Рош а-Шана
«Вы говорите: время проходит. Время стоит – проходите Вы!», – сказал живший в XIX веке раби Ицхак Бройде* из Кельма (Литвва). Его метафора позволяет нам представить год как анфиладу из 365 комнат, замкнутых в круг. Еврейские праздники – не память о чуде или историческом событии, не «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Еврейский праздник – חג, хаг (в переводе: круг) – это постоянно (каждый год) возникающая возможность использзования духовных сил, единожды задействованных в ходе исторрического процесса. Что же выставлено в зале №1 с вывеской «יום ( »התרועДень Трубления)? Именно так обозначен этот праздник в Торе. Названия Голова года ( – ראש השנהРош ґа-Шана*) и День Суда (יום הדין – Йом ґа-Дин) идут от мудрецов. 1 тишрея* – дата, на которую он приходится, совпадает с шестым днём Творения.
Вспомним вопрос знаменитейшего мудреца XIX столлетия раби из Коцка: «Где Б-г?» Его ответ: «Б-г там, куда его впускает человек», – и даёт нам понять сокровенную суть сотворения Человека как партнёра Создателя. Желание Всевышнего, царившее до того безраздельно в созданном Им мире, стало «невластным» над «экстерриториальным государством», имя которому – אדם Адам (Человек).
В шестой день Творения Всевышним была создана возможнность, благодаря которой человек (наделённый свободой выбора, а потому могущий и отказаться!) может принять желание Всевышнего как царственное, восстановив тем самым гармонию в себе и в мире. Оптимальное время для реализации этой возможности Тора и называеет Днём Трубления, то есть возведения Всевышнего на престол. После самой «гражданской» из войн – внутренней войны, длившейся весь прошедший год, человек, победив собственное эго (тяжелейшего из возможных противников), признаёт себя подданным, а Его – Царём. Слова царь, царственность, означающие в русском языке властелин, властность, на иврите имеют принципиально другое значение. Власть и сопряжённые с ней понятия на иврите идут от корня .ט.ל.ש – ш.л.т.: שליטшалит – диктатор, а – מלךмелех (царь) – соединяющий, то есть – מלכותцарственность, царство – это соединённость. Таким образом, воцарение – это соединение всех элементов творения в единую гармоничную целостность. Эта целостность и называется царством. Поэтому самым тяжким из наказаний за бунт и вознесение себя в статус царя над собой является отрезанность от Творца. Беспредел, царящий сегодня в мире, – лучшее свидетельство той свободы, что люди тысячелетиями использовали в направлении, противоположном желанию Создателя.
День Трубления – День коронации Всевышнего в качестве Царя над свободно выбирающим человеком. Именно это имели в виду наши мудрецы, называя этот день Днём суда и Головой года. Ведь Суд – это награда для боровшихся за воцарение Царя и наказание для провиннившихся. И этот Суд вытекает из восшествия Царя на престол, как вытекает из него принятие высочайших решений о ближайшем сроке правления. И как решения головы являются определяющими для тела, так и день года, называемый головой, – это не что иное, как день подвведения итогов года прошедшего и, что не менее важно, – день приннятия решений, естественно, судьбоносных для года наступающего.
Резюмируем. Торжественная суровость праздника определяется двумя главнейшими тенденциями. Радость реализации высочайшей из всех данных человеку возможностей – Коронации Царя (День Трубления) идёт рука об руку со страхом подсудимого, для которого этот день – День Суда.
О том, что счастье и трепет вовсе не противоречат друг другу, свиддетельствует следующий весьмариторический вопрос: Что, по-вашему, ощущает пара пожилых родителей, после многих лет бесплодия обнимающих новорождённого малютку?
На Рош ґа-Шана принято желать хорошего и сладкого года. Почему год наступающий должен быть сладким, разве мало просто хорошим? Дело в том, что подходящее для лечения лекарство может оказаться горьким на наш вкус, поэтому мы и просим Всевышнего дать нам самое подходящее лекарство, но так, чтобы мы ощутили его как приятное, сладкое – пряником, а не кнутом.
Желаю всем нам — שנה טובה ומתוקהШана това у-метука, года, не только самого для нас подходящего (това), но и сладкого в нашем восприятии.
Дорогие друзья!
Для тех из вас, кто хочет послушать рава Гитика и познакомться с ним, и к тому же может это технически осуществить, то есть недалеко живет, мы делимся этой информацией:
- Еврейская голова года
- Голова и ноги еврейского года
- Мужское и женское начало еврейского календаря
- Десять дней, которые потрясли внутренний мир
О живых, мертвых и о тех, кто между ними
- Особенности иудаизма в сравнении с другими «измами».
- Если существует Абсолютный Вс-вышний, зачем Он стал Творцом?
- Кто считается живым у евреев?
Сценарий человеческой жизни
- Расположение еврейских праздников в кругообороте года, их параллель «вехам» человеческой жизни.
- Девятое Ава человеческой жизни.
- Отчего старость не радость.
- Еврейская голова года
- Голова и ноги еврейского года
- Мужское и женское начало еврейского календаря
- Десять дней, которые потрясли внутренний мир
Семь львов человеческой жизни
- Семь ивритских слов, переводимых на русский словом «лев»
- Семь сфирот человеческой жизни
- В чем опасность молодости
Телефон для справок: 718-372-3371
- Еврейская голова года
- Голова и ноги еврейского года
- Мужское и женское начало еврейского календаря
- Десять дней, которые потрясли внутренний мир
Семь львов человеческой жизни
- Семь ивритских слов, переводимых на русский словом «лев»
- Семь сфирот человеческой жизни
- В чем опасность молодости
66 — 35 108th St. Forest Hill, 11375
Телефон для справок: 917-881-2495