«Постулат, что Путин чрезвычайно популярен среди россиян, которые поддерживают его все более воинственную внешнюю политику, заслуживает более пристального рассмотрения, которым не утруждают себя западные политические, академические и журналистские круги», — утверждает Тони Барбер в Financial Times. «Во-первых, в системе государственного управления, ограничивающей политическую конкуренцию и контролирующей свободу слова так методично, как это делается в России, популярность означает совсем не то, что на Западе, — рассуждает журналист. — Во-вторых, русские точно так же, как и все мы, судят о своих правителях, исходя из того, лучше или хуже при них живется».
«Болезни русской экономики — уменьшение количества трудовых ресурсов, плачевная производительность труда, слишком сильная зависимость от природных ресурсов, недостаток инвестиций и инноваций, утечка капитала, вездесущая коррупция и жалкая пародия на верховенство права, — указывает Барбер. — Перспективы экономических реформ, соответственно, туманны, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде ухудшения качества жизни населения и более долгой стабильности путинизма».
Автор отмечает, что, по результатам опросов Левада-Центра, в поддержку аннексии Крыма в марте 2015 года высказались всего 34% россиян, а в марте прошлого года — 58%. Между тем 64% россиян (против 56% в 2009 году) выступили в этом году против каких бы то ни было мер по удержанию бывших советских республик под контролем Москвы.
«Эти опросы показывают, что общественность России не то чтобы слепо поддерживает Кремль во всех его начинаниях. Судя по мнению большинства, оно восприимчиво к западной концепции международных отношений как гражданской и коммерческой сферы в не меньшей степени, чем политической и военной арены. Чтобы поддержать такое отношение, Западу нужно оставить открытыми каналы связи с российским обществом», — полагает Барбер.
«Западным правительствам следует хранить твердость и единодушие по отношению к Москве, а также не отступать от долгосрочных усилий по претворению Украины в успешное государство. Им не стоит играть на руку Путину, интерпретируя текущие трудности в общении с Россией как свидетельство беспощадного состязания между конкурирующими моделями цивилизации», — говорится в статье.
«Москва и Запад не ладят не потому, что представляют собой несовместимые системы ценностей и типы людей, а, главным образом, из-за того, что Кремль находится под контролем необычайно озлобленного силового аппарата. Западу надо потерпеть и пока держать настороже свои политические антенны в ожидании того дня, когда меняющиеся внутрироссийские условия создадут предпосылки для уменьшения международной напряженности, — каким бы далеким он ни казался, пока Путин у власти», — резюмирует автор.
InoPressa