Многие посетители римского Форума, как и я в свое время, полагают, что увидели триумфальную арку Тита такой, какой она была две тысячи лет назад. Это не вполне соответствует истине.
Сооруженная после взятия Иерусалима, арка служила гигантским основанием для статуи императора: покоритель Иудеи, стоя в колеснице, управлял четверкой лошадей. Но статую очень давно сбросили с арки, и теперь наверху пусто.
Мне долго казалось, что самое важное об Иудейской войне я знаю — иллюзия «достаточной осведомленности». Разубедиться в ней помогла недавно изданная книга Мартина Гудмана «Рим и Иерусалим: столкновение античных цивилизаций».
Начать следует с того, что в 81 году н. э. по воле сената и римского народа была воздвигнута не одна, а две арки в честь Тита. Первая, несохранившаяся, стояла на юго-восточном краю гигантского ипподрома — Большого цирка. Примечательна надпись на ней: покойному императору воздавалась почесть за то, что он «по распоряжению и совету своего отца Веспасиана покорил народ иудеев и разрушил город Иерусалим, который тщетно атаковали все вожди, цари и народы до него, или даже не пытались этого сделать» (Мартин Гудман. Рим и Иерусалим, с. 431).
Значение Иерусалима в глазах римлян было гораздо большим, нежели это вытекало из его статуса провинциального центра. Евреи веками считали город столицей — символом единства жителей Иудеи и диаспоры, фокусом религиозного притяжения. По свидетельству римского ученого Плиния Старшего, Иерусалим был самым известным городом на Востоке.
Постоянное население там к началу нашей эры, по-видимому, не превышало ста тысяч человек. Зато трижды в год, во время паломнических праздников, туда стекалось бесчисленное количество богомольцев со всех концов страны и из диаспоры.
Согласно Тациту, в осажденном Иерусалиме оказалось 600 тысяч иудеев (Тацит. История, книга пятая). По данным Иосифа Флавия («Иудейская война»), общее число погибших иудеев при пятимесячной осаде составило 1 млн 100 тысяч человек. Цифры людских потерь могут быть скорректированы. Но это действительно был великий город, полный жизни, неповторимый по своему архитектурному облику и менталитету жителей. Одни восхищались и благоговели перед ним, другие люто ему завидовали. Смешанные чувства владели теми, которые его боялись.
Подлинной сердцевиной Иерусалима был Храм. Восстановленный в VI веке до н. э., после Вавилонского пленения, укрепленный и великолепно украшенный при Ироде, он не имел себе равных по красоте и богатству.
Читаем у Флавия: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском… Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел. Вершина его была снабжена золотыми заостренными спицами…»
Храмовые ресурсы накапливались веками. В течение пятисот лет туда стекались пожертвования и налоги со всех мужчин-иудеев, где бы в мире они ни находились. Каждый исповедующий иудейскую веру обязан был раз в год внести в храмовую казну «полушекель» (драхму, серебряный динарий). И это неуклонно выполнялось.
Сколько их было, таких налогоплательщиков? Имеются разные подсчеты. Весьма устойчиво мнение, что иудеи, включая прозелитов, составляли около 10 процентов населения Римской империи. А ведь немало их жило и за ее пределами. Так что речь должна идти о миллионах. Когда был сожжен и захвачен Храм, в руки римлян попали и его сокровища. Если, конечно, защитники ничего не смогли спрятать (сокровища Храма Соломона ищут до сих пор).
Иосиф Флавий рассказывает о пытках, которым подвергались плененные иудеи. Палачи домогались признаний о местах сокрытия семейных ценностей. В проеме арки Тита был помещен скульптурный рельеф с изображением солдат, несущих золотую Менору, свитки Торы (Еврейский Закон) и другие священные предметы, изъятые в Храме.
Покончив с торжествами, римские правители дали старт бесконечным распродажам захваченного добра. Небезразлично, на что потрачены были вырученные деньги.
Неподалеку от арки Тита высится Колизей — огромный амфитеатр Флавиев. Он и был построен на доходы, полученные от продажи награбленного в Иудее добра — иначе говоря, на еврейские средства (Мартин Гудман. Рим и Иерусалим, с. 432).
Эти сведения отсутствуют в большинстве монографий и туристских справочников о Колизее. Но встречаются исключения: «Самым знаменитым памятником Древнего Рима… была арена для неимоверно жестоких спектаклей. Колизей, построенный 20 000 рабов и пленников — в большинстве своем евреев — был открыт в 80 году н. э. при императоре Веспасиане и его сыне Тите» (Rome and The Vatican, Berlitz, с. 34).
В Интернете я отыскал обзор Building The Colosseum, в котором сказано: «Сказочные сокровища Иерусалима были истрачены на строительство Колизея, и ни с какими затратами не посчитались… После Иудейской войны примерно 100 тысяч пленников были обращены в рабство…» Этих людей использовали на ручных работах, в частности в каменоломнях Тиволи. Они погружали и доставляли тяжелые камни на расстояние 20 миль из Тиволи в Рим.
Иосиф Флавий, по понятным мотивам, сделал акцент на доброжелательности императоров к иудеям (разумеется, к тем, которые сохранили лояльность Риму). Он писал о стремлении римских военачальников уберечь иерусалимский Храм — об усилиях, оказавшихся тщетными, но, мол, лишь по вине самих восставших.
Впечатляет приведенная в книге речь Тита, с которой под конец осады Иерусалима он обратился (через переводчика) к представителям повстанцев, предложившим начать мирные переговоры: «На что вы опирались?.. На вашу телесную силу? Так вы ведь знаете, что даже германцы — и те наши рабы. На крепость ваших стен? Но есть ли более надежная преграда, чем океан, и, однако, защищенные им британцы тоже преклонились перед оружием римлян. На ваше мужественное терпение и хитрость вождей? Так вы же, вероятно, слышали, что даже карфагеняне были нами побеждены. Однако вы и теперь стоите здесь под оружием? Даже и в самом крайнем положении вы все-таки не хотите и виду подать, что нуждаетесь в милости!»
Эта речь обращена была к осажденным, в стане которых нарастали противоречия и распри. Среди них уже немало было павших духом.
Борис КЛЕЙН,
доктор исторических наук
Окончание тут