К чему движется наш мир? «Нам не дано предугадать…» — эта поэтическая строка Федора Тютчева не может остановить наши тревожные размышления о будущем, когда мир на развилке дорог, и в который раз камнем преткновения в его движении к прогрессу и благополучию в условиях безопасности становится государство, о котором тот же классик проникновенно писал: «Умом Россию не понять…»
Этим утверждением я давно озадачен. В 1998 году в статье под заголовком «Страна, задающая себе и миру загадки», в котором знаменитое четверостишие Тютчева было эпиграфом, я классику возразил. Цитирую статью семнадцатилетней давности: «Россия, как и любая другая страна, понимаема, познаваема, измеряема и изменяема. Когда это в полной мере осознают россияне, солнце лучшей жизни взойдет над Россией. Когда образ России как загадочного и непредсказуемого сфинкса в глазах всего мира сменится пониманием и доверием, спокойнее станет жизнь на планете». Увы, с тех пор не стала жизнь на планете спокойнее, а в перечне качеств, которые я тогда уверенно приписал России, одно из них, а именно то, что она изменяема, на самом деле вызывает сомнение.
В 1998 году, когда ту статью писал, Россия испытала острый экономический кризис и дефолт. Она оказалась у развилки дорог в незнаемое и выбирала свой путь. Именно тогда пошла в рост карьера Михаила Касьянова, ныне оппозиционера, председателя Партии народной свободы, а в те времена много сделавшего для России в должностях замминистра, потом министра финансов, затем и председателя правительства. Это была одна линия развития, но одновременно и ей наперекор пошла карьера Владимира Путина, ошеломительно стремительная, когда прибывший из Санкт-Петербурга «отставной козы барабанщик» подполковник КГБ становится директором ФСБ, потом председателем правительства, с ходу президентом и национальным лидером. Недолго потоптавшись у развилки дорог при угасавшем Ельцине, Россия решительно и беспрекословно двинулась по дороге, навязанной ей новой властью.
«В раздумьях о внешней политике России, — писал я в феврале 2006-го, — прихожу к выводу, что она в основном предсказуема. Даже те ее акции на международной арене, которые на первый взгляд кажутся неестественными, неожиданными, порой даже нелепыми, идут от глубинного корня и подчинены ее своеобразной, самобытной логике». А в чем эта логика? О ней еще в XIX веке печалился замечательный русский религиозный философ и публицист Владимир Соловьев. Читал у него об откровении высокопоставленного российского дипломата, которого собравшиеся на швейцарском курорте представители высоких кругов российского общества спросили: «В чем есть высшая цель России?» «А это — узнать, — ответил он, — у кого есть в мире какой интерес, и сделать насупротив!» И с этой логикой держится Россия до сих пор. Даже бывает, что себе в ущерб, как, например, с введенными против своего же народа антисанкциями. Оттого и роль России в формировании политического климата планеты так устойчиво негативна.
Попыткой перевернуть пластинку и заиграть бравурный марш выглядели организованные недавно в Уфе встречи президента России с лидерами БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки («С» — от South Africa) — и ШОС — Шанхайской организации сотрудничества. Что и говорить, комплекс мероприятий «насупротив» США и Европе был в Уфе выполнен на ура, очень старательно, безупречно и убедительно. Я смотрел российское телевидение — как Путин принимал дорогих гостей, как с каждым из них, усадив рядом с собой, побеседовал персонально, как они ему в тон откликались, и проникся убеждением, что эта церемония не могла не произвести самое благоприятное впечатление как на российских телезрителей, так и на здешних, близких к ним по восприятию российской пропаганды. Нельзя не признать, что манифестация за путь, отличный от западного, проведена профессионально и будет иметь нежелательные для США и ЕС последствия. Не столь удручающие, как кому-то может показаться, но существенные.
В первую очередь — из-за явного перехода ряда игроков международной лиги с американской дороги, где скоростное движение с правами человека, свободой и демократией, поддерживаемой гражданским обществом, на российскую, где государство довлеет над обществом, где в движении заторы, зато дисциплина и стабильность, обеспечиваемая властным режимом.
Обама потерял сторонников, Путин их на свою дорогу переманил. Почему так случилось? Я думаю, потому, что Россия все последние годы, что бы ни вытворяла, игнорируя международный правопорядок, демонстрировала миру силу и убежденность в своей правоте. Америка же ушла отовсюду в «Обамакер» и однополые браки, демонстрируя внешнему миру свою усталость и безволие. Возьмем, к примеру, жалкую роль США в долгих и изначально бесперспективных переговорах с Ираном, игру, затеянную с Кубой, прием в Белом доме лидера компартии Вьетнама, не говоря уж о прежних провалах с «арабской весной», с безумной поддержкой «Братьев-мусульман», со сдачей Ирака ИГИЛу, с ливийской безответственной авантюрой, со столь же скандальной сирийской…
Кстати, дружественный прием Обамой лидера вьетнамских коммунистов, осуществляющего власть во Вьетнаме подобно иранскому верховному аятолле, имел подтекстом поддержку его антикитайской политики. Само по себе налаживание отношений с Вьетнамом целесообразно, но нельзя было демонстрировать его как антикитайскую акцию. Китай при всех его экивоках — чрезвычайно важный партнер США в долговременном плане, и неразумно было подталкивать его в объятия Путина.
Впрочем, надежда Путина на союз с Китаем эфемерна. Когда в Уфе он говорил председателю КНР Си Цзиньпину, что Россия и Китай, объединяя усилия, решат все задачи и преодолеют все трудности, «с которыми нам приходится сталкиваться и в экономике, и в международной политике», Си улыбался, как бы поддакивая Путину, но что при этом думал, можно предположить. Ведь трудности и задачи у России и Китая разительно иные. Китай с Путиным играет свою игру, заселяя в Забайкалье взятые на 49 лет в аренду 115 тысяч га сельхозугодий, и это, по-видимому, только начало. То есть «Китай берет Сибирь в аренду», о чем уже с тревогой кричат российские СМИ, подрывая все достижения кремлевской пропаганды. «Настрой сообщений — панический, — пишет «Московский комсомолец». — А комментарии к ним — и того краше. Общий смысл таков: “ползучая экспансия Китая в Россию началась”, “Родину продают по кускам”…»
«Руководители пяти стран БРИКС, — сообщается в новостях, — объявили о создании банка развития и пула резервных валют, призванных стать альтернативой международным финансовым учреждениям, таким как Международный валютный фонд и Всемирный банк». Эта угроза Западу давно вынашивалась путинскими стратегами и теперь обретает реальные контуры. Пока она не так уж велика, и то, что Россия с Китаем перейдут во взаимных расчетах на рубли и юани, вряд ли может сказаться на престиже доллара, но это начало неприятного Западу тренда, имеющего перспективу роста. Если до сих пор аббревиатура БРИКС не вызывала особых эмоций, то после уфимского саммита блок БРИКС стал значимым и привлекательным для всех, кто по тем или иным причинам недоволен своим нынешним положением в «однополярном мире» и склонен прислушаться к антиамериканской пропаганде, несущейся из Москвы. Так что на прием в БРИКС и в ШОС может выстроиться очередь. В Уфе уже отметились Иран и Пакистан.
Затевая дружбу с Раулем Кастро, Барак Обама объявил, что открывает этим новую эру в отношениях США с Латинской Америкой. Однако на фоне роста там российского, иранского и китайского влияния это не сулит ему успеха. Вот, например, последняя новость: Россия и Гондурас перешли на безвизовый режим. Напомню в связи с этим, что в 2009 году, когда народ этой республики воспротивился диктатуре и вполне конституционным путем сверг своего зарвавшегося президента, Обама народ Гондураса не поддержал. Вся его политика в Латинской Америке непродуктивна и подлежит коренному пересмотру, когда в США будет другой президент.
Пока же в мире наблюдается неблагополучие. В ЕС ситуация, предвещающая трудности в сохранении союза. Лидерство США на ближайшие полтора года выражено слабо и практически заморожено. Россия этим не преминула воспользоваться и, несмотря на все осложнения, связанные с реакцией Запада на ее агрессию против Украины, ведет себя, как зазывала на ярмарке. Кого и куда заведет, увидим позже, а пока на развилке дорог остановка.
Казалось бы, чего проще? Посмотрите, граждане мира, где людям лучше живется, и перенимайте лучший опыт жизнеустройства. Долгие годы США были мировым лидером, и всем это было на благо, России в том числе. Начиная с тридцатых годов прошлого века, когда американцы построили в СССР Днепрогэс, тракторные заводы, автомобильные и прочие, когда навезли оборудования и обучили персонал на нем работать. В годы Второй мировой войны США спасли СССР неоценимой помощью и Вторым фронтом. Когда СССР развалился, Америка предоставила помощь России. А что в ответ? Все то же «насупротив»?
А российский народ, приниженно ликующий под надзором полиции, лишенный элементарных прав и обманутый, обречен на безмолвие, пока в России правит близкая к сталинской жестокая диктатура, все еще по существу Западом не понятая и не остановленная. Конгрессмен-республиканец Крис Смит («Голос Америки»): «Когда вы колеблетесь, это придает силы диктатурам».
Другой известный поэт сказал: «… давно пора е—— мать умом Россию понимать»….. Россия предсказуема…. Только ей, как и последние десятилетия США не везёт на руководителей страны…. Государством должны руководить экономисты, юристы, промышленники и предприниматели, но не силовики, особенно из органов безопасности….