Гуляя по интернету, а также читая приходящие на электронную почту письма (которые прилетают как в сказках – без почтальона, сами через тысячи верст) наткнулся на рассказ Куприна 1908 года о путешествии в Финляндию длиной меньше странички. После прочтения которого у меня возникли вопросы, которые адресую читателям. Главный из коих: есть ли в этой зарисовке с натуры классика русской литературы хоть что-нибудь актуальное глядя из столетнего удаления? Или его содержание имеет такое же отношение к современной российской действительности, как фильмы о марсианах? То есть – ну никакого!
Юрий Магаршак, блогер
Гастрономический финал
Рассказ А. Куприна 1908 года о путешествии в Финляндию
– Помню, лет пять тому назад мне пришлось с писателями Буниным и Федоровым приехать на один день на Иматру. Назад мы возвращались поздно ночью. Около одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа, и мы вышли закусить.
Длинный стол был уставлен горячими кушаньями и холодными закусками. Тут была свежая лососина, жареная форель, холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому подобное. Все это было необычайно чисто, аппетитно и нарядно. И тут же по краям стола возвышались горками маленькие тарелки, лежали грудами ножи и вилки и стояли корзиночки с хлебом.
Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось, затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну марку (тридцать семь копеек). Никакого надзора, никакого недоверия. Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были совершенно подавлены этой широкой взаимной верой.
Но когда мы возвратились в вагон, то нас ждала прелестная картина в истинно русском жанре.
Дело в том, что с нами ехали два подрядчика по каменным работам.
Всем известен этот тип кулака из Мещовского уезда Калужской губернии: широкая, лоснящаяся, скуластая красная морда, рыжие волосы, вьющиеся из-под картуза, реденькая бороденка, плутоватый взгляд, набожность на пятиалтынный, горячий патриотизм и презрение ко всему нерусскому – словом, хорошо знакомое истинно русское лицо.
Надо было послушать, как они издевались над бедными финнами.
– Вот дурачье так дурачье. Ведь этакие болваны, черт их знает! Да ведь я, ежели подсчитать, на три рубля на семь гривен съел у них, у подлецов… Эх, сволочь!
Мало их бьют, сукиных сынов! Одно слово – чухонцы.
А другой подхватил, давясь от смеха:
– А я… нарочно стакан кокнул, а потом взял в рыбину и плюнул.
– Так их и надо, сволочей! Распустили анафем! Их надо во как держать!
На сайте http://samlib.ru этот же рассказ блогер Эспри Де Лэскалье сопровождает своим послесловием.
Послесловие.
Очень жёсткий и критичный рассказ А. Куприна. Конечно, в «классическое издание» творчества Куприна не вошёл. Слишком уж он задевает «национальные чувства». Слишком остро, презрительно и, с точки зрения квасных патриотов, аж антипатриотично. Нечто похожее наблюдалось в России не раз и при Государе Императоре и при большевистском самодержавии. Например, реакция большинства русской интеллигенции на мемуары Маркиза Астольфа де Кюстина «Николаевская Россия. 1839 год» «La Russie en 1839». Не очень комплиментарные для российских нравов того времени. «Русофобия, славянофобия» и прочие обвинения были брошены на борьбу с этими воспоминаниями француза. Фаддей Булгарин, омерзительный тип, травивший Пушкина, даже подрядился было написать книгу – опровержение этих мемуаров, за счёт государственной казны, да Император не захотел оплачивать его услуги!
Но мне представляется, что данный рассказ Куприна, не есть «прелестная картина в истинно русском жанре», а обычное описание любых подонков, независимо от национальной принадлежности! Мне случалось наблюдать поведение людей из совершенно других стран, ничего общего с Россией не имеющих, однако их слова и поведение были точной копией только что описанного. Тоже, давясь от смеха, они, перебивая друг друга, описывали свои «приключения – подвиги» в бытность за границей в качестве туристов.
Один сжирал в Норвегии три полных блюда всякой еды, причём в один присест, ибо норвежцы держали все столы самообслуживания открытыми и никто не хватал за руку хапающего нахала. (Ведь он уже заплатил за отель!) И так он делал все дни пребывания в Осло! Сам видел!
Ещё характерное хамское поведение наблюдал у туристов, тоже, не из России, у Пизанской «Падающей башни», колокольни близ пизанского собора. Один и тот же «задний проход», простите, – приём. Туристы отходили от башни так, чтобы в перспективе получиться ростом, близким к размерам башни, поворачивались, выпячивая задницу в сторону башни и так фотографировались, сопровождая это действо радостным гоготанием! На снимке же получалось, что данный гражданин или гражданка (почему-то они особенно любили это) своей задницей удерживают башню от падения!
Другие с упоением рассказывали, что в их номере был бар-холодильник с напитками. Натурально, если берёшь из бара что-то, плати при выписке из отеля. Служащие проверяли наличие в баре всех напитков. Но наши «герои» не заплатили ни копейки, поскольку все бутылочки с напитками – минеральная вода, лимонад, лёгкое вино, пиво – были в сохранности и аккуратно стояли на полочках бара.
Мерзостный фокус же заключался в особой гнусности подонков: Они взяли и выпили из бутылок пиво и сухое вино, а затем помочились в эти бутылочки, закрыли их осторожно снятыми пробками и вернули в холодильник! По цвету – никакой разницы и наивные служащие отеля ничего не заподозрили!
Резюмируя: так ведут себя любые подонки любых национальностей и стран!
И подонков таких – в «человечестве» легион! Абсолютное большинство!
Недаром Станислав Ежи Лец сказал как-то: «Я твёрдо убеждён в том, что наш мир имеет форму пирамиды, поскольку его самая большая грань – ДНО!»
03. 07. 2014 P.S. Приношу извинения читателям! Только что просмотрел том шестой Сочинений А. Куприна, 1958 г., Москва, стр. 622 – 623 и там приведен этот его рассказ. Но не хватает последнего абзаца: «И тем более приятно подтвердить, что в этой милой, широкой, полусвободной стране уже начинают понимать, что не вся Россия состоит из подрядчиков Мещовского уезда, Калужской губернии».
Небольшие зарисовки с натуры.
Довелось нам с мужем пару лет назад побывать в Амстердаме. Кто бывал – знает, город очень красив – каналы, красновато-коричневые дома, отражающиеся в них. Цветы, фонари, мельницы в пригородах, неожиданно возникающие по маршруту электропоездов, причудливо оформленные яхты, да – просто улицы – все необычайно красиво. Можно сказать – город-музей. Посреди этого роскошества довелось встретиться с российскими туристами. Их ни с кем не спутаешь. Язык непередаваем – мат через слово. И женщины, и мужчины владеют этим искусством в совершенстве. Несколько испортили они нам настроение. К счастью, ненадолго. Мы были на прогулке сами, ни с какой группой не связаны. Наши маршруты более не пересекались.
… Германия. Замок Линденхоф. Его еще называют «Маленький Версаль в Альпах». Вся территория – роскошный комплекс – сам замок, парк, террасы, фонтаны, золоченые скульптурные композиции. Сказочная природа – на фоне Альп. И российские туристы – в фонтане со скульптурами, куда входить вообще запрещено. Точно так же, как и в Амстердаме – мат – как обычное средство общения. И непременное фотографирование в фонтанах – дамы, поворачиваясь к кавалерам, простите, задом – на память о пребываниии в Линденхофе.
… Калифорния, Невада, Аризона, Юта – США. Превосходная поездка в сентябре прошлого года. Мы с группой туристов – все из стран бывшего СНГ, большинство из России, были из Украины, пара «крымнашчанок», кстати, высказавших свое желание переехать в США, мотивируя это тем, что Севастополь оккупирован…
В группе американцев было всего трое – я с мужем и еще одна туристка. Все остальные – см. выше. Группа замечательная. Культурные, доброжелательные, любознательные. С двумя москвичками мы подружились. В поездке все друг другу помогали. Муж мой помогал в общении на маршрутах преодолевать языковый барьер, оформлять проездные документы в гостинице перед отъездом. Во всех отношениях все прошло прекрасно. Хотя и поездки многочасовые, утомительные. Иногда кажется, что пейзажи однообразны и грандиозны в то же время – пустыни – горы, горы – пустыни. Каньоны, парк Йосемити, красивейшие города Сан-Диего, Сан-Франциско, Лас-Вегас с его гостиницами-музеями, Лос-Анджелес с прелестными городками на побережье Тихого океана, река Колорадо с гигантской плотиной и искусственным озером.
Не буду перечислять всего остального – даже перечень штатов, в которых мы побывали, говорит о масштабности увиденного. Не об этом речь. В этой поездке лишь один раз у нас с мужем вызвал улыбку комментарий одного из туристов. Проезжая мимо горных хребтов на действительно бескрайних просторах, он произнес: «Это по типу Крымских гор»… Ну, что ж, у каждого свои ассоциации. Для нас же было главное, что мы повстречали приятных в общении людей. Нам повезло!
Мира Голд
Если кто не знает, то знайте , КУПРИН был АГЕНТОМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕКВИ и ЦАРСКОЙ ОХРАНКИ , и по их заказу ПИСАЛ НАВЕТЫ на НАРОД БОГА и по их ЗАКАЗУ вел словесную ТРАВЛЮ !
Вот один из примеров этой ЗАКАЗУХИ :
«Все мы, лучшие люди России , давно уже бежим под хлыстом ЕВРЕЙСКОГО галдежа, ЕВРЕЙСКОЙ истеричности, ЕВРЕЙСКОЙ повышенной чувствительности, ЕВРЕЙСКОЙ страсти господствовать, ЕВРЕЙСКОЙ многовековой спайки, которая делает этот ИЗБРАННЫЙ НАРОД столь же СТРАШНЫМ и сильным, как стая ОВОДОВ, способных УБИТЬ в болоте лошадь.
Ужасно то, что все мы СОЗНАЕМ это, но во сто раз ужасней то, что мы об этом только шепчемся в самой интимной компании на ушко, а вслух сказать никогда не решимся.
Можно иносказательно обругать царя и даже Бога, а попробуйте-ка ЕВРЕЯ !?
Ого-го! Какой вопль и визг поднимется среди этих фармацевтов, зубных врачей, адвокатов, докторов, и, особенно громко, среди РУССКИХ писателей, ибо, как сказал один очень недурной беллетрист, КУПРИН;
каждый ЕВРЕЙ родится на свет божий с предначертанной миссией БЫТЬ РУССКИМ писателем.
Я помню, что Ты в Даниловском возмущался, когда я, дразнясь, звал ЕВРЕЕВ жидами.
И уж если Ты рассердился на ЭТУ БАНДУ литературной *СВОЛОЧИ ( *ПУШКИН, Шалом АЛЕЙХЕМ и т.д.) — стало быть, охалпели от наглости.
И так же, как Ты и я, думают, но не смеют об этом сказать, сотни людей. Я говорил интимно с очень многими из тех, кто распинается за ЕВРЕЙСКИЕ интересы, ставя *ИХ (* ПРОРОКОВ, АПОСТОЛОВ, ПУШКИНА, …. ) куда ВЫШЕ народных, мужичьих.
Вот три честнейших человека: Короленко * (ЕВРЕЙ) , Водовозов, *Иорданский (ЕВРЕЙ) .
Скажи ИМ о том, что я сейчас пишу, скажи даже в самой смягченной форме. Конечно, они не согласятся и обо мне уронят несколько презрительных слов, как о бывшем офицере, о человеке без широкого образования, о пьянице, ну! — в лучшем случае как об enfant terrible.3
Но в душе им ЕВРЕЙ более чужд, чем японец, чем негр, чем говорящая, сознательная, прогрессивная, партийная (представь себе такую) собака.
Стоит ли о таком пустяке думать, когда у Хайки Мильман в Луцке выпустили пух из перины?
(А ведь чего-нибудь да стоит та последовательность, с которой ИХ БИЛИ и БЬЮТ во все времена, начиная от времени египетских фараонов!)
Где-нибудь в плодородной Самарской губернии жрут глину и лебеду — и ведь из года в год!
Но мы, русские писатели, т.е. Ты, я, Пошехонов, Водовозов, Гальперин, Шполянский, Городецкий, Шайкевич и Кулаков испускаем вопли о том, что ограничен прием учеников зубоврачебных школ.
(ЕВРЕИ) У башкир УКРАЛИ миллион десятин земли,
прелестный КРЫМ обратился в один сплошной лупанарий, *разорили ( * ЕВРЕИ ХАЗАРИИ ВЛАДЕЛИ всей территорией которая называется сегодня ТУРЦИЯ и УКРАИНА и это были самые ПРОУВЕТАЮЩИЕ МЕСТА на ЗЕМЛЕ ! ) хищнически древнюю земельную культуру Кавказа и Туркестана,
обуздывают по-хамски ЕВРОПЕЙСКУЮ Финляндию, (?)
сожрали *Польшу как государство, ( *ПОЛЬША всегда ПАРАЗИТИРОВАЛА на ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ и МОЗГАХ, и Адам Мицкевич ЕВРЕЙ )
устроили бойню на Дальнем Востоке — и вот, ей-богу, по поводу всего этого ОКЕАНА зла, несправедливости, насилия и скорби было выпущено гораздо меньше воплей, чем при «инциденте Чириков — Шолом Аш», выражаясь тем же ЖИДОВСКИМ газетным языком. Отчего? Оттого, что и слону, и клопу одинаково больна боль, но раздавленный клоп громче воняет.
Мы, русские, так уж созданы *нашим русским Богом ( * это высказывание свидетельствует о том, что КУПРИН полный ДЭБИЛ ),
что умеем болеть чужой болью, как своей.
Сострадаем Польше, и отдаем за нее свою жизнь, распинаемся за ЕВРЕЙСКОЕ РАВНОПРАВИЕ .
Почему мне (Куприну ) заказали ЧЕРНИТЬ ЕВРЕЕВ , потому что :
«И никто не способен так великодушно, так скромно, так бескорыстно и так искренне бросить свою жизнь ПСУ под хвост во имя ПРИЗРАЧНОЙ ИДЕИ о СЧАСТЬЕ *будущего человечества (* за которую ВЕДУТ ВОЙНУ ЕВРЕИ ), как *мы(* такие ТВАРИ как Куприн готов не был , он любил СВОЕ ТЕЛО и служил ему продавая Душу САТАНЕ ) .
И не от того ли нашей *РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (*которую ВОЗГЛАВИЛИ ЕВРЕИ и РУССКИЙ НАРОД их выбрал своими ВОЖДЯМИ) так боится свободная, конституционная Европа с Жоресом и Бебелем, с немецкими и французскими буржуа во главе.»
( ПОЭТОМУ) «Но я ( мои ЗАКАЗЧИКИ ХОТЯТ) хочу, чтобы ЕВРЕИ были изъяты из ее материнских забот.
И, чтобы доказать Тебе, что мой взгляд правилен, я Тебе приведу тридцать девять пунктов.»
Далее Куприн весь свой талант ОСКВЕРНИТЕЛЯ сочинителя выразил так :
«Один парикмахер (ЕВРЕЙ) стриг ГОСПОДИНА и вдруг, обкорнав ему полголовы, сказал «извините», побежал в угол мастерской и стал ссать на обои, и, когда его клиент окоченел от изумления, фигаро спокойно объяснил: «Ничего-с. Все равно завтра переезжаем-с». Таким цирюльником во всех веках и во всех народах был ЖИД с его *грядущим СИОНОМ,
(*для всех религиозных организаций СТРЕМЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ в СИОН , означало СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА БОГУ и тогда КОНЕЦ РЕЛИГИОЗНОГО ПАРАЗИТИРОВАНИЯ )
за КОТОРЫМ ЕВРЕЙ всегда бежал, бежит и будет бежать, как голодная КЛЯЧА за клочком сена, повешенным впереди ее оглобель.
Этот БРЕД им, рожденным от ЕВРЕЙКИ, еврея — присущ так же, как Завирайке охотничье чутье и звероловная страсть.
Этот БРЕД сказывается в их скорбных глазах, в их неискоренимом рыдающем акценте, в плачущих завываниях на конце фраз, в тысячах внешних мелочей, но главное — в их поразительной ВЕРНОСТИ религии, а отсюда,
стало быть, по свойствам этой религии — и в гордой ОТЧУЖДЕННОСТИ от всех других народов.»
( такая была оказывается ОТЧУЖДЕННОСТЬ чть РУССКИЙ НАРОД поставил СВОИМИ ВОЖДЯМИ именно ЕВРЕЕВ ! Вот этого и боялись ЦЕРКОВЬ и МОНАРХИЯ !
Потому и УБИВАЛИ таких как ПУШКИН и ТРОЦКИЙ ! )
Работы этой МРАЗИ используют в своей ПРОПАГАНДЕ все ВРАГИ НАРОДА БОГА и сегодня !