Эпилог как предисловие
Скандал вокруг изгнания еврейского музыканта Матисьяху с испанского фестиваля завершился извинениями организаторов фестиваля и повторным приглашением выступить. Это, безусловно, отличный эпилог для постыдной истории. Но сути проблемы, к сожалению, не меняет.
И дело не только в том, что «ложечки-то нашлись, но осадок остался». Под вывеской борьбы с израильским «расизмом, апартеидом и геноцидом», антисемитизм в Европе неуклонно набирает силу, регулярно взрываясь подобными скандалами.
Но из истории хорошо известно, что антисемитизм, как правило, является лишь синдромом, указывающим на глубокие проблемы в самом государстве, никакого отношения к евреям не имеющих. И потому, чем выше вздымается знамя ненависти к евреям, тем сокрушительнее в итоге оказывается падение общества.
В конце концов, евреи уйдут, благо теперь есть куда, а вот народы Европы снова, как и 70 лет назад, останутся у разбитого корыта своих комплексов, предрассудков и заблуждений.
***
Участие известного американского регги-рэпера Матисьяху в музыкальном фестивале Rototom Sunsplash в испанском городе Беникасим, расположенном к северу от Валенсии, было отменено после того, как музыкант отказался осудить сионизм и Израиль, а также поддержать создание вместо него арабского государства.
Тридцатишестилетний Матисьяху (Мэтью Пол Миллер) родился в США в светской еврейской семье, но мировую известность в качестве исполнителя регги приобрел, будучи сначала хасидом Хабада, а затем приверженцем другого хасидского направления — Карлин-Столин, став для миллионов поклонников этого современного музыкального направления по всему миру, возможно, самым (если не единственным) известным хасидом.
И хотя четыре года назад Матисьяху сбрил бороду и срезал пейсы, перестав выглядеть как типичный хасид, его собственная еврейская самоидентификация осталась по-прежнему достаточно глубокой. Может быть, именно это и вызвало ярость у антиизраильской организации BDS, активно лоббирующей бойкот еврейского государства и откровенно заявляющей о том, что своей конечной целью они видят ликвидацию Израиля.
Поначалу, когда активисты валенсийского филиала BDS инициировали кампанию против участия Матисьяху в фестивале, директор мероприятия Филиппо Джунта логично назвал призывы к бойкоту аполитичного еврейского музыканта расизмом. Однако затем, видимо, по мере нарастания давления, переменил свое мнение и пошел у них на поводу.
BDS потребовала от Матисьяху в качестве обязательного условия выступления на фестивале подтвердить свою приверженность трём основным положениям, являющимся платформой организации: «прекращению оккупации и колонизации всех арабских территорий, захваченных в июне 1967 года, и демонтажу забора безопасности», «признанию фундаментальных прав палестинских арабов — граждан Израиля на полное равенство», а также «уважению, защите и поощрению прав арабских беженцев на возвращение в свои дома и к своему имуществу, как это предусмотрено в резолюции ООН 194».
Джунта, в свою очередь, предложил Матисьяху «хотя бы» сделать видео или даже просто написать в твиттере обращение с «разъяснением своей позиции в отношении сионизма и еврейского государства».
К чести Матисьяху, всемирно известный рэпер наотрез отказался участвовать в шельмовании Израиля. После чего его участие в фестивале, намеченном на конец недели, было отменено. Филиппо Джунта выступил с заявлением, объясняя, что это было сделано из соображений «чувствительности в отношении Палестины, ее народа и оккупации их территорий Израилем».
Матисьяху находится сейчас в достаточно интенсивном европейском турне. Возможно, поэтому его реакция на эксцесс ограничилась лишь коротким сообщением в собственном фейсбуке.
«Организаторы фестиваля настаивали, чтобы я уточнил свои личные взгляды, — написал он. — В этом совершенно ясно ощущалось давление соответствующей политической повестки дня BDS. Признаюсь, это было ужасно и оскорбительно. Из всех участников фестиваля они пытались принудить выступить с политическим заявлением только одного американского музыканта еврейского происхождения. Моя же цель заключается в том, чтобы играть музыку для всех людей независимо от их расы, вероисповедания, происхождения, культурного фона и т. д. Именно к этому я стремлюсь как музыкант».
Остается лишь посочувствовать участникам фестиваля, которые лишились возможности услышать одного из своих кумиров.
Отвратительная история с изгнанием Матисьяху с испанского фестиваля пролила свет на механизм, с помощью которого враги еврейского государства добиваются, время от времени гнусных и несправедливых заявлений антиизраильского характера от тех или иных публичных фигур.
На этот раз они нарвались на принципиальную позицию звезды регги, не пожелавшего клеветать на Израиль, вероятно, в силу своего хасидского опыта и знакомства с Израилем. Но для других мировых деятелей искусства, возможно, не слишком вникающих в детали борьбы евреев за существование, подобные заявления, становящиеся доступом к тому или иному мероприятию, вряд ли являются проблемой. А ненавистники Израиля записывают в свой актив очередную гадкую цитатку.
В данном случае Матисьяху абсолютно точно уловил и озвучил самую суть проблемы. Из всех участников фестиваля BDS пыталась изгнать только одного музыканта, единственной связью которого с Израилем является его еврейское происхождение и широкая известность его бывшей принадлежности к хасидизму. Другими словами, за демагогическими претензиями к Израилю, выдвинутыми BDS, торчат старые и хорошо известные уши самого обыкновенного и яростного антисемитизма. Не только и не столько израильтяне и Израиль ненавистны BDS, сколько евреи, где бы они ни жили и чем бы ни занимались.
Застарелый европейский антисемитизм, даже не залеченный, а просто после окончания Второй мировой войны, залепленный до поры до времени пластырем политкорректности, вновь расцвел на просторах Старого света. Теперь к его давней сущности, восходящей к христианским предрассудкам, добавились и ненависть к Израилю левых, в свое время заботливо взращенная советскими идеологами, и фанатичная ярость новых исламских жителей Европы, пришедших из Северной Африки и Ближнего Востока.
На фоне антисемитской выходки особенно лицемерно выглядит помпезное июньское решение испанского правительства о даровании права на испанское гражданство потомкам изгнанных из страны сефардских евреев в качестве «исправления» грехов 500-летней давности.
Понимая нелепость ситуации, испанское правительство поспешило осудить изгнание Матисьяху с фестиваля, не забыв, впрочем, подчеркнуть собственную приверженность созданию «арабского государства в Палестине».
Вслед за правительством самое популярное из неспортивных изданий Испании «Эль Паис» написало, что отмена «является очень серьезным актом политической и религиозной дискриминации, которую испанские политические власти не могут оставить в стороне».
Увы, исследования Антидиффамационной лиги, приведенные в публикации «Таймс оф Исраэль», указывают на то, что, по данным на 2015 год, около трети испанцев высказывают антисемитские настроения.
В той же публикации приводятся цитаты из доклада, подготовленного Тель-Авивским университетом в рамках исследования антисемитизма в мире. «Уровень антисемитизма в Испании является одним из самых высоких в Европе, — говорится там, — и включает не только новый антисемитизм или антисионизм, но и классический, традиционный антисемитизм».
Перефразируя известное высказывание покойного израильского премьер-министра Ицхака Шамира, можно сказать, что «море — все то же море и европейцы — все те же европейцы». В отношении евреев, там на самом деле, так ничего и не изменилось ни за пять столетий, прошедших с испанского изгнания, ни за семь десятилетий со времени «окончательного решения еврейского вопроса».
Впрочем, кое-что все-таки произошло: у евреев мира теперь есть Израиль. И, может быть, именно в такие моменты, как после истории с изгнанием Матисьяху, осознание важности существования собственного государства, обладающего достаточной силой для того, чтобы постоять за себя, становится для древнего народа особенно ясным.
Эта история имеет продолжение — в Норвегии не допущен к показу израильский филь о детях инвалидах, по причине того, что в нём не упоминаются арабские дети.
Вопрос, почему, скажем, во французском фильме, должна идти речь И о детях из, к примеру, Испании?