Кастнера, было решено, что «судить его будет история». Заметим, однако, что решение Верховного суда было принято до показаний, полученных в 1960 году от Эйхмана относительно роли Кастнера в уничтожении венгерского еврейства.
Перед Моше Краусом закрылись все возможности карьерного роста, его имя не попало ни в один учебник истории. После долгих поисков работы ему удалось устроиться заведующим в приют для подростков, что обеспечило ему и его жене, чудом уцелевшей в Катастрофе, небольшой, но стабильный заработок. У четы Краус не было детей. В 1986 году скромный и молчаливый пенсионер Моше Краус скончался в Иерусалиме в полной безвестности.
Швейцарский дипломат Карл Лютц, проявивший большое благородство в ходе исполнения своей миссии, увековечен как в Будапеште, так и в Израиле. Рудольф Кастнер был убит в 1957 году, по одной из версий убийство было совершено представителями Шин-Бета (израильской общей службы безопасности). Однако его именем названы парк в Хайфе и улица в Тель-Авиве. О Моше Краусе, ежеминутно рисковавшим своей жизнью и спасшим десятки тысяч евреев, не знал до сих пор никто.
Получив все необходимые документы, подтверждающие героизм Крауса, иерусалимская мэрия согласилась с мнением Юридического форума, что пришло время восстановить справедливость и увековечить одного из главных героев Израиля хотя бы в городе, где прошла его жизнь. Мэр Иерусалима Нир Баркат, сделавший все для того, чтобы эта улица была подготовлена к церемонии в кратчайшие сроки, сообщил в своем выступлении, что считает огромной честью для себя оказать содействие к возвращению Крауса в историю.
«Сегодня мы делаем первый шаг к увековечиванию Моше Крауса — человека, перед которым мы в огромном долгу, еврея, совершившего небывалый подвиг по спасению своих соплеменников. Этот иерусалимец, которому обязаны своей жизнью десятки тысяч людей, умер одиноким и всеми забытым. Я благодарен иерусалимской мэрии и Ниру Баркату за отклик на нашу просьбу по восстановлению исторической справедливости», — заявил генеральный директор Юридического форума в защиту Израиля Нахи Эяль.
На этой неделе Юридический форум обратился также к министру образования Нафтали Беннету с просьбой внести в школьную программу информацию о жизни и подвиге Моше Крауса.