ЭСТЕР СЕГАЛЬ
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
клянусь —
люблю
неизменно и верно!
Владимир Маяковский
Все знают, что 15 ава — день любви. Не все знают, почему. На самом деле, этому названию есть несколько объяснений, но я не все собираюсь озвучивать, а только самое известное и то, о котором мало уже кто помнит — а зря.
Начнем с известной версии.
Давным-давно, более двух тысяч лет назад, еврейские мудрецы посовещались-посовещались и решили, что надо отменить ограничения на право вступления в брак по любви для некоторых граждан еврейского государства (звучит злободневно, не правда ли?).
Имеется ввиду пара неприятных ситуаций, из-за которых некоторым влюбленным приходилось страдать и на фоне которых раздоры Монтекки и Капулетти — просто детсадовская грызня.
Например, если девушка не имела братьев и считалась наследницей отцовского надела земли, то ей ни за что нельзя было сочетаться браком с представителем другого колена Израиля, пусть даже с самым любимым на свете.
При этом простая математика гласит, что есть намного большая вероятность встретить и полюбить мужчину из оставшихся 11 колен (львиная доля мужского населения страны), чем из одного своего.
Вот этот запрет и был однажды отменен мудрецами 15 ава. Представьте себе, каково было ликование неровно дышащих друг к другу прототипов Ромео и Джульетты!
Так же и парням из колена Биньямина подфартило.
Их предки когда-то сильно напортачили на сексуальной почве (об этом можете подробно почитать в Талмуде), а пятно легло на все колено: мол, озабоченные они все и жестокие — девушек им не отдавать!
И вот, наконец-то, историческая несправедливость была смягчена принципом презумпции невиновности, и счастливые биньяминитяне тоже теперь могли жениться на избранницах своих сердец (чего и всем желаю!).
Надо сказать, что немногие израильтяне помнят об этом (как и жители христианских стран о причинах празднования дня святого Валентина), но день любви отмечают, и даже скидки по этому поводу во многих магазинах радуют глаз и кошельки.
Так добавим же еще смысла всеобщему веселью — правда, не без ложки дегтя.
Итак, давным-давно… Еще во время существования 1 Иерусалимского Храма, произошло событие, ставшее первым звеном в цепи, приведшей к будущему краху еврейской государственности и рассеянию евреев по миру — древний Израиль раскололся на две части: Израиль и Иудею.
Главой первого образования стал царь Иеровам бен Навот — страшная личность, которому даже самые добрые из мудрецов отказывали в доле в будущем мире (потом, правда, вернули). Одной из самых больших гадостей, которые он сотворил по отношению к своим подданным, был запрет на паломничество в Иерусалим (хотя Тора предписывает делать это обязательно 3 раза в год).
Он понимал при этом, что люди, привыкшие к храмовой службе, могут взбунтоваться на почве духовного голодания, а посему он построил им целых два храма и установил там целых двух золотых тельцов — поклоняйтесь, мол, сколько влезет.
А на всех дорогах, ведущих в Иерусалим (согласно известному выражению, они вообще все туда ведут), он поставил стражу и пригрозил ослушникам приказа смертной казнью.
В общем, такова преамбула, а дальше произошло вот что.
Спустя много лет на трон воссел преемник Йеровама — Ошеа бен Эла.
Он, в отличие от своего предшественника, был праведным человеком и первым делом отменил запрет на посещение Иерусалима.
Это было, как вы уже догадались, 15 ава, и теперь любой еврей получал право на «безвизовый режим» и мог спокойно пересекать границу насильно разрезанного государства в любое время.
Казалось бы, все прекрасно, ан нет!
Мудрецы свидетельствуют, что Небеса разгневались на царя Ошеа БОЛЬШЕ, чем на злодея Йеровама.
Да как же это может быть? Почему?
Очень просто.
За долгие годы правления царя-безбожника евреи отвыкли не только от паломничества в Иерусалимский Храм, но даже и от самих мыслей об этом.
При этом они не подлежали наказанию за нарушение заповеди, ведь у них НЕ было никакой возможности ее выполнить.
А вот после отмены запрета, когда никто почти туда не пошел ДОБРОВОЛЬНО, оправдания у них формально больше не оставалось.
И мудрецы постановили, что праведный Ошеа НЕДОСТАТОЧНО любил свой народ.
Если бы любил по-настоящему, то не только бы даровал людям свободу, но и научил бы их, как правильно ею пользоваться. Не только бы снял заслоны с дорог, но и велел бы всем отправиться в Храм и получить новую порцию братской любви.
В этом, собственно, и есть суть 15 ава.
И неважно, о какой именно любви мы говорим: между лидером и народом, родителями и детьми, наставниками и учениками, мужчиной и женщиной — в любой ситуации очень важно не только давать своим любимым возможность, но и помогать им ею воспользоваться.
Я хочу, чтобы ты достиг большего и лучшего для себя, и значит, я тебя люблю!