24 июня пресс-секретарь ИГИЛа Абу Мухаммад аль-Аднани объявил о создании вилайета на Северном Кавказе, амиром которого назначен Абу Мухаммад аль-Кадари. Боевики Северного Кавказа, входящие в подразделения «Имарата Кавказ» в Дагестане, Чечне, Ингушетии, КБР и КЧР, присягнули ему. И россияне убедились в справедливости изречения «Если гора не идет к Магомету — он идет к горе». Магомет в лице эмиссаров ИГИЛа пришел и утвердился на Кавказе.
Не остается сомнений: если не принять срочных и действенных мер для уничтожения этого квазигосударства, судьба Ирака и Сирии грозит всем регионам планеты, где обитают сунниты. А число регионов этих растет по экспоненте. Вопрос лишь в том, есть ли сила, способная это сделать. Ибо авианалеты и потуги иракских военных остановить ИГИЛ не смогли.
Но силы, способные не только бороться на равных, но и уничтожить палачей под черными знаменами, существуют и уже действуют. Реально и успешно.
Пешмерга
«Смотрю в глаза смерти» — на курдский язык переводится как «пешмерга». Так курды называют своих воинов.
Что название соответствует истине, довелось мне убедиться в 1956 году, когда на полигоне Акташ обучал минно-подрывному делу группу курдских партизан. Они были отважны и неустрашимо выполняли учебные задачи, связанные с устройством мощных взрывов, хотя и делали это впервые. Когда подготовка завершилась, курды убыли, и я снова узнал о пешмерге лишь после приезда в Америку.
Оказалось, программа их подготовки была утверждена еще Сталиным, и в 1957 году, когда из курдов сформировали бригаду во главе с Мустафой Барзани, ее скрытно переправили в Иракский Курдистан. Из личного состава бригады и вышла основная масса полевых командиров, воевавших во всех регионах Курдистана, стремясь создать собственное государство на его территории. А эта борьба длится почти 4 столетия.
По примерным подсчетам, на планете сегодня обитает более 32 млн курдов: большинство — 15 млн — в Турции, 8 млн в Иране, 5 млн в Ираке и 3 млн в Сирии.
После свержения Саддама Хусейна Иракский Курдистан стал независимым государственным образованием со столицей в городе Эрбиль. Президентом стал сын легендарного Мустафы — Масуд Барзани. И одной из главных задач его руководства являлось укрепление армии. Как оказалось, это было мудрое решение.
К началу агрессивной войны, развернутой ИГИЛом, курдская армия была вполне боеспособна. Она состоит из 12 объединенных пехотных бригад, батальонов сил специального назначения, танковых и артиллерийских, общей численностью более 120 тысяч военнослужащих. Сформированы генеральный штаб и аппарат военного министерства. Мобилизационные возможности позволяют в короткий срок увеличить эту армию вдвое.
Из американских источников известно, что курды имеют в основном советское вооружение: около 200 плавающих танков ПT-76, 150 танков Т-64 и Т-55, свыше 200 полевых орудий, 500 боевых бронированных машин, более 100 легких зенитно-ракетных комплексов. Все это захвачено в 2003 году у 5-го армейского корпуса Ирака. Бронемашины и орудия были укрыты в пещерах горного хребта в ожидании своего часа. Судя по всему, этот час уже наступил. По мнению большинства экспертов, именно курды представляют собой единственную силу региона, заслуживающую активной поддержки со стороны Запада и способную не только результативно бороться с халифатом, но и победить его.
На севере Сирии, у турецкой границы, исторически сложились три курдских анклава, объединенные общим названием Роджава. В июле 2013 года их покинула сирийская армия. И к концу 2014 года была провозглашена государственная независимость Западного Курдистана. Президентом его избран Экрем Хезо, назначен Совет министров, сформированы вооруженные силы, которые первоначально состояли из курдских отрядов народной самообороны. В настоящее время их численность превысила 35 тысяч бойцов. Они приняли боевое крещение в сражении за приграничный с Турцией город Кобани. Курдские бойцы после двух месяцев боев сумели отбить его, нанеся исламистам тяжелое поражение. Успеху этой битвы способствовали массированные авиаудары коалиции, а также стойкость и бесстрашие сирийских курдов. Кстати, около трети из них были девушки и женщины, что произвело крайне негативный эффект на противника. Согласно поверьям исламистов, воин, павший от руки женщины, не имеет шансов попасть в рай. Кстати, молодые женщины служат и в иракской пешмерге.
«Хизбалла»
В 2000 году по опасному для Израиля решению тогдашнего премьера Эхуда Барака ЦАХАЛ покинул буферную зону на юге Ливана, которую он охранял более 22 лет. И ее немедленно заняли отряды шиитской террористической организации «Хизбалла», смертельного врага Израиля. Ее существование, вооружение и боевую деятельность в то время и теперь обеспечивает Иран. Благодаря ему «Хизбалла» развернула тысячи ракет, направленных на Израиль, и практически контролирует Ливан.
Однако в последнем пятилетии основные усилия боевых отрядов «Хизбаллы» направлены против суннитских повстанцев. Она отрядила лучшие свои силы на помощь Башару Асаду и присоединилась к боевым действиям против ИГИЛа в Ираке. Дислокация на нескольких фронтах в двух разных странах привела к перемене стратегической нацеленности этой шиитской организации, ибо отряды ИГИЛа проникли на территорию Ливана. Военные действия ведутся у Кунейтры, в районе города Баальбек, подавляющее большинство жителей которого — шииты и который является вотчиной «Хизбаллы». Это заставило ее руководство круто изменить направление военной деятельности своей организации.
Глава «Хизбаллы» Хасан Насралла 24 мая 2015 года заявил: «Я призываю всех в Ливане и в регионе понять всю степень опасности, без всяких колебаний и нейтральности, исходящую от джихадистов из ИГИЛа. Сейчас все остальные угрозы становятся второстепенными. Впереди — безжалостная война».
Что касается «Хизбаллы», то эту установку своего лидера выполняет она отважно, но несет немалые потери и сегодня стоит перед серьезной кадровой проблемой. 5 тысяч ее боевиков катастрофически не хватает для борьбы на широком фронте, отряды постоянно нуждаются в доукомплектовании. Вербовщики набирают шиитских бойцов не только в Ливане, но и в Кувейте, Иране, Афганистане и Пакистане. А в первую очередь — среди шиитов Ирака. Потому что именно им и их святыням — Кербеле и Наджафу — угрожает сегодня ИГИЛ.
Работа вербовщиков уже привела к тому, что численный состав подразделений, сражающихся с ИГИЛом, удвоился, и сегодня «Хизбалла» представляет собой реальную силу, способную сражаться и побеждать на юге и юго-востоке театра боевых действий.
Наконец, рядом с «Хизбаллой» уже сегодня стоит ополчение иракских шиитов, к которому готов присоединиться Корпус стражей Тегерана.
Вооружение
Иракские курды оснащены в основном советским оружием, запасы которого истощились и не возобновляются. Особенно не хватает боеприпасов, в первую очередь противотанковых для переносных РПГ-7. Лишь весной Германия и Франция поставили несколько десятков противотанковых комплексов «Милан», а требуются сотни. Главную проблему для курдов составляют бронированные машины ИГИЛа и даже бульдозеры, начиненные взрывчаткой. Такую машину под управлением смертника практически невозможно остановить с помощью обычного стрелкового оружия. При взрыве он способен снести участок траншеи или опорный пункт с гарнизоном.
Фалах Мустафа, министр иностранных дел Курдистана, в интервью International Business Times просил Запад предоставить противотанковые ракетные комплексы и современное стрелковое оружие, а также боеприпасы: патроны, снаряды, мины и ракеты. По его словам, без этого противостоять боевикам ИГИЛа будет крайне непросто, тем более разгромить их.
Характерно, что министр не просит о поставках беспилотников, электронных средств разведки, приборов ночного видения и других суперсовременных боевых средств. Только оружие, чтобы сражаться.
Но еще более сложные проблемы с этим у сирийских курдов, которые оснащены лишь стрелковым оружием и почти не имеют противотанковых средств. Пополняют вооружение в основном при захвате складов оружия и боеприпасов противника.
Дефицита вооружения, однако, не испытывает «Хизбалла». Она получает его не только напрямую от Ирана, но и от Ирака. Иракское правительство, получив американское вооружение, не спрашивая США, направляет его боевикам «Хизбаллы». Вашингтон об этом знает, но вынужден мириться с ситуацией. Отчет американского военно-аналитического центра «Понимание войны» предполагает, что роль «Хизбаллы» в противостоянии с ИГИЛом заслуживает всяческого поощрения.
Однако если будет налажено снабжение курдов современным оружием, то тем более необходимы для его освоения военные советники. Кстати, вопрос этот и ранее стоял достаточно остро, и лишь Израиль всегда был для Курдистана надежной опорой. За всю многовековую историю своей борьбы за независимость пешмерга не имела подобной поддержки от других стран. Для совершенствования своей армии командиры всегда использовали связи с Израилем. Израильские коммандос в сопровождении курдов проникали в Иран для установления сверхчувствительной аппаратуры по слежению за иранскими ядерными объектами. Курды имеют сегодня собственную службу безопасности, организованную при помощи израильских инструкторов, несколько спутниковых каналов. Израильтяне помогли курдам создать военную академию в Захо, выпускающую ежегодно около 100 офицеров.
В одном из самых пустынных уголков Иракского Курдистана построена база, где проходят подготовку сотрудники курдских сил безопасности. Израильские инструкторы обучают их принципам владения оружием, самообороне и борьбе с террором. Израильские компании поставили множество единиц необходимого оборудования: униформу, каски, мотоциклы и даже собак, специально обученных находить взрывчатые вещества.
Из союзников только Канада уже разместила в Ираке около двух десятков военных советников. Планируется, что скоро курдским ополченцам в боях с исламистами будут помогать уже 69 канадцев.
Президент Обама не склонен следовать канадскому примеру. Но в Иракский Курдистан самостоятельно приезжают ветераны армии и морской пехоты США, считающие своим долгом сделать все возможное, чтобы уничтожить халифат. Непосредственно в боевых действиях участвуют нечасто, но активно обучают бойцов. Деньги на свою работу они собирают в социальных сетях.
Стратегический прогноз
После стремительного прорыва боевиков ИГИЛа в центральные районы Ирака пешмерга заняла Киркук и, отбив все атаки экстремистов, отстояла Мосульскую плотину. Натиск суннитских фанатиков разбился о хладнокровную решительность закалённых ветеранов курдской армии, которые сражались десятилетиями. Кстати, бойцы пешмерги никогда не сдаются в плен, но и пленных не берут. Лидеры ИГИЛа осознали, что, не в пример деморализованным правительственным войскам Сирии и Ирака, курды им не по зубам.
С помощью союзной авиации пешмерга в прошлом году не только остановила продвижение ИГИЛа вглубь территории Иракского Курдистана, но и сумела отбросить исламистов, дойдя до окраин Мосула — их неофициальной столицы в Ираке.
Нынешней весной пешмерга перешла в наступление. Ее отряды продвигаются на запад вдоль турецкой границы, последовательно занимая город за городом. По замыслу Масуда Барзани, необходимо пробить коридор к сирийским соплеменникам через территорию Ирака к северу от Мосула. Если это получится, то в результате может появиться «курдский пояс», тянущийся вдоль турецкой границы от Ирана на востоке и до Средиземного моря. А в тылу окажется Турецкий Курдистан — неисчерпаемый людской резерв пешмерги.
Активная фаза войны курдов за создание своего государства идёт с 1960-х годов — в основном в Турции, когда политическое крыло движения заняла Курдская рабочая партия. Фактически это самая крупная воюющая партия в мире (до 300 тысяч человек). От её рук погибло до 50 тысяч турок, самих курдов за время тридцатилетних боёв погибло более 150 тысяч (включая мирное население). Вот они встанут в тылу у соплеменников Ирака и Сирии — мощный второй эшелон.
Сирийские курды успешно продвигаются навстречу пешмерге: 15 июня их силы самообороны, поддерживаемые авиаударами, наносимыми коалицией, полностью освободили город Айн-Исса и ключевую военную базу ИГИЛа, расположенную между городами Хасака и Алеппо.
Если отряды сирийских курдов сомкнутся с иракскими, то между халифатом и Турцией возникнет непреодолимая преграда для исламских добровольцев, оружейных и нефтяных поставок. Фактически «Исламское государство» окажется в блокаде. И это стало бы преддверием его военного поражения. Курды с севера и боевые отряды шиитов с юга вполне могли бы стать фронтами и, наступая, сомкнуться, уничтожив ИГИЛ. Разумеется, для этого понадобится не только активное вооружение курдов, но и деятельная поддержка авиацией союзных стран. Альтернативного сценария в настоящее время не имеется.
Такое решение проблемы уничтожения ИГИЛа возможно, однако лишь в том случае, если турки перестанут атаковать курдов — своих и иракских, не давая возможности им сражаться с халифатом. Но в настоящее время турки нападают на курдов с намного большей интенсивностью, чем на боевиков ИГИЛа.
Марк Штейнберг